И что же это за народ, когда о своей пользе не заботится и очевидной опасности не предотвращает?
Иван Мазепа, украинский государственный деятель, гетман Левобережной Украины, гетман Войска Запорожского обеих берегов Днепра

Место встречи — национальный заповедник «София Киевская»

Третий Bouquet Kyiv Stage — единственный фестиваль, который этим летом рискнули провести в нашей столице

Известие вызвало вполне прогнозируемый ажиотаж у проголодавшейся за время карантина аудитории. Хорошая новость в том, что организаторы фестиваля сделали всё возможное, чтобы даже при карантинной рассадке с расстоянием между стульчиками в 1,5 метра две параллельные сцены в Софии Киевской вмещали 500-600 человек.

Слоганом “Bouquet Kyiv Stage 2020” стала фраза: «Життя триває»! (организаторы- культурный центр “Дом Мастер-класс”). В этом году фест включает в себя шесть разноплановых программ: музыкальную, литературную, Visual Art программу, театральную, детскую и традиционные беседы под ясенем. О самых ярких событиях – ниже.

Просто пение. Концерт музыки Виктории Полевой. 20 августа в 18:00

Женский хор AVE и Оксана Никитюк исполнят хоровой цикл Виктории Полевой с колокольни Софии Киевской. Конечно же, хор будет подзвучен для того, чтобы слышно было везде – голоса «накроют» локацию. Цикл составлен из пасхальных молитв – самых активных и жизнеутверждающих в православной традиции. Такое открытие фестиваля не только сакрализировано, но и символично: лозунг «Жизнь продолжается» получил свой голос (и голос этот женский).

В этот же день в 19:00 на главной сцене музыкальный перформанс «Кино во сне и наяву» с музыкой Вадима Храпачёва в исполнении Sed Contra Ensemble. Храпачёв – один из самых недооценённых украинских композиторов, но кто его талант точно разглядел – так это Роман Балаян. С ним перед перформансом проведёт открытую беседу дочка композитора, известная журналистка, литератор и психолог Мария Храпачёва. В программу войдёт музыка из кинофильмов «Красный петух», «Поцелуй», «Ночь светла» и, конечно же, «Полёты во сне и наяву». А ещё музыканты сыграют посвящение Вадиму Храпачёву его ближайшего друга Валентина Сильвестрова.

21 августа в 17:00 начнётся музыкальный марафон Лятошинский-гала, организованный пианистом Евгением Громовым. В числе исполнителей также пианисты Антоний Барышевский и Валерия Шульга, сопрано Татьяна Журавель, скрипачи Игорь Завгородний и Андрей Павлов, виолончелист Виктор Рекало и Kyiv Mozart Quartet. В этом же концерте примет участие и хранительница наследия композитора, пианистка Татьяна Гомон. Кстати, репетиции проходят в квартире-музее Лятошинского, так что музыканты насыщаются самим духом гения.

КОНЦЕРТОМ-ПРЕДВЕСТНИКОМ ФЕСТИВАЛЯ СТАЛО ИСПОЛНЕНИЕ ОПЕРЫ «БЕЗГРАНИЧНЫЙ ОСТРОВ» ВИКТОРИИ ПОЛЕВОЙ

Лятошинский-гала – единственное масштабное событие в этом году, приуроченное к 125-летию украинского классика. При этом раскрывающее его с совершенно новой стороны. Мы его знаем прежде всего как выдающегося симфониста и терпеливого учителя киевской консерватории. Для композиторов-шестидесятников Борис Николаевич был отцом родным, но вот почему он так поддерживал и принимал эксперименты своих студентов – только ли из-за широты своего характера? Камерные произведения 20-х покажут, что не только: Лятошинский тоже был экспериментатором. Многие из пьес и романсов 20-х прозвучат впервые: рукописные партитуры пролежали в ящике и никогда не публиковались. Не потому, что неудачные, а, видимо, из опасений подвергнуться репрессиям. Хранил эти рукописи композитор в левом отделении рабочего стола, то есть прямо под сердцем. А там  могло находиться только самое сокровенное.

