Ревизия «селфи»-моста
Пусть простит мой собеседник, архитектор Олег Гречух, что не удержалась и прогулку по новому пешеходно-велосипедному мосту поневоле завершила фразой: «И это все?!» Переход соединяет между собой парк «Крещатый» и Владимирскую горку. Пейзаж отсюда действительно открывается удивительный. Не скажу, что город, как на ладони, но красиво — безоговорочно. А вот сам мост с Владимирской горки к парку «Крещатый», который так рекламировала столичная власть, вызвал больше вопросов, чем похвал.
Пока я ждала собеседника около памятника князю Владимиру, взгляд приковывал не так мост, как то, что под ним, — счесанный, снесенный, изувеченный (выбирайте на ваше усмотрение) склон днепровских холмов. Шокировала черная земля, из которой виднеется новенькая блестящая мостовая опора, а рядом шастают строители, поскольку нужно еще доделать укрепление, чтобы холм окончательно не сполз.
За такое отношение к природе нам нужно ставить двойку. Ведь не просто срублены деревья, а изувечен ландшафт двух парков-памятников садово-паркового искусства. Не помог и их статус, и замечание ЮНЕСКО, что это нарушает буферную зону Софии и Лавры, а Киеву стоит воздержаться от строительства объекта.
Но вернемся к мосту. От даты его официального открытия, 26 мая, посвященного Дню Киева, прошло около двух недель. Киевляне успели уже поделиться фотографиями оттуда и комментариями-вопросами, кто будет мыть стекло, почему потрескался стеклянный пол, как так получилось, что мостовые опоры расположены на арендованной земле, почему на мост пустили людей, хотя объект еще не сдан в эксплуатацию? Разобраться со всеми этими аргументами помог архитектор Олег Гречух.
АРЕНДОВАННАЯ ЗЕМЛЯ
Критиковать мост начали еще на этапе проектирования. Сначала будущий переход окрестили «пауком», вероятно, из-за его извилистой формы. Собственно, из-за этого расстояние в 212 метров не кажется таким большим. Потом он получил название «селфи-мостик», потому что чиновники обещали оттуда незабываемый пейзаж, который привлечет туристов. Когда выяснилось, что за проектом моста стоит Андрей Миргородский, который хотел перестроить Гостиный двор на Подоле под торгово-развлекательный центр и проектировал вертолетную площадку для Виктора Януковича на Парковой аллее, у киевлян возникли сомнения, что с мостовым проектом все будет честно и безопасно для города.
И эти сомнения оказались небезосновательными. Как выяснили журналисты «Наших денег», пять участков общей площадью 1,51 гектара по ул. Владимирский спуск, 4, 6 и в Центральном парке культуры и отдыха находятся в аренде предприятий, связанных с бизнесменом-застройщиком Дмитрием Буряком. И именно на одном из этих участков обустроили опоры для моста.
«Эти земельные участки остались в коммунальной собственности, я специально пересматривал Кадастровую карту, — заметил Олег Гречух. — Но они были вынесены в натуру и были переданы фирмам в аренду, это было еще где-то в 2003—2004 годах. Как этот мост возник? Около Национальной филармонии есть офисный центр, его построили на земле, которая принадлежит городу. Город якобы и может разорвать договор аренды, но через суды арендаторы могут отстоять свое право. Но задолго до появления этого перехода был запроектирован мост, который вел на крышу офисного центра, что около филармонии».
ИДЕЯ КОНКУРСА
«Когда я еще учился в академии архитектуры, у нас часто проводился конкурс именно для этого места. На то время у нас была топографическая съемка, мы видели высоты и прятали мост так, чтобы его было незаметно на холмах, чтобы не портить ландшафт, потому что он сильно раскрывается из набережной, и мост нарушает эту видовую характеристику. У студентов, конечно, не было никакого коммерческого интереса, соответственно, мост никогда не шел на крышу этого офисного центра. Но фактически идея конкурса здесь была уже навязана. Единственная проблема в том, что это, по моему мнению, делали люди, которые хотели отвести землю под застройку. Фактически это была ширма», — прибавил архитектор.
По его словам, соединить офисный центр и пешеходный мост на его крыше — вообще идея-нонсенс. Офисный комплекс в центре Киева значит, что арендаторы имеют влияние и деньги. Захотят ли они, чтобы у них на крыше ежедневно топтались толпы туристов?
Невзирая на это, конкурс на проект пешеходного моста провели еще в 2013 году. Фаворитом стал проект швейцарских архитекторов. Однако его никто не спешил воплощать. А когда начали строить детище Миргородского, швейцарцы заявили о плагиате. Это отдельная история. Однако город еще на этапе конкурса должен был бы просчитать, целесообразно ли строить его именно в таком масштабе и с такой сметой, считает Олег Гречух. Заметим, на мост, опорную стену, фонтан, благоустройство, освещение, инженерные сети понадобилось 400 миллионов гривен.
«При этом мост не сдан в эксплуатацию, здесь ходят люди, еще работают строители, такая себе экскурсия на стройплощадку, но без касок и специального разрешения для посещения», — иронизирует наш собеседник.
