Красота технологий и поза умолчания
Культурно-образовательный проект «Музей новостей» приурочен к 20-летию программы ТСН; она выступила одним из организаторов. В официальном пресс-релизе указано, что экспозиция должна рассказать о том, как создаются новости и как они меняют жизнь своих героев.
«Музей новостей» насчитывает 10 залов с интерактивными зонами, каждый из которых посвящен отдельной теме, от Зала хаоса (более 50 экранов, которые вещают одновременно, создавая завораживающую какофонию) до Зала гордости (наши крупнейшие достижения за последние 25 лет на 4 экранах и волонтерский автомобиль «Сырник» в центре зала). Процесс производства и распространения новостей здесь буквально разложен по полочкам (по стендам, если быть точным). Воспроизведены даже фрагменты студии с фоновыми декорациями и профессиональным освещением, представлены все сопутствующие подробности, от раритетных моделей телекамер до полного комплекта оборудования фронтового журналиста (общий вес, кстати - 50 килограммов).
По сути, эта выставка, умышленно или нет, является музеем новейшей истории Украины. Потому что, кроме чисто журналистского наполнения, здесь экспонируются уникальные вещи, которые у рядового зрителя нет шансов увидеть в других обстоятельствах: фрагмент двигателя крупнейшего в мире самолета «Мрия», флаг Украины, занесенный в Верховную Раду во время провозглашения независимости, черновик Акта провозглашения независимости - знаменитый автограф Левка Лукьяненко в простой школьной тетради, платье, в котором Руслана выиграла Евровидение в 2004-м, лозунги с протестов разных лет, щиты и каски с Евромайдана, прошитые пулями таблички из Донецкого аэропорта, простреленный насквозь волонтерский автомобиль «Сырник», на котором спасли не одну жизнь в зоне АТО, оригинальные головные уборы руководителей четырех крупнейших религиозных конфессий страны. Сквозной сюжет выставки построен так, что, переходя из зала в зал, заново переживаешь - проживаешь - эти последние нелегкие 26 лет.
Это впечатление тем более яркое, что «Музей новостей» по определению настроен на максимальное взаимодействие с посетителями, на их активность. Очевидно, это самая высокотехнологичная экспозиция за время работы «Мыстецького Арсенала». Здесь есть многочисленные сенсорные экраны, виртуальные 3D-панорамы Верховной Рады, Чернобыля и зоны АТО, в которых можно «прогуляться» и послушать объяснения, специальные тесты (в том числе один из важнейших - на журналистскую этику). Можно сделать собственную фотографию в роли ведущего прогноза погоды или интервьюера, попробовать себя в качестве ведущего новостей в настоящей студии или научиться отличать фейковые новости от настоящих; и это уже не говоря о многочисленных стендах и таблицах с самой разнообразной информацией, о разнокалиберных экранах со знаменитыми сюжетами - «Музей новостей» оборудован по стандартам современных западных интерактивных музеев и выставок.
Единственный вопрос остается к собственно ТСН. Во всей этой впечатляющей азбуке новостей не хватает одного раздела - «Цензура». В жизни, безусловно, уважаемой службы новостей был период, когда она контролировалась режимом Кучмы и получала «темники» - впрочем, как и большинство наших СМИ, к сожалению. Образцы тех же «темников», классические случаи цензуры и борьбы с ней и знаменитое обращение Роднянского в прямом эфире в 2004 году о том, что отныне телеканал «1+1» и ТСН будут придерживаться необходимых стандартов честности и объективности - были бы не просто достойным дополнением к выставке, не только показали бы саму ТСН как действительно смелую и профессиональную медиаструктуру, но и стали бы своего рода словом в защиту всех тех, кто в нашей стране страдал от цензуры и боролся с ней.
Итак, напоследок, можно пожелать ТСН на будущее быть смелее, а руководство «Мыстецького Арсенала» поздравить с воплощением действительно этапного проекта.