Шерешевский смеется
В рамках проекта «Kyїv art school» представлен новый авторский альбом «Владислав Шерешевський. Доробок» (издательство Art Huss). В настоящее время времена нелегкие, но ироническая Муза художника не молчит. Над врагами Украины она смеется... с прицелом в вечность и заставляет вместе с собой хохотать всех!
— Я тебе даю разрешение: потри нос Бену, — сказал Владислав ШЕРЕШЕВСКИЙ. Он даже голос понизил почти до шепота, и, как в детстве, ради убедительности округлил глаза. Мы как раз прощались, обходив его «отчетную» выставку под названием «Доробок 13—17» в Музее истории Киева. «Бен» в экспозиции отыскался почти напротив входа к лифтовой площадке с третьего этажа на первый. — Я умышленно на нос ему два слоя лака нанес, чтобы терли. Деньги придут, если притронуться к этому носу, вот увидишь!
И здесь я не выдержала и расхохоталась. Написать классный портрет Бенджамина Франклина а-ля Жозеф Дюплеси (то есть «как на 100-долларовой купюре») в своей, уникальной манере. И на полном серьезе «укрепить» ему нос, потому что на ходу придумал «денежную» примету, мог только он — самый ироничный киевский художник Владислав Шерешевский.
«ТЕБЕ БЫ РОМАНЫ ПИСАТЬ», 2016 г.
«Шерик», как издавна зовут его друзья-приятели. Увидев его картины, сразу вспоминаешь «классических» живописцев-предшественников родом из разных стран и веков, а еще — лично основателя отечественной современной школы живописи Федора Кричевского, а еще... Впрочем, творчество вековечного анфан террибль украинского современного арта Шерешевского, по традиции, настолько цитатная, и ироническая, и самоироническая, что в его присутствии всерьез клеить ярлыки о любых «традициях» тоже не с руки. Чувствуешь: смешно это выглядит. И сам ты — выглядишь смешным.
— Выставка у меня замечательная, — в своей манере рассказывал художник. — С подзаголовком: «Альфа-живопись». Это потому, что все картины объединяет богатство живописи. Юмор-то видят, практически, все. Второй «слой» картин узнают процентов 70 зрителей. А вот, чтобы оценить именно живопись...
«ИНФУЗОРИЯ В ТУФЕЛЬКАХ», 2016 г.
В отличие от предыдущей юбилейной выставки Шерешевского в постмайданное лето 2014 года на нынешней, в Музее истории Киева, бросается в глаза почти абсолютное отсутствие портретов девочек и мальчиков в украинских вышиванках и веночках. (Их заменили вариации на темы балерин Дега.) Вообще — на новых полотнах минимум официальной украинской символики. Несколько плакатный — но сильно-сильно искренний у Шерешевского, — рисованный патриