Олеся Домарадская: «Не пользуюсь только своим вкусом»
Подходит к концу 2021-й, а это значит, что следует подводить итоги года. И желательно вспоминать, конечно, о приятном.
Несомненно, удовольствием являются юбилеи, в частности – галереи «Зеленая Канапа», которая несколько недель назад отметила 15-летие со времени первой выставки, которая состоялась в 2006-м.
Вот об этом и буду говорить с основательницей арт-пространства художницей и искусствоведом Олесей Домарадской. В разговоре – и о выборе названия галереи (и при чем здесь Александр Войтович и город Стрый), и об участниках, и о выездных выставках, и о «рождественских рукавичках», и о «разной публике», и еще о многом другом интересном.
Но перед тем должна отметить, что, готовясь к разговору с Олесей, пересмотрела свои архивы и архивы издания, в котором работаю около 15 лет, и неожиданно выяснила сама для себя, что «День» рассказывал чуть ли не обо всех выставках «Канапы»! А учитывая, что «День» «промежуточных» материалов не берет, это – знаменито! Еще как! Ибо речь идет о творчестве, например, таких мастеров (всех поколений), как Владимир Патык, Богдан Сорока, Михаил Демцю, Владимир Богуславский, Борис Буряк, Петр Сипняк, Олег Денисенко, Василий Бажай, Владислав Шерешевский, Юрий Кох, Петр Сметана, Дарья Алешкина … Список можно продолжать и продолжать.
От себя лично добавлю, что эту небольшую галерею, расположенную на ул. Армянской,7, действительно любят – и не только туристы, которых во Львов в доковидные времена приезжало больше двух миллионов в год, но и львовяне! Это правда! Знаю по себе и по своим (местным и неместным) знакомым. И сама, кстати, довольно часто привожу в «Канапу» друзей и гостей из других городов, и из-за границы.
– Праздновали 15-летие мы скромно, небольшой компанией, потому что карантин, – рассказывает Олеся Домарадская. – Собралось около 30 человек – вместе со мной, моим мужем и сыном. Особенностью празднования было то, что большинство приглашенных – клиенты галереи, которые поддерживают нас тем, что покупают произведения искусства. Мне такие гости были важны, а особенно сейчас, когда наступили трудные времена. Кроме того, мне очень хотелось, чтобы на празднование к нам попали все желающие – независимо от того, покупают они у нас произведения искусства или нет, потому что у меня всегда превалировала опия, что галерея – это место, где популяризируется украинское искусство. Для этого объявила Интернет-опрос о деятельности галереи, чтобы найти своих топ-фанов. Мы отобрали десятерых, которые быстрее всего и правильно ответили на наибольшее количество вопросов. И я действительно была очень рада их видеть, хотя, откровенно говоря, не знала.
– Выставляли вы и фото перформанса.
– Да, в исполнении Владимира Топия, подготовившего перформанс специально к 15-летию галереи. И была у нас лотерея – мы разыгрывали маленькую пастель Владимира Патыка из моей собственной коллекции.
– Вернемся к началу… Вы, Олеся, по образованию – художник-реставратор.
– Да. Окончила Колледж Труша и Академию художеств.
– А как, собственно, возникла идея создать галерею?
– Не захотела заниматься реставрацией, хотя училась реставрации 10 лет. Хотела заниматься живописью. Создавала живописные произведения и пыталась их реализовать. То есть я пошла к Юре Бойко в галерею («Гердан» – Т.К.), в «Дзигу», а затем – и на «Вернисаж» (известный во Львове и не только во Львове рынок картин, художественных изделий, антиквариата под открытым небом) рядом с Театром Заньковецкой. - Т.К.) и везде получила отказ. Участвовала в нескольких выставках во Дворце искусств, в частности – в «Осеннем салоне». И там тоже не было возможности моей реализации. И я подумала: «Как художникам зарабатывать творческой деятельностью?». Это была эпоха «до Интернета» и онлайн-продажи на тот момент были неактуальны. И пришла к выводу, что нужно наверняка организовать такое место, где будут выставки и где будет продажа произведений искусства. Также думала о том, что это должно быть место на свободной основе – чтобы приходили такие, как я, молодые художники, могли выставить и реализовать работы, зарабатывать деньги своей деятельностью. Вот отсюда и взялась моя идея.
– А почему именно «Канапа» и «Зеленая канапа»?
– Мне очень хотелось, чтобы название галереи отвечало флеру Львова, чтобы в названии было наше, галицкое, местное слово. Искала это слово. Первая выставка у меня была – Александра Войтовича. А у него одна из ранних работ называется «Зеленая канапа». И я подумала: «Вот оно, это слово – канапа». Что касается «зеленая», то это любимый цвет большинства людей (так нас учили на «цветоведении»). И я подумала, что это хорошая примета – поспособствовать тому, что галерея станет популярным местом. Поэтому попросила у Александра разрешения так назвать свою галерею, и он не возражал.
