Неугасающее «искусство огня»
Вторая Всеукраинская выставка «Современное искусство огня Украины. Керамика, стекло, металл» организована по инициативе Секции декоративно-прикладного искусства Киевской организации НСХУ.
Крупномасштабная художественная импреза ярко представила самые разнообразные рукотворные объемно-пространственные композиции, декоративные сосуды, арт-объекты в техниках лепной и гончарной керамики, панно в технике художественной эмали, металлическую скульптурную пластику, ковку, ювелирное искусство, художественное стекло, витражи. Эта уникальная по своему размаху выставка насчитывает 370 произведений «искусства огня» — самой весомой сферы современного профессионального декоративного искусства Украины.
Напомню, что название со словосочетанием «искусство огня» было определено еще в 2015 году на Первой всеукраинской выставке, которую организаторами проекта было решено проводить раз в три года — наподобие триеннале, которые регулярно проводятся в Центральном доме художников Дирекцией выставок НСХУ по всем видам искусства: живописи, графике, скульптуре, художественному текстилю. В выбранное название была сознательно заложена определенная символика, ведь художественная керамика, стекло, металл, которые непосредственно связаны с выжиганием в печи при высокой температуре (до 1400 градусов!), в реальности рождаются из огня.
Данный арт-проект стал результатом напряженного совместного труда на протяжении нескольких лет команды кураторов — членов НСХУ В. Балибердина (председатель секции ДПМ КОНСХУ, куратор раздела «Металл»), З. Чегусовой, Г. Дюговской (кураторы-координаторы проекта), М. Галенко, О. Дворак-Галик, В. Хижинского (кураторы раздела «Керамика»), С. Кадочникова (куратор раздела «Стекло»), Т. Ильиной (куратор раздела «Художественная эмаль»), коллектива Дирекции художественных выставок НСХУ, в частности О. Цибульского, М. Дерегус во главе с ее директором И. Волощуком. Работа команды оказалась плодотворной: мощный выставочный проект убеждает, что «искусство огня» за прошлые три года не только не угасло, но и наоборот, зажгло внутренним горением и творческим подъемом художников всех генераций от 22 до 79 лет — 115 участников из разных городов Украины: Киева, Львова, Полтавы, Лубнов, Днипра, Запорожья, Одессы, Луцка, Ужгорода, Тернополя, Славянска, Донецка, Симферополя, которые в экспозиции ЦДХ демонстрируют бесконечное многоголосие форм и красок, воплощенных в новаторских пластических образах в материалах керамики, стекла, металла.
Следует отдать должное участку авторской (или артовской) керамики, лидирующей по количеству шедевров на нынешней импрезе. Удивительно воспроизводят окружающий и ирреальный миры, порождая в воображении зрителя безграничный ассоциативный ряд, фигуративные и абстрактно-декоративные работы таких страстных и рьяных, «с огоньком», творцов-керамистов, как Н. Исупова, В. Хижинский, М. Галенко, О. Дворак-Галик, А. Ильинский, Г. Миминошвили, Ю. Мусатов, А. Кириченко, Е. Портнова, Ю. Войтович, В. Томашевская, Т. Зайцева, Н. Черниченко-Лампека, М. Лампека, Л. Нагирняк, В. Буткалюк, В. Онищенко, О. Томашевский (Киев); как виртуозы профессиональной керамики с безоговорочным художественным авторитетом А. Лисик, С. Андрусив, В. Боднарчук, Т. Павлишин-Святун, И. Береза (Львов), Е. Овчарик (Тернополь), В. Ковалев (Славянск Донецкой обл.), В. и Г. Беро (Донецк), Р. Скибин (Симферополь), М. Росул, В. Виньковский (Ужгород), Д. Вовк, Ю. Богацкая, К. Власова (Полтава) и другие.
Чрезвычайно представительской в экспозиции воспринимается коллекция живописной художественной эмали в масштабных панно таких известных мастеров, в совершенстве владеющих этой сложной техникой, известной с эпохи Киевской Руси, как О. Бородай, У. Федько, М. Николаев, Т. и С. Колечки, Т. Турдиева, Т. Ильина, А. Рябчук, Л. Мысько, Т. Дреева-Баркер, И. Пастернак (Киев), А. Набока (Днипро), С. Марчук (Запорожье).
Достаточно разносторонне выступили в арт-проекте мастера художественного металла: Г. Романишин, Ю. Мысько (Львов), В. Балибердин (Киев), О. Кириленко (Одесса), демонстрируя свои авторские новации в металлопластике; О. Филевич, А. Болюх (Львов), удивляя нестандартностью образно-пластических решений в ковке; В. Балибердин, В. Дреев, А. Болюх, предлагая разноплановость стилей в ювелирном искусстве.
Из позиций фантазийности художественно-формальных решений и качества рукотворения заслуживали внимания произведения из матированного хрусталя и гутного стекла известных в Украине и за ее пределами художников-шкляров С. Кадочникова и В. Дудина из Киева (последний, к сожалению, недавно ушел из жизни), а также креативных витражистов О. Шевченко и Н. Парщик из Львова. Лиризма экспозиции в известной степени придали яркие фигуративные витражи Н. Каревой-Готье из Киева.
Досадно, что в этом году неожиданно для кураторов взяла «паузу» обычно творчески активная и мобильная кафедра художественного стекла ЛНАМ под руководством профессора О. Звира и на этот раз не продемонстрировала того «взрыва» потенциальных возможностей гутного стекла, которым ошеломила киевлян в экспозиции Первой всеукраинской выставки «искусства огня» в 2015 году.
Однако особой радостью для кураторов (одновременно организаторов проекта, членов выставкома, авторов экспозиции, художников-участников «в одних лицах») было открытие ими, благодаря выставке, «новых имен» одаренной молодежи, которая неутомимо ищет и находит свое достойное место в «искусстве огня», а, таким образом, способствует общему развитию этого оригинального художественного участка в современной национальной культуре Украины. Поэтому не могу не отметить таких людей ЛНАМ, как А. Чавус, К. Жижий, Б. Голец, А.-М. Роман, А. Шницер, А. Кияница, Н. Собко, Н. Пигула (кафедра художественной керамики); таких выпускников КДИДПМД им. М. Бойчука, НАОМА и других киевских вузов, как М. Кузьменко, М. Литичевская, Л. Федоренко, Д. Яковишин, Я. Беспалько, С. Гибаленко, А. Томашивская, В. Хайдурова, И. Губская, В. Корниенко, Ж. Россыпчук, в творчестве которых наблюдаем активное направление к новейшим образам и техническим экспериментам, а также тяготение к смелому принятию нетривиальной пластики. И это большое утешение! Это значит, что выставка, как и в целом «искусство огня» в Украине, в будущем предполагает дальновидные перспективы.