Монументальная дискуссия
Лучшие тяжелоатлеты Польши вместо штанги поднимают «морально устаревшие» памятники. Монумент идеологу польского социалистического движения ЛюдвигуВарынскому удалось сдвинуть на 20 сантиметров вверх, а вот президент США Рональд Рейган остался непреклонен. За работой спортсменов можно наблюдать на видео «Тяжелая история» немецкого мастераКристиана Янковского, представленном на выставке «Общественный договор». Объекты, о чьи каменные фигуры ломают копья сторонники разных идеологий, становятся обычными тяжестями.
Болгарский художник Лучезар Бояджиев представил серию фотографий «На отдыхе». Художник фотографирует памятники с всадниками, а потом на снимке убирает монарха, полководца и т.д. (среди его «героев» - и памятник Богдану Хмельницкому в Киеве) с лошади. Животное, по выражению автора, «освобождается» от своей историко-героической нагрузки, а общественное пространство становится более демократичным.
В проекте «Общественный договор» три составляющие: выставка, на которой представлены работы одиннадцати художников из десяти стран мира, публичная программа и временная художественная интервенция художницы из Мексики СинтииГутьеррес «Населяя Тени». Эта интервенция на месте свергнутого в декабря 2013 года памятника Ленину в центре Киева станет своего рода кульминацией выставки. Событие начнется 9 июля и продлится неделю. К пьедесталу, на котором когда-то стоял «вождь народов», будет вести лестница. Все желающие смогут забраться на подножие памятника и на короткое время занять место Ленина. «Мы не ставим другую фигуру вместо Ленина, а предлагаем всем принять участие в инициативе», - подчеркивает куратор проекта «Общественный договор» Екатерина Филюк.
ИЗОЛЯЦИЯ не впервые работает с темой памяти как таковой. Недавний пример - выставка «Восстановление памяти», которая прошла в начале этого года. В рамках проекта художники с Донбасса и Крыма рассказывали о своем опыте потери из-за военных действий на востоке страны и аннексии полуострова. «Общественный договор» касается опыта большого сообщества, а не отдельной личности. Проект позиционируют как попытку создания дискуссионного пространства между художественным сообществом, обществом и властью для обсуждения статуса и функционирования памятных объектов в городской среде.
Сама история проекта, идея которого появилась год назад, интересна. «Все началось с того, что я подала заявку на кураторскую программу в Амстердаме, и одним из заданий, необходимых для поступления, было создать мысленный кураторский проект, - рассказывает Екатерина Филюк. - Можно было выбрать любые локации и художников, бюджет неограничен - все, о чем ты можешь мечтать. И я сразу начала думать о каких-то больших музеях, мощных именах. Но потом решила, что стоит работать с контекстом, который хорошо знаю - для меня это украинский контекст. Так придумала этот проект, прошла на программу, начала учиться, и как-то одна преподавательница сказала, что мой замысел абсолютно реальный, единственное, что она может посоветовать, - воплотить его. Решила попробовать».
Затем в Украине набрала обороты декоммунизация, что только подтвердило актуальность проекта. География художников поражает: Мексика, Австралия, Россия, Украина, Колумбия, Израиль, Германия. Это доказывает общность проблем переосмысления памяти. Кстати, работа АртуроЭрнандеса Алькасара из Мексики «Уничтожение памятника» с фотографиями разрушенных монументов вообще вызывает прямые ассоциации с украинскими реалиями. «Мы поднимаем вопрос о том, каким должен быть памятник в XXI веке, - говорит Екатерина Филюк. - Он не обязательно должен быть из мрамора или гранита, вероятно, его можно создать значительно более динамичным. В этом смысле мне очень нравится ритуал зажжения свечей в День памяти жертв голодоморов. С моей точки зрения, гораздо больший эффект производит это перформативное действие, когда люди зажигают свечи и ставят их у окон своих домов, чем огромный памятник в киевском парке Славы, который вызывает весьма смешанные чувства».
Дискуссионная часть - очень важная составляющая «Общественного договора». Организаторы стремятся объединить в разговорах о сегодняшней роли памятных объектов представителей власти и общества, художников - последних, по мнению Екатерины Филюк, в Украине часто забывают включить в такие обсуждения. «Даже из того, что мы видим на этой выставке, понятно, что художникам есть что предложить, есть что добавить к такой дискуссии, - объясняет Екатерина Филюк. - Возможно, нам стоит прекратить все разрушать и предложить художникам переосмыслить несколько памятников. Возможно, в результате мы получим интересное произведение искусства вместо советского памятника, от которого хотим избавиться. А может, и нет. Но пока не попробуем - не узнаем».
Выставка в рамках проекта «Общественный договор» будет продолжаться на территории фонда ИЗОЛЯЦИЯ в Киеве до 24 августа.