– А где канапу брали?
– Я ее нашла в магазине «Благородная мебель» (производитель – Стрый). И вот теперь все думают (и наш предпраздничный опрос это подтвердил), что именно в честь этой, стрыйской, канапы, и названа галерея. Хотя на самом деле все было наоборот – сначала я подобрала название, а уже потом приобрела канапу.
– Наверное, подсчитали к юбилею, сколько вы выставок приняли за эти 15 лет?
- Да конечно. 243 выставки организовала «Зеленая канапа». Но не все они были в самой галерее. Процентов десять произошло в других локациях – я возила выставки за пределы Львова (Киев – много раз, Днепр, Харьков).
– Какова география участников?
– Большинство все-таки из Львова. Но много у меня выставлялось художников из Киева, Ужгорода, Днепра, Сум. Также были участники из-за границы (из Литвы, Белоруссии и Польши).
– Имеет ли для вас, как для владелицы галереи, значение, в каком жанре работает художник?
– Нет. Мне важно максимально разнообразить искусство, которое я представляю в галерее, чтобы не было впечатления, что, когда приходишь в «Зеленую канапу», то видишь примерно одно и то же в исполнении разных художников. То есть я не пользуюсь только своим вкусом, а стараюсь представлять и художников, творческая манера которых не отвечает моим вкусам. Но должна сказать, что коммерческая составляющая в моей галерее есть, была и будет. Я должна зарабатывать сама для себя – на существование галереи. Поэтому беру произведения художников, которые могут купить.
– Видела очень много выставок в «Зеленой канапе», но особенно пришлась мне по душе рождественская. Знаю, что вы изменяли ее концепцию. Но сначала скажите, Олеся, возможно, и у вас есть какая-то любимая выставка?
– Я очень люблю серию выставок, которые назывались «Музеи». Они были посвящены искусству 90-х годов. Я делала те выставки каждые два года и было их три. Это были «Музей. Живопись», «Музей. Графика», «Музей. Скульптура». Пыталась пригласить самых ярких художников того периода, издавала тогда каталог, и мне кажется, что это - очень солидный проект. Так же, конечно, я люблю рождественские выставки. Сначала планировала выставлять только вертепы. На первой такой выставке, в 2006 году, было 12 вертепов в разном исполнении (кукольный, стеклянный, деревянный…). Сложно было собрать такую выставку, потому что мало художников делают шопки не по заказу, а для души. Но мне удалось собрать шопки, выставка получилась очень симпатичной. Мне эта идея пришлась по душе, но я решила, что ее нужно расширить, потому что этот период праздников (согласно одноименной выставке моих коллег «От Романа до Иордана») – очень многогранный, со многими и светскими событиями. Поэтому я начала делать выставки о периоде зимних праздников. Вот так у меня эта выставка разрасталась-разрасталась… Больше всего участников было в 2018 году – 53! И это на 33 квадратных метрах. То есть насыщение было максимальное. Какая-то даже ярмарочность в этом была. И мне это очень нравится! Многие хвалят, например, Вену или Страсбург как города рождественских празднований. И у меня в галерее во время тех выставок на самом деле царит такая атмосфера – когда ты приходишь и видишь очень насыщенную экспозицию на эту тему. Все посетители, попадающие на эти выставки, чувствуют этот праздник!
– Не помните, сколько художников приняли участие за все эти годы в новогодне-рождественских выставках?
– Более ста тридцати. И из Украины, и из-за границы. Представляли работы в живописи, графике, стекле, керамике, скульптуре, авторской кукле, дереве, левкасе. И это всегда интересно.
– А сами вы, Олеся, выставлялись в своей галерее?
– Да, у меня было четыре выставки.
– А были ли авторы, у которых несколько раз были у вас персональные выставки?
– Очень много. Есть, например, такие, у которых было семь персональных выставок за 15 лет. То есть, каждые два года – выставка.
– А есть такие у вас посетители-туристы, которые, приезжая во Львов, каждый раз к вам приходят?
– Да, такие есть! И когда они к нам приходят, то всегда говорят об этом! И это не только люди из Украины – из-за границы тоже. Совсем недавно приехал мой постоянный посетитель из Ирландии. Спросил: «Заметили ли вы, что меня не было во Львове восемнадцать месяцев?». Конечно же, ответила, что заметила: «Я очень по вам скучала!». На таких людях, на таких постоянных посетителях очень многое держится.
– Возможно, с самого начала работы «Зеленой канапы» вы ориентировались именно на туристов?
– Такое было. Дело в том, что во Львове в 2006 году было очень мало туристических локаций. И у меня был очень большой поток людей. Сейчас, конечно, поток туристов снизился. Соответственно, ориентация на туристов тоже уменьшается. И я сейчас не так заинтересована в сугубо львовских сувенирах – я сейчас ориентирована на представление хорошего искусства.
– Возможно, за все эти годы были какие-то случаи, которые запомнились больше всего?
