«Крым стал нефотогеничным...» (фото)
Чуть больше десяти фото представили в Крымском доме, также в экспозиции есть чистый лист. Все это напоминает о драматическом событии: в апреле 2016 года в Симферополе российские силовики ворвались к Николаю Семене с обыском и изъяли 900 гигабайтов информации, 80% из которой составлял фотоархив за 20 лет работы. Поэтому на выставке «Совершенно изъято» представили крохи, которые удалось спасти от «ФСБ Крыма» (мы анонсировали событие в материале «То, что не отобрали ФСБшники» в №229 «Дня» за 15 декабря). Это - акт поддержки журналиста, которого оккупационная власть незаконно обвинила в призывах к нарушению территориальной целостности. Напомним, на прошлой неделе Николаю Михайловичу вручили обвинительный акт, сейчас он с адвокатами готовится к судебному разбирательству дела. Николаю Семене грозит до пяти лет лишения свободы.
Выставку «Совершенно изъято» организовали общественная организация «Крым SOS» и мультимедийная информационная платформа «Крым.Реалии». Соучредитель и координатор «Крым SOS» Тамила Ташева рассказывает: «На фотовыставке только 11 работ. Это то, что нам предоставил сам Николай Семена. В каждой есть маленький текст, который он сам написал. Мы специально не корректировали эти тексты, это довольно эмоциональные рассказы от первого лица. Также Николай написал обращение к аудитории. Мы хотели пообщаться с ним сегодня здесь по скайпу, чтобы он увидел людей, которые пришли, потому что в действительности это мероприятие является очень важным для него. Но, к сожалению, он со своим адвокатом в Крыму общается с представителями «силовых ведомств» полуострова, поэтому это не стало возможным».
Тамила Ташева также вспомнила свое знакомство с Николаем Семеной: «Я начала общественную деятельность в 2003 году, мы делали какие-то круглые столы, обсуждения. Тогда для нас в Крымскотатарском молодежном центре было огромной радостью, если пан Николай приходил на какое-то мероприятие, потому что он как аналитик многое мог сказать. Никогда бы не подумала, что через столько лет мы будем заниматься тем, что будем помогать в том, чтобы его не осудили, добиваться его освобождения и выезда с территории Крыма, который он действительно очень любит».
Руководитель проекта «Крым.Реалии» Владимир Притула называет Николая Семену очень талантливым, мужественным и умным человеком. «Мы его больше знаем как профессионального журналиста, я читаю его тексты более 20 лет в различных изданиях, и для меня в определенной степени эта выставка - тоже открытие его как фотохудожника, репортера, - делится Владимир Притула. - Я видел, что он много снимал, но не всегда обращал внимание на результаты этой работы. Тем, кто хочет, чтобы Николай молчал, не удастся этого сделать. Сейчас он не все может сказать, не все может написать, но он продолжает фотографировать. Даже то, что у него украли архив, его не остановило. Думаю, мы еще увидим на его фотографиях современный Крым. И надеюсь, он сам сможет открыть здесь выставку своих лучших фоторабот». Кстати, работы Николая Семены, который до аннексии долго был корреспондентом «Дня» в Крыму, участвовали в нашем фотоконкурсе. Поэтичность крымской природы, местные художники и их произведения, социальные и политические акции, просто интересные наблюдения - все это находилось в активе журналиста.
Сам Николай Семена высказался в упомянутом обращении. «Крым, несмотря на свою природу, стал нефотогеничным полуостровом. Когда регион стоит на грани войны, когда жителей Симферополя и других городов уже тренируют бежать в подвалы «учебными» сиренами, еженедельно утверждают о задержании «диверсантов», а президент соседнего государства в фильме говорит, что был готов применить по Крыму ядерное оружие - здесь не до красот моря и гор. Тем более посещение горно-лесных районов запрещено, - пишет журналист. - Говорят, из-за пожарной безопасности, на самом деле – из-за подозрений ко всем, из-за опасений, что кто-то набредет на многочисленные тренировочные лагеря для бойцов и «ополчения», разбросанные по лесам».
Николай Михайлович добавляет, что сейчас на полуострове фотохудожники и фоторепортеры предпочитают невзрачные фотокамеры, которые не привлекают внимания, или даже смартфоны. А свободно снимают только сотрудники провластных изданий. «Если в городе, а тем более в лесу, появляется человек с фотокамерой - это уже вызывает подозрение, и чем профессиональнее камера, тем больше. У меня несколько раз «ополчение» проверяло отснятый материал, но «крамолы», к счастью, не нашли, а доказать кому-то, что такие проверки незаконны, невозможно. Это еще подозрительнее», - отмечает Николай Семена.
Среди фотографий, представленных на выставке, весьма символичной является работа с несколькими «нитями» колючей проволоки и спутниковыми тарелками. Николай Семена назвал ее «Свободу не остановить». «Дома и вышки, облепленные спутниковыми тарелками, не редкость в Крыму, их становится все больше. Дело в том, что сейчас на полуострове можно принимать только российские каналы, а это многих не устраивает. И только через спутник можно поймать телевизионные каналы из Украины. Эта установка одного из домов показалась мне символической не только многочисленностью тарелок, но и заграждением из колючей проволоки. Соединились два антипода - символ свободы слова и символ заключения, символ потери всякой свободы», - говорится в авторском тексте. Важной частью открытия выставки стала дискуссия «Журналистика в Крыму: пути освобождения », в которой, в частности, приняли участие Владимир Притула, Тамила Ташева, адвокат Николая Семены Андрей Сабинин, и. о. председателя Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко, редактор отдела корреспондентской сети «Дня» Ольга Харченко. Больше о важных и щекотливых вопросах, поднятых во время разговора, читайте вскоре на нашем сайте.