Жить - значит меняться, меняться - значит взрослеть, а взрослеть - значит непрестанно творить себя самого.
Анри Бергсон, французский философ

Поймать «велосипедный дзэн»

В Киеве прошла традиционная акция любителей крутить педали

«Каждое утро я еду с Петропавловской Борщаговки в Представительство ООН в Украине (это в центре Киева, на Кловском спуске. - Авт.). Когда это делаю, обычно встречаю только одного велосипедиста. Но этим утром я встретил целых пять! Мы приближаемся к нашей цели, я считаю. И хотя сегодня это выглядит, как маленькая группа людей, мы являемся частью глобального всемирного движения. Верю, что через 20 лет Киев будет наполнен велосипедами, а все машины будут стоять под землей», - с такой оптимистичной речью выступил Янтомас Химстра, директор Программы развития ООН в Украине, во время ежесезонной акции «На велосипеде на работу».

«ДОЖДЬ, ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ - А Я НА ВЕЛОСИПЕДЕ»

На событие у Лядских ворот на Майдане Независимости съехались более ста велосипедистов из разных районов столицы. Событие организовала Ассоциация велосипедистов Киева. Акция пришлась на Всемирный день без авто, который в мире отмечают 22 сентября. Еще осенний день «На велосипеде на работу» проходит в рамках Европейской недели мобильности. По данным АВК, которая является инициатором Европейской недели мобильности в Киеве, ежегодно с 16 по 22 сентября ее проводят в более пяти тысячах городов. Цель - показать, что использование частных автомобилей надо уменьшать, а количество общественного транспорта и велосипедов - увеличивать.

Впрочем, во время акции не только говорили на серьезные темы о развитии велоинфраструктуры и состоянии окружающей среды, но и, например, провели конкурс на лучший деловой образ. Ведь на велосипеде можно и нужно ездить не только в спортивной экипировке.

Вот Иван Ловгенюк, который руководит отделом рекламы одного из жилых комплексов, приехал на событие в костюме и с бабочкой. «Оделся так, чтобы показать, что на велосипеде на работу можно добираться, работая в любой сфере. Ведь я работаю в офисе и выглядеть должен соответствующе. Причем на велосипеде на работу я езжу каждый день. Дождь, вьюга, метель - а я на велосипеде. Работаю на Софиевской Борщаговке, дорога занимает 10-15 километров», - рассказывает участник акции.

На велосипеде Иван катается с детства, в повседневной жизни начал использовать его несколько лет назад. «Во-первых, это полезно для здоровья. Во-вторых, поскольку работа сидячая, надо заниматься каким-то спортом, а времени на то, чтобы регулярно посещать спортзал, банально нет. Поэтому совмещаю приятное с полезным: и на работу дешевле добираться, и хорошо для здоровья», - объясняет велосипедист.

НА ВЕЛОСИПЕДЕ - ДО ПОРТУГАЛИИ И ИТАЛИИ

А вот Павел Никитюк, который работает в сфере ІТ, нечасто использует велосипед для поездок по городу, однако любит долгие велосипедные путешествия. «Однажды ездил из Киева в Португалию, другой раз - с другом путешествовали из Киева в итальянский Бергамо. А то зимой ездили из Киева в Минск - это был шестидневный тур, минусовая температура, было очень необычно и некомфортно, - делится впечатлениями Павел. - Больше всего люблю туринг, когда едешь в далекое путешествие. Берешь минимум вещей - палатка, спальник, и едешь до конечной точки. В первые дни, возможно, немного некомфортно, потому что нужно привыкнуть к ритму, а потом нормально. Ты едешь на велосипеде, все время в хорошем тонусе, хорошо себя чувствуешь, меньше болеешь. В крайнем случае, есть хостелы».

По словам Павла, в Западной Европе отношение к велосипедистам гораздо лучше, чем в Украине. «Там все держат интервал до велосипедиста полтора метра. Если, например, вы едете по дороге с ограничениями движения, за вами может ехать очередь из машин, и никто не сигналит - все будут относиться к велосипедистам толерантно, - говорит Павел. - В Украине мы ехали по трассе «Киев - Чоп» - и это жесть: фуры проезжают на расстоянии метра, тебя сносит потоком воздуха, а всем безразлично. Да, мы движемся в Европу, но очень медленно».