– Все эти годы были заполнены общением с интересными людьми. Это галерейная жизнь. И мне очень нравится вообще, что у меня в галерее такая хорошая работа, где пересекаюсь преимущественно с очень хорошими людьми. Представляю себе другие работы, например, в социальных отделах или полиции, где приходится иметь дело с всевозможными и разными, не очень адекватными, не очень приятными людьми… И это, наверное, трудно. Очень приятно иметь такое место, куда люди приходят за настроением и положительными эмоциями. То есть они приходят с таким настрОем, и ты его рефлексируешь как зеркало. Это место, которое очень вдохновляет.
– Были ли у вас такие выставки, которые повлекли за собой ажиотаж, на который вы не надеялись?
– Много было таких выставок… Очень популярны рождественские выставки. У нас были такие годы, когда дверь галереи просто не закрывалась, потому что приходило к нам невероятное, просто невероятное количество людей! Вообще посещаемость в «Зеленой канапе» – очень хорошая, если сравнить ее с музейными залами. Если в музей за день может быть продано 20 билетов, то у меня, даже в самый неблагодатный сезон (это преимущественно ноябрь и середина марта) все равно много посетителей – не менее пятидесяти. И интересно, что на разные выставки приходит разная публика.
– Что именно имеете в виду?
– Есть выставки, на которые приходят женщины. Есть выставки, на которые приходят художники. Есть популярные выставки, например, рождественские. Или эротическая была у меня выставка. Должна сказать, что коммерческий успех выставки от ее посещаемости не зависит. Потому что многие ко мне приходят, чтобы просто осмотреть экспозицию.
– А были ли художники, работы которых вы категорически не брали в экспонирование, потому что…
- Да конечно. И таковых было очень много. Например, есть художник, который сам не показывается, а его представляют каждый раз другие женщины, и это выглядит как секта. То есть они приходят и говорят, что он – гениальный художник и что его картины исцеляют, создают счастье и сЕмьи, что они обладают какой-то магической силой. Меня это очень настораживает, потому что не хочется прибегать к какому-то мистицизму. Я не люблю, когда раздаются такие обещания. Считаю, что магическую силу может иметь картина любого художника, потому что может быть связана с событиями или эмоциями. Но нет такого универсального художника, который всех-всех вылечит. Это нонсенс. У них откуда-то деньги, предлагали мне очень большие средства, чтобы того художника выставлять. Я отвечала, что очень хотела бы увидеть этого художника. А может, его и нет? А продают эти работы очень дорого – по 25 тысяч евро. Словом, такие истории мне не нравятся, и я в них не ввязываюсь. Есть также много любителей. Это, как правило, люди, занимавшиеся бизнесом, а затем попытавшиеся рисовать, понравилось и хотят выставляться. Но я вижу, что это очень любительское искусство. Я же считаю, что нужно соблюдать определенный уровень. Стараюсь объяснять: «Я люблю петь. Но пою в кругу своей семьи. И не пойду со своими вокальными данными в оперный театр просить организовать мне концерт». То есть, отказывать в организации выставок приходится часто. На самом деле я переживала, когда открывала галерею, будет ли наполнение выставок. Но сейчас у меня есть список на выставки до второй половины 2025 года! И это при том, что делаю очень четкий отбор. А если бы записывала всех желающих, то наверняка записала бы на всю свою жизнь.
– Возможно, есть художник, которого вы бы очень хотели показать, но пока не показали?
– Да, были такие. К примеру, мне очень нравится Роман Жук, живущий в Голландии. Я предлагала ему выставку, но он мне ничего не ответил. Или наш львовский скульптор Роман Петрук, никак не соглашающийся на выставку. Хотя постоянно приходит ко мне в галерею. Почему-то так.
– Не обижает ли вас это?
– Нет, потому что понимаю, что каждый художник имеет свою политику деятельности. И если считает, что его выставка не вписывается в мою галерею, - то его право.
– А что бы вы хотели пожелать себе по случаю юбилея на перспективу?
– Хочу осуществить какой-то проект за границей. Мне это любопытно. Хочу научиться наконец-то привлекать средства меценатов. Потому что галерея всегда была на самоокупаемости, но поэтому у меня – очень маленькие ресурсы для деятельности. А деньги меценатов позволили бы выйти на какой-то новый уровень, делать более масштабные проекты, в том числе и зарубежные. И я теперь этому учусь. Несмотря на тяжелое время. Мне кажется, что никогда не поздно пробовать. И что не ошибается только тот, кто ничего не делает. А еще мне очень приятно отметить в контексте юбилея, что ко мне некоторые посетители приходили еще детьми, с родителями за ручку, а теперь это уже взрослые люди, у которых есть собственные семьи. И я понимаю, как долго существует проект под названием «Зеленая канапа». И что посещение «Канапы» для некоторых стало хорошей традицией, что галерея формирует художественные вкусы. Я этим очень горжусь.