 22 августа в 18.00 – премьера нового хорового цикла Валентина Сильвестрова InMemoriam. Сильвестров – это как минимум «наше (музыкальное) всё», поэтому событие важное и обязательное к посещению. К тому же слушать его музыку всегда легко и приятно. В новом цикле девять частей, среди которых как фрагменты канонической мессы и хоры на православные молитвенные тексты, так и поэтические элегии. Камерный хор «Киев» под управлением Николая Гобдыча уже вовсю репетирует премьеру под подбадривающие крики автора. Вообще, вы ничего не знаете о музыке Сильвестрова, если не были на его репетициях – за тихостью и благостью пьес стоят кровопролитные часы и дни поиска того самого тембра и тех самых интонаций, без которых узнаваемое сильвестровское парение не появится.

 23 августа в 16:00 – партнёрский проект благотворительного фонда VERE MUSIC FUND и фестиваля Bouquet Kyiv Stage «Дьордь Лигети: за железным занавесом и вне его». Классика венгерской музыки мы любим не только за идеальное соответствие вселенским кадрам Кубрика («Одиссея 2001» без космической музыки Лигети была бы чем-то принципиально другим), но и за невероятно тонкую работу с румынским и венгерским фольклором. Народные наигрыши с их сложными ритмами и прихотливой мелодикой Лигети превращает во что-то принципиально иное – бестелесное, воздушное и узорчатое. Это тот самый пример, когда максимально радикальное искусство целиком и полностью основано на народном творчестве, плоть от плоти традиции.

Путь «от земли до неба» и побег из советского Будапешта – в Вену в почтовом вагоне между мешками с письмами и бандеролями – это и есть путешествие, которое слушатель совершит вместе с исполнителями проекта.

Состав  участников проекта звёздный: лучшие молодые пианисты Станислав Гуминюк, Дмитрий Чони, Полина Сасько и Антоний Барышевский; скрипачи, которые на международных конкурсах завоёвывают медали для нашей страны – Варвара Васильева и Даниил Гоноболин; так же альтист Владислав Осадчий, меццо-сопрано Валентина Плужникова и виолончелист Арсений Ставицкий, которых вы после этого проекта не сможете забыть.

 В этот же день в 19.00 – австрийский музыкант Стефан Фраунбергер, который в одиночку создаёт потрясающие импровизации на цимбалах и электронике. Символично, что его выступление – сразу после Лигети: это ещё один способ уйти от банальной трактовки народных инструментов. Исследуя музыкальные традиции разных народов, у которых есть в арсенале цимбалы, Стефан, по его признанию «раскрывает таинственный язык вещей, процессов и явлений из разных пластов реальности». А британский журнал «TheWire» совсем недавно вот как прокомментировал выступление музыканта: «Благодаря динамической совокупности жесткой игры, тонких прикосновений к струнам и их мастерского перебора игра Фраунберґера целостно прекрасна, время от времени она обостряется нарастанием грохота судьбы, затем постепенно угасает в пространстве. Усиленный звук маневрирует между упорядоченными мелодиями и шумными вкраплениями, но всегда остается завораживающим и провокационным».

25 августа в 18.00 даст концерт абсолютно неповторимая в своих концертах-моноспектаклях вокалистка и актриса Наталка Половинка. Большинству украинцев она известна в первую очередь благодаря потрясающей работе с народным творчеством и старинными украинскими песнопениями из церковного обихода. В этот же раз Половинка будет петь Генри Пёрселла – английского композитора XVII века. Вместе с ней из Львова приедут клавесинист Павел Гречка и исполнитель на блок-флейте Юрий Гуран. Это значит, что погружение в эпоху произойдёт на максимальной глубине.

Небольшой гид музыкальной программой – это только малая доля событий шестидневного фестиваля BouquetKyivStage. Кроме них как минимум нужно послушать Сергея Жадана, Софию Андрухович, Катерину Калитко и Марка Белорусца в литературной программе, куратором которой выступил Евгений Стасиневич. Кстати, помимо литературных баттлов, по-разному раскрывающих тему города (не забываем, что фестиваль создан для Киева и о Киеве), будет ещё и целая ночь поэзии – с субботы на воскресенье 21-22 августа. Потом сходить на театрализованное представление поэтического сборника Марианны Кияновской «Бабин Яр. Голосами», которое по замыслу режиссёра Олега Липцина проложит свой путь через все локации фестиваля в Софии Киевской. И его символичное название «ЯR» с обёрнутым «я» говорит о том, что перформанс – не только о трагедии Голокоста, но и о каждом из нас.

Любовь МОРОЗОВА, музыковед. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів