Корабль-призрак и приведения под кроватью…
Это первое исполнение произведения классика в оперном театре нашей страны! Спектакль создавался по оригинальной партитуре автора и исполнялся на немецком языке с украинскими субтитрами.
Инициаторами постановки выступили: руководство Донбасс Оперы и Генеральное консульство Германии в Донецке, которое приобрело для театра оригинальный нотный материал издательского дома Breitkopf. Подготовка «Летучего Голландца» велась около двух лет! Коллектив театра готовился очень скрупулезно: были этапы предварительной подготовки, украинским вокалистам пришлось преодолеть языковый барьер, разучивая немецкие тексты, были изготовлены уникальные декорации (их вес 9 тонн!) и куплен видеопроектор, позволяющий передавать бушующее море, а всю сцену закрыл огромный наклонный помост – имитация корабельной палубы, которая зафиксирована под углом, создавая некий 3D-эффект. Специально для спектакля были пошиты три сотни костюмов, париков и т.д.
В создании этого масштабного международного проекта, приняли участие яркие личности из Австрии, Германии, Украины и России.
- Постановка оперы Рихарда Вагнера «Летучий Голландец» – уникальный украинско-немецкий культурный проект, и начало ряда мероприятий, приуроченных к 200-летнему юбилею композитора, который будем отмечать в 2013 году.То, что мы взялись за эту постановку, говорит о высоком профессионализме нашего оркестра, хора, балета и солистов. Я уверен, что «Летучий Голландец» станет сюрпризом для поклонников оперы не только в Украине, но и для Европы, потому что и на родине Вагнера не многие театры, зная сложность этого произведения, решаются ставить у себя на сцене», - сказал художественный руководитель Донбасс Оперы Вадим ПИСАРЕВ.
- Сегодня Донбасс – не только край металлургии и угледобычи, а здесь можно послушать оперу, поставленную на современном европейском уровне! Ныне Донецк не только промышленный город, но и город высокой культуры», - заметил Генеральный консул Германии в Донецке Клаус ЦИЛЛИКЕНС.
Напомним, «Летучий Голландец» – одна из первых опер Рихарда Вагнера, написанная по его собственному либретто и увидевшая свет в Дрездене в 1843 г. Существовало много вариантов легенды о Голландце, прежде чем композитор кристаллизовал их в свою оперу. Сегодня это вагнеровское произведение входит в репертуар многих оперных театров мира.
В Донецком оперном театренемецкий режиссер-постановщик Мара КУРОЧКА несколько изменила либретто: «В оригинальном варианте это история о несчастной любви, в финале которой главная героиня Сента, чтобы доказать свою верность Голландцу, сводит счеты с жизнью, бросившись со скалы. Я рассказываю «Летучего Голландца», как лихорадочный сон Сенты. Во сне Сенты мы переживаем происходящие события с ее эмоциональной точки зрения. Перед нами предстает ограниченный, меркантильный, враждебный и очерствелый мир, в котором правят отец Сенты и Мэри. Сента мечтает о Голландце и видит в нем вымышленную родственную душу. В этой постановке для меня речь идет о том, чтобы через историю Сенты передать ощущение жизни 19 века, приблизиться к нему, насколько это возможно, исходя из современной перспективы, так как я вижу сильные параллели с нынешним социальным настроением. Глобализация, гиперкапитализм, сдвиги в ценностях ведут к тому, что одиночка чувствует себя бессильным… Это не первая моя постановка Вагнера. Для меня было важно найти, что беспокоило людей в то время, и провести параллель с современным миром».
С помощью уникального видеопроектора сценографы Торге Мёллер и Момме Хинрихс сумели создать иллюзию плывущего корабля, бушующего моря и даже подводного мира. Все это транслировалось на экране!
- Благодаря использованию новейших технологий мы заинтриговали публику интересными спецэффектами, - считает Главный дирижер Донбасс Оперы Василий ВАСИЛЕНКО. – Удалось зримо передать штормовую стихию, неожиданно появляется на экране корабль-призрак и Голландец – капитан скиталец, а также раскрыть суть фантазий и переживаний Сенты, дочери норвежского моряка Даланда. Наш спектакль - романтическая драма о человеческих взаимоотношениях и любви. В постановке задействовано более 300 человек. Для оперы создана масштабная палуба весом девять тонн. Конструкция зафиксирована под углом для создания 3D-эффекта, а максимальная высота помоста два метра.
К постановке «Летучего Голландца» были привлечены: дирижеры – народный артист Украины Василий Василенко (главный дирижер Донбасс Оперы) и Михаил Синькевич (Мариинский театр, г. Санкт-Петербург), режиссер-постановщик – Мара Курочка (Германия), хормейстер-постановщик – народная артистка Украины Людмила Стрельцова, художники-постановщики – Момме Хинрихс, Торге Мёллер, Юлия Харттунг (Германия); исполнитель партии Голландца – Андреас Макко (Германия), Даланда – Вальтер Финк (Австрия), Сенты – лауреат международных конкурсов Леся Алексеева (Национальная опера Украины), хо и оркестр Донецкого оперного театра им. А. Соловьяненко.
Руководитель проекта– генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств Украины Василий Рябенький; художественные консультанты проекта: художественный руководитель Донбасс Оперы – народный артист Украины Вадим Писарев и директор компании Pro Musica Classic Александер Янков (Швейцария). То, что спектакль украсил афишу Донбасс Оперы стало возможным благодаря поддержке украинских и немецких партнеров: Донецкой областной государственной администрации, Донецкого областного совета, Посольства Германии в Украине, Генерального консульства Германии в Донецке, Немецкого культурного центра «Гете-Институт» в Киеве и компании СКМ.
Те зрители, которые не попали на премьеру в субботу, смогут окунуться в пучину вагнеровской музыки и оценить модернистскую постановку Донбасс Оперы, придя в театр 12 декабря, а в следующий раз спектакль «Летучий Голландец» покажут уже 14 и 17 февраля.