Мастер-класс в прямом эфире!
В Киеве профессиональный тренаж для украинских артистов состоялся в формате мастер-класса. Гости из Франции - Клод Бесси, выдающаяся балерина, любимица легендарного танцовщика, хореографа, нашего знаменитого соотечественника Сержа Лифаря, этуаль Гранд Опера, которая в течение 30 лет возглавляла при этом прославленном театре Школу танца, и ее многолетний партнер Сирил Атанасов, обладатель премии им. В. Нижинского и звания «Кавалер искусств и литературы», премьер, профессор балета Гранд Опера. Именно месье Атанасов раскрывал балетные секреты украинским артистам. Трансляция урока происходило на канале на youtube и на facebook странице Национальной оперы.
Творческая судьба С. Атанасова связана с балетной труппой Парижской Оперы, куда он был принят в 1957 году после окончания Школы танца при театре, и где в 1964-м достиг высшей степени артистического пути, красиво называется «этуаль». Он «перетанцевал» много спектаклей, как старинной, классической, так и новейшей, современной хореографии: «Лебединое озеро» (в постановках В. Бурмейстера и Р. Нуриева). «Жизель», «Коппелия», «Сильфида», «Спящая красавица», «Сильвия», «Дон Кихот» и «Раймонда» (редакция Нуреева). «Тщетная предосторожность», а также «Петрушка» М. Фокина, «Свадебка» Б. Нижнинской, «Ромео и Джульетта», «Видение», «Сюита в белом» и «Федра» С. Лифаря, «Кавказский пленник» Ж. Скибина, «Агон», «Вальс», «Цыганка» и «Скрипичный концерт» Дж. Баланчина, «Осуждение Фауста» и «Весна священная» М. Бежара, «Собор Парижской Богоматери», «Нана» и «Голубой ангел» Р. Пети, «Иван Грозный» Ю. Григоровича, «Времена года» К. Мак-Миллана, «Ромео и Джульетта» Нуриева и многие другие ...
Напомним, карьера Клод Бесси в труппе Сержа Лифаря, куда ее привел отец, началась с 15 лет. И она стала самой молодой балериной Парижской оперы за всю ее историю. Знаменитый хореограф раскрыл талант юной балерины, она стала его музой, его любимой танцовщицей, которая воплотила на сцене ведущие партии в его постановках. В 1956 она была выдвинута на ?toile (этуаль - звезда), высший статус артистов балета Парижской оперы. В 1970-1971 гг. Клод Бесси была балетмейстером Парижской Оперы, а с 1972 по 2004 г. - директор балетной школы Парижской оперы.
Знакомство Клод Бесси с балетной труппой Национальной оперы Украины произошло во время недавних гастролей в Париже, где украинские артисты с аншлагами показали 16 спектаклей «Щелкунчик» (об этом писал «День», №№ 3-4 за 11 января). Знаменитая балерина посетила несколько спектаклей и захотела познакомиться с руководителем нашей балетной труппы Анико Рехвиашвили. «Мадам Бесси пришла за кулисы, сказала хорошие слова, но я подумала, что это, наверное, своего рода комплимент. Затем мадам Бесси появилась на нашем публичном уроке, который проводила наш педагог Татьяна Белецкая. Кроме спектаклей, мы открывали для публики наши уроки, чтобы зрители посмотрели, как мы занимаемся и репетируем, - рассказала Анико Рехвиашвили. - Мадам Бесси отметила, что Европу сейчас захлестнула псевдосовременность, увлеченность формой, что и стало самоцелью. А вот танцевальность, окрашенная духовностью, погружение в сказку, - это и есть настоящий балет, и посоветовала артистам Гранд-опера посмотреть наши спектакли как пример «настоящего балета»...
Кстати, есть планы о продлении творческого сотрудничества, в частности, чтобы Клод Бесси поставила на киевской сцене лифаревский балет «Миражи» на музыку Анри Соге.