Пагубный инстинкт
Собаки, свиньи, рыбы, муравьи сбиваются в группы — по своей воле или принудительно. Такие сюжеты на выставке Юрия «Инстинкт», которая в данное время проходит в арт-центре «Я Галерея» в Киеве. Это второй персональный проект художника, над которым он работал четыре года.
Началось все с наблюдения за голубями. «В моем восприятии эти птицы всегда имели определенный светлый образ, связанный с работами Пикассо, благой вестью. И когда увидел голубей, которые слетаются на зерна, почувствовал, что они превращаются в таких себе крыс с крыльями. Это и натолкнуло меня на идею такой серии картин», — рассказывает Юрий Денисенков.
Местами изображенных животных так много, что они сливаются, превращаются, как говорит автор, в «несознательную кашу». «Все картины, особенно там, где изображено скопление, с нивелируемой композицией, — это чистая масса, — говорит Юрий. — Я попробовал передать эту массу, чтобы она проявлялась как однородная структура. В принципе, где-то я даже шел к абстракции. Хотя это реалистичные работы, я делал разные их варианты, и некоторые из них вообще превращались в черное пятно».
Художник отстраняется от параллелей между поведением, например, собак и людей. Собаки — это собаки, голуби — только голуби, но некоторые поведенческие модели похожи на те, которыми пользуются люди. Но животные живут в первую очередь инстинктами, а человек может не идти за ними, делать сознательный выбор и оценивать его последствия — если, конечно, хочет этого.
Поддаться инстинктам и попасть в ловушку, быть пойманным — один из лейтмотивов проекта. Рыба сверкает в сетке, муравьи вот-вот погрязнут в варении. Свиньи беззаботно развалились в закоулке, но название картины ставит все на свои места — это «Бекон».
«Эта выставка — не о толпе. Она — о скоплении, — рассуждает Павел Гудимов, основатель и куратор «Я Галереи». — Толпа и скопление — это противоположные вещи. Толпа является понятием гуманизированным, характеризует сознательное собрание личностей. И революцию можно назвать толпой, и фестиваль, и концерт, и учебу. А здесь есть метафора скопления. Все животные собираются не просто так. Все вертится вокруг одного — или они едят, или их едят. Например, выловленная рыба. Вы видели, как поднимают сетку с множеством рыбы? Ты не можешь отвести глаза от того действа. Да, это принудительно, ее вылавливают, а затем будут продавать, готовить и есть. В том есть что-то мерзкое, неестественное и невероятно красивое. Собственно, Юрий с тем играется. Не думаю, что здесь к месту человеческая фигура. Человек должен рассуждать. Хочу использовать только метафору «Фермы животных» Джорджа Оруэлла».
По мнению Юрия Денисенкова, искусство рождается именно личностью, которую масса уничтожает. Полностью отделиться от массы почти невозможно, потому нужно найти грань, точку отстранения, чтобы можно было творить. Где провести эту грань? И почему вообще иногда мы сливаемся в массу? Эти вопросы ставит проект Юрия Денисенкова, а ответы каждый должен искать сам.
Выставка «Инстинкт» проходит в арт-центре «Я Галерея» в Киеве до 19 августа.