МАНИПУЛЯЦИИ
И добавляет, что мэр Киева Виталий Кличко еще на открытии объекта должен был бы расставить все точки над «і». «Мэр фактически манипулировал фактами, — говорит Гречух. — Он утверждал, что журналисты неправильно подают информацию, потому что 400 миллионов гривен потрачено не на сам мост, а на три объекта: фонтан, мост и подпорную стену. Она якобы должна защищать филармонию, но посмотрите на карту: где находится частный бизнес-центр господина Буряка и филармония. Интересно, формировала ли филармония такую задачу для городского бюджета? Говорили уже много о том, что здесь готовится стройплощадка для гостиниц и ТРЦ. Поскольку эти земли еще коммунальные, это значит, что тот, кто хочет здесь строить, имеет влияние на депутатов. Вопрос в том, почему Кличко не объяснил обществу, что будут разрешать ситуацию, распутают эту систему, почему не заверил, что город не влезает в коррупционные перипетии, созданные еще раньше».
По прогнозам Олега Гречуха, разборки с арендованными участками дальше будут разгораться с новой силой. В интернете уже гуляют фотографии проектов с величественными ТРЦ и гостиницами просто под мостом. Кроме этого, здесь планируется канатная дорога на семь уровней по проекту Андрея Миргородского.
СПРОС НА СОВРЕМЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ
Впрочем, открытие перехода привлекло тысячи киевлян и гостей города. По мнению Олега Гречуха, это связано с запросом на новые объекты архитектуры в столице. Европейцев уже не удивишь креативными архитектурными проектами, а у нас еще жажда на подобные ноу-хау. С самого утра на мосту полно посетителей, среди которых иностранные туристы, школьники с учителями, бегуны и велосипедисты. К велодорожке, кстати, эксперт имел замечание:
«Она не имеет логического начала и конца. Если Кличко сам ездит на велосипеде по Труханову острову через мост, то ему, как пользователю и человеку, который может делать промоцию велотранспорту, было бы уместно объяснить, что мы делаем сегодня какую-то часть программы развития велоинфраструктуры. А так непонятно, куда дальше из моста двигаться велосипедисту, нет никакой навигации».
Немало претензий у горожан вызвали стеклянные элементы моста. Этот материал использован вместо перил, чтоб не нарушать видовую часть проекта. Из стекла сделана и часть «пола», которую пока еще оградили от посетителей предупредительными лентами. После открытия стекло потрескалось. Его обещают заменить новыми элементами.
«Я был в Штутгарте на площадке со стеклянным полом. Европейцы включают огромные расходы на эксплуатацию сразу в проектные решения. То есть в начале рассматривается не только сметная стоимость объекта, но и средства, которые пойдут потом на его поддержку в нормальном состоянии. Если это не продумать, то зачем тогда это стекло использовать? Должен был бы быть предусмотрен механизм, который будет мыть этот объект. Так же и запасные элементы должны быть заготовлены заблаговременно», — объяснил архитектор.
НАРУШЕНИЕ ИЛИ КОМПРОМИССЫ?
Кроме этих недоработок, есть более существенные нарушения. Так, земля не была отведена под строительство, поскольку согласно Генплану Киева до 2020 года этого перехода не предусмотрено. Проект строительства корректировали в декабре прошлого года так, что в виде нового ТРЦ появится канатная дорога. Однако разрешения получены на старый проект, без канатки. Строительство уже задело конструкции транспортной развязки на Почтовой площади и ограждения церкви Рождества Христова. А опоры велосипедного моста установлены в русле Крещатого ручья, поэтому грунтовые воды могут изменить направление движения и навредить Почтовой площади.
По документам часть моста начнут строить летом, хотя он уже готов. Так же фонтан уже стоит, но официально его еще не начинали возводить. Из-за этих неточностей Виталий Кличко заявил обществу, что Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз проверит объем работ и расценки на них. После этого обратятся в Контрольно-ревизионное управление, чтобы там тоже проверили стоимость выполненных на объектах работ.
Но стоит ли верить в независимость такой ревизии, к которой заблаговременно готовятся? В честности сомневается Олег Гречух. По его мнению, из подобных историй город должен вынести для себя уроки, чтобы в скандалах не утонули какие-то хорошие начинания.
«Безусловно, вид здесь очень красивый. Мост дал возможность из большего количества точек смотреть на эту панораму. Для многих людей он стал новой точкой тяготения к своему городу. Не знаю, станут ли люди больше любить этот город и более ответственно к нему относиться, но позитив тоже есть, — резюмирует Гречух. — К сожалению, у нас уже сложилась традиция — не считаться с охранительными статусами объектов. В Европе пытаются строить подобные вещи без вреда для окружающей среды, да, это будет дороже, но более взвешенно. Но есть много просчетов относительно земли, протяжности дорожки, срезанных деревьев и тому подобное. Мы должны продолжать развивать город, но это развитие не должно предусматривать так много компромиссов».
В итоге напрашивается вопрос — нужен ли был вообще такой объект Киеву? Однако, отучить вас от привычки прогулки по новому мосту не имеем права. Каждый должен дать ему свою оценку.