Павел Никитюк отмечает, что Киев понемногу становится комфортным для велосипедистов. «У нас строят новые велодорожки. Конечно, хочется, чтобы их было больше, потому что сейчас они, можно сказать, детские. Ибо невозможно просто добраться из точки А в точку Б. Можно, например, проехать с Труханова острова на Троещину, но практической пользы от этого мне, а я езжу на работу с «Выдубичей» до «Позняков», никакой», - рассуждает участник акции .

«ВЕЛОКОНЦЕПЦИЯ НЕ ЛЕЖИТ В КАБИНЕТАХ»

Месяц назад Киевская городская госадминистрация обнародовала концепцию развития велосипедной инфраструктуры столицы. Этот документ разрабатывали с участием АВК. «Сейчас велоконцепция проходит различные стадии согласования в КГГА, затем она должна пройти депутатские комиссии и голосоваться депутатами Киевсовета. Очень рассчитываю, что это произойдет до конца этого года, однако не знаю, как все будет происходить, - комментирует Ксения Семенова, советник городского головы Киева по вопросам развития велоинфраструктуры. - Знаю, что велоконцепция не лежит в кабинетах. Происходят различные согласования, потому коммунальные предприятия, различные департаменты, а затем и депутаты Киевсовета должны ознакомиться с ней, дать свои замечания».

В АВК убеждены, что принятие и реализация велоконцепции дадут столице шанс стать велосипедным городом. По словам Ксении Семеновой, концепция предусматривает прокладку 14 первоочередных велосипедных маршрутов, которые будут соединять разные районы Киева с его центром. «Рассчитываю, что в следующем году три из них мы уже заложим для проектирования в бюджет Киева, - добавляет советник мэра. - Также концепцией предусмотрена разработка подъездных маршрутов к станциям метро, чтобы люди могли спокойно и безопасно добраться до метро, оставить велосипед на парковке возле него и ехать дальше подземкой».

НАРУШАЮТ ПРАВИЛА НЕ ТОЛЬКО АВТОМОБИЛИСТЫ

«На самом деле Киев неудобный для велосипедиста, но я привыкла. Пошел третий год, как я выбрала велосипед в качестве транспорта, поэтому уже вижу город как велосипедист. Однако это трудно для людей, которые только сейчас садятся на велосипед или сделали это недавно», - утверждает Валерия Думанецкая, координатор волонтерской инициативы «ВелоХелп», созданной АВК.

Инициативная группа «ВелоХелп» помогает велосипедистам, которые попали в дорожно-транспортное происшествие. «От друзей-велосипедистов слышу о том, что автомобилисты привыкли к велосипедистам. То есть они более толерантно относятся к ним, пропускают, - говорит Валерия. - В 2015 году ДТП с велосипедистами были, но со смертями – ни одного. В прошлом году было около десяти смертей, в этом году, к сожалению, больше. Одна из проблем в том, что велосипедисты не соблюдают правил дорожного движения. Например, переезжают переход, а не переходят, не предупреждают о повороте, иногда даже не толерантно ведут себя. В ответ на это автомобилист, если у него еще и импульсивный характер, может подрезать. А велосипедист, который не имеет классного опыта, может растеряться, упасть под колеса. Поэтому не могу сказать, что нарушают правила только автомобилисты. Вижу, что велосипедисты нарушают правила даже чаще».

АВК несколько лет подряд каждое воскресенье проводит велообучение по безопасности движения. Занятия проходят в семи районах Киева. Они длятся несколько часов, тренеры сочетают теорию с практикой. Валерия Думанецкая дает несколько советов велосипедистам: «АВК не призывает к использованию шлемов, но вижу по статистике, что шлем часто спасает. Стоит надевать яркую одежду, прикреплять мигалки и фонарики сзади и спереди велосипеда, чтобы быть заметным для автомобилиста, особенно вечером или ночью. Конечно, надо показывать руками свои маневры. Надо быть предсказуемым».

В конце акции все велосипедисты выстроились для коллективного фото. Когда позировали, начали звонить в велосипедные колокольчики. Пусть участников акции было немного, по сравнению с европейскими городами, площадь наполнилась «тилиликаньем» и заодно - праздничным настроением. Рабочая неделя заканчивается, теплые дни тоже, и еще остается немного времени для путешествия «на велосипеде на природу».

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів
comments powered by HyperComments