«Популярный и в то же время забытый памятник»
Древние вещи и эксклюзивные археологические находки за стеклянными витринами, таблички «Руками не трогать» или «Не садиться», смотритель, берегущий нерушимость музейной экспозиции — привычные для нас картинки из музейных будней. Однако этого вы не встретите в Музее истории Десятинной церкви. Два маленьких зала — это и все пространство для экспозиции. Экспонаты можно взять в руки, даже плинфу Х века! Минимальное количество классических витрин и максимум доступности ко всему, что подготовил музейный коллектив для обновленной постоянной экспозиции, посвященной памятнику национального значения — церкви Богородицы (Десятинной).
Музей в этом году отмечает пятилетний юбилей. К этой дате открыли экспозицию, которую готовили почти девять месяцев. Какие артефакты из раскопок Десятинной церкви здесь хранятся? На что раньше имел право только митрополит, а теперь это может сделать каждый гость музея? Секреты выведывал «День».
ОДНА ТОЧКА — ТРИ ХРАМА
История Десятинного храма трагична. Трижды на Старокиевской горе возводилась церковь, и ни одна не дожила до наших дней. Первый храм построил князь Владимир в 989—996 годах. Это была первая каменная церковь Киевской Руси. 1240 год стал для нее разрушительным. Историки до сих пор спорят, что стало окончательной причиной разрушения церкви. Говорят, были ошибки при ее строительстве, и летописная версия такова: свод храма не выдержал большого количества людей, которые спрятались в нем во время нападения на Киев татаро-монголов.
В ХVII веке по инициативе митрополита Петра Могилы фундаменты Десятинной церкви расчистили, а со временем началось строительство нового храма. «Храм Николая Десятинного просуществовал недолго, не более 100 лет. Он разрушался постепенно, потому что часть была деревянной, и просто уничтожался времем, — рассказывает Наталия Будзинская, заведующая научно-экспозиционным отделом музея. — С конца ХІХ в., когда развернулась активная археологическая деятельность, к Десятинной церкви опять возник интерес. Митрополит Евгений (Болховитинов) — любитель древности, известный своими трудами в области древнеруськой археологии, приказал Десятинную церковь «Открыть дневному свету» — так было записано в документах. Следовательно, третья церковь была построена в 1842 году. Она также просуществовала менее ста лет».
ЭКСКЛЮЗИВ ИЗ ДРЕВНОСТИ
Об истории всех Десятинных церквей, которые были построены в самой давней части Киева, — на Старокиевской горе, не рассказывал ни один музей страны, поэтому открытая экспозиция — уникальна. Непростая история самой экспозиции. В течение 2005 — 2011 годов ученые Института археологии Национальной академии наук Украины проводили на месте храма раскопки. Находки хранятся в институте, музейщики плодотворно сотрудничают с учеными, благодарны за материалы, которые были предоставлены для обновленной экспозиции, и надеются на дальнейшее сотрудничество.
«Главное, что наша экспозиция посвящена всем Десятинным церквям, стоявшим на Старокиевской горе, — там, где был построен первый храм в честь введения христианства. Поскольку музей небольшой, мы искали оригинальные средства создания экспозиции, чтобы сделать ее зрелищной и интерактивной, — говорит Наталия Писаренко, и.о. директора Музея истории Десятинной церкви, показывая на плтинфу Х века с древнегреческим клеймом. — А это копия фрески конца Х в., оригинал которой принадлежит Институту археологии. Такую большую еще никогда не находили, это именно из древнеруськой Десятинной церкви. Копия полностью воспроизводит размер найденной фрески. Во время реставрации применяли специальную методику, клеили на бинты.
ПОДАРКИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ
Оригинальных вещей в музее немного, однако они достойны внимания. В частности, книга времен Петра Могилы, крестики XVII века, найденные во время последних раскопок. А чего стоят фотографии «стасовской» церкви (так в народе называли третий храм — от фамилии архитектора Василия Стасова)! Кстати, зодчий был родом из Санкт-Петербурга, поэтому за образец будущего храма взял местный Казанский собор. Иконостасы в обеих церквях полностью идентичны. Фотографию «стасовской» церкви, которую киевляне часто выбирали для венчаний и крестин, можно рассмотреть в стереоскоп ХІХ века.
«Многие материалы нам предоставили коллекционеры. А от одной киевлянки мы получили семейный альбом с фотографиями семьи Вельминых, — продолжает Наталия Будзинская. — Настоятелем «стасовской» церкви был Петр Вельмин. Это отец Сергея Вельмина, который еще студентом принимал участие в раскопках Десятинной церкви в 1908 — 1914 годах. Вот такая связь. Есть в этом альбоме даже фотографии с раскопок «стасовской» церкви».
«ЗАМАНУШКИ» ДЛЯ ТУРИСТОВ
А как звучала служба в Десятинной церкви? Как выглядел ларец с сокровищами, которые перечислил Петр Могила на восстановление древнего храма? Все это можно послушать и увидеть в музее. Кстати, ларец стоит там, где и должны храниться драгоценности, в настоящем сейфе, который музейщики использовали в качестве места для экспозиции. Если имеете желание составить пазл из мраморных кубиков, из которых был выложенный пол Десятинной церкви, это тоже можно сделать в музее из изготовленных реплик...
Между прочим, во время раскопок Десятинного храма в 1820-х годах было найдено самое большое киевское сокровище. Его могут «найти» и посетители музея. У одной из стен экспозиционного зала выложены камни с мест раскопок церкви. Если повезет и поднимете нужный камень, увидите крынку с драгоценными украшениями. Возможно, нарисованную, а возможно — нет.
Такие необычные методы экспонирования музейщики называют «заманушками» для туристов. К ним причисляют и омфалий, который воспроизведен в центре экспозиционного зала. В Десятинной он был вымощен из разных пород камня. Это была сакральная часть храмного пола, и на этом месте могли стоять только высшие церковные иерархи. А в музее — каждый.
«МУЗЕЙ ТРЕБУЕТ В ПРИЗНАНИЯ»
В музее есть что показать, о чем поговорить и над чем поразмышдять. Коллектив ставит перед собой задачу расширить музейную площадь и обогатить коллекцию. «Наша мечта — собрать все материалы, которые есть по миру и касаются Десятинной церкви. Хотя бы сфотографировать их и сделать видеоряд, — объясняет Наталия Писаренко. — Материалы с раскопок разных времен разбросаны по всему миру, их просто паковали в ящики и вывозили. Сейчас Россия ничего не возвращает, а большинство хранится у них, кое-что есть в Нью-Йорке. Вернуть практически ничего невозможно».
Рассказывают в музее и последние новости о Десятинной церкви — о трассировке ее фундаментов, которая состоялась 2015 года при участии общественной организации «Андреевско-Пейзажная инициатива». Ученые говорят, что лучшим вариантом была бы музеефикация, и для этого нужны колоссальные ресурсы. Поскольку был риск, что на территории памятника построит храм Украинская православная церковь (Московского патриархата), музей согласился на вариант с трассировкой.
Несмотря на маленькую площадь, сотрудники музея проводят огромную работу: читают лекции, организуют квесты, экскурсии на территории, где стояла древнеруськая церковь. При этом заведение получает средства только на аренду помещения, заработную плату и коммунальные услуги. «Мы согласны на такие условия работы, но музей требует признания, добавляет Наталия Писаренко. — Заведение много сделало, и теперь хочется, чтобы это оценили. Ведь Десятинная церковь — это памятник популярный и в то же время забытый».