«На плечах гигантов»
Идея проекта «Cтолетие украинской абстракции», в рамках которого представлена эта экспозиция, является очень примечательной. Речь идет об еще одном шаге к восстанвлению преемсивеннрости нашей традиции. «Современных художников— абстракционистов у нас много. Но посмотреть, каким образом они связаны с прошлым украинской абстракции, как-то никому не приходило в голову. Пришло время сделать это», — рассказывает медиа-куратор Диана КЛОЧКО. Метафорическими «нитями», которые связывают произведения, созданные сто лет назад и более современные произведения, стали пять категорий: пауза (пустота), ритм, цвет, свет, конструкция.
ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИЙ В УКРАИНСКОМ КОНТЕКСТЕ
В информационных справках, которые объясняют сущность и значение категорий, указана специфика их реализации в украинском контексте. В частности, как отмечают кураторы, в нашем искусстве значение категории паузы «усиливалось в периоды общественных кризисов — войны, репрессии, притеснения, игнорирования активизировали использования пустоты как пластического выражения эмоционального напряжения». А, например, категория света «проблематизировалась в большой степени через барочное противопоставление его с тьмой, а «светоносность» воспринималась частью духовной основы самоидентификации».
Посетители будут иметь возможность увидеть имена художников, которые тяготели к той или иной категории, а также работы некоторых из них. В целом, экспозиция организована в форме двух кругов. Малый круг — это специальный павильон, с особенным освещением, где помещены произведения классиков абстракции начала ХХ в. и «Натюрморт» Тараса Шевченко 1860 г. Большой круг — в пространстве атриума, где сгруппированы произведения художников ХХ и ХХІ в. Так следует и организовывать обзор экспозиции — от малого круга к большому.
ПРОТОАБСТРАКЦИЯ В «НАТЮРМОРТЕ» ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
В первую очередь, в первом кругу бросается в глаза уже упоминавшаяся работа Тараса Шевченко. «Если присмотреться к этому его очень нестандартного натюрморту, единственного во всем его творчестве, позднем, буквально за несколько месяцев до смерти, то можно найти протоабстракцию», — рассказывает Диана Клочко. В чем именно она заключается, растолковывается на выставке: «Шевченко в композицию вводит два мотива, которые можно считать протоабстракцией: листок бумаги в глубине постановки, как самая светлая часть композиции, и круглый циферблат, вокруг которого деревянная основа часов превращается в систему концентрических кругов, которые словно сжимают четко прорисовывающее углубление в центре. Второстепенные по отношению к бюсту Венеры прямоугольник и спираль контекстно придают предметам быта необыденное значение».
Однако Тарас Шевченко только приблизился к абстракции, в то же время одним из тех, кто стоял у ее истоков, является Александр Богомазов, работы которого причислены к категории света. «Появление разных эффектов ослепительного света в живописных полотнах Александра Богомазова основывалось и на новом ощущении светоносности, и на изменении спектральных соотношений. Его абстрактные композиции имеют ассоциации и с осколками стекла, и с лепестками цветков, и с горными кристаллами, и с фиксацией вспышек в лаборатории, однако структура их сложнее любой аналогии с предметом или природным явлением. Аналитические усилия художника были сосредоточены на желании даже в небольших по размеру изображениях передать свечение, эффект светоносности, пронизывающей пространство», — такая характеристика пдана художнику.
«ТРАДИЦИЯ В УКРАИНЕ НЕ ПЕРЕРЫВАЕТСЯ»
А в большом кругу можно будет увидеть, в частности, работу «Возможности и вызовы» Петра БЕВЗЫ, художника и экспозиционного куратора проекта, которая является диалогом с творчеством Александра Богомазова. На вопрос, как происходит этот диалог, Петр Бевза привел образ из «Соляриса» Станислава Лема, где главный герой протягивает руку к океану, волны накатываются, но не касаются его руки. Так и с Богомазовым нельзя поговорить непосредственно, но можно словно дать сигнал и получить ответ.
«Кроме того, он жил в Боярке, а я живу около Боярки. Езжу на эти пруды, которые он рисовал... Это фантастическое ощущение, когда на выставке в Национальном художественном музее, где было много его работ, к некоторых из них я подходил как к родным, потому что видел, что это мое. Подошел и читаю:»Боярка. Пруд», — поделился Петр Бевза. — В свое время Богомазов написал в Боярке прекрасную книгу, которая называется «Живопись и элементы». В 1914 году Киев был провинцией, а Боярка еще большей. Он не знал о Бранкузи, Пикассо, не общался с Кандинским, но написал трактат, который актуален и сейчас. Поэтому он, вероятно, тоже с кем-то общался, имею в виду духовное общение. Богомазов пытался опереться на людей, которые до того широко мыслили. И эта выставка говорит о том, что мы стоим на плечах гигантов, которые также стоят на плечах великих людей. Традиция в Украине не перерывается. Эта выставка — подтверждения этому».
«РАЗРАСТАНИЕ» ИДЕИ
Этот проект — также стимул вспомнить, переосмыслить наследие украинской абстракции. Как напоминают организаторы, абстракция — «часть модернистской традиции украинского искусства, основанная Казимиром Малевичем, Олександрой Экстер, Александром Богомазовым и другими яркими представителями украинского авангарда. Отсеченная, почти уничтоженная в 1930-х, она возродилась и развивалась в 1950-80-е годы, однако вне публичного экспозиционного пространства..».
Поэтому и не удивительно, что при таких обстоятельствах о многих находках мы узнаем только сейчас. Поэтому, как отметила Диана Клочко, эта выставка не претендует на статус мини-истории искусства. Ведь и до сих пор неизвестно, сколько работ абстракции находится в музеях, частных коллекциях. В частности, уже после первого информационного ревью проекта в стенах Киево-Могилянской бизнес-школы (о котором «День» рассказывал в №20 (2020)), к организаторам обратился Хмельницкий областной музей. Когда они предоставили информацию о своих фондах, то стало понятно, что нужно делать отдельную экспозицию. В Киево-Могилянской академии тоже есть своя мини-коллекция абстракционистов, которую стоило бы отдельно представить. Откликнулись из Одессы, предложив провести у них выставку. Как заметила Диана Клочко: «Более того, меня пригласили наши современные декораторы, которые занимаются предметным дизайном, и показали, что у них тоже есть предметами, созданными после изучения абстракции. Поэтому, возможно, у нас еще будет секция предметного дизайна, например, текстиля». Так что идея начала разрастаться.
Напомним, что одним из результатов проекта «Столетия украинской абстракции» запланировано создание Дианой Клочко книги, в которую войдут, кроме аналитических текстов и собственно изображений экспонатов, еще и материалы всех экспозиций. Одним из вопросов, на которые попытается ответить в ней автор, является то, как соотносятся украинское искусство и европейское. Относительно классиков несколько легче: они были одними из тех, кто творил мировой контекст. А вот среди более современных художников, как объясняет Диана Клочко, «есть ряд изображений, которым вы не найдете аналоги в западном искусстве. Это абсолютно оригинальные произведения, которые нельзя сравнить с определенным направлением развитию абстракции в мире. И их оригинальность еще нужно рассказать, показать, чем они непохожи».
***
Экспозиция «Категории выразительности», и весь проект «Столетие украинской абстракции» в целом, напоминает нам о мощном присутствии украинцев в мировой абстракции и восстанавливает связи между украинским наследием разных периодов. Посетить выставку, а также послушать лекции, побывать на кураторских экскурсиях можно до 5 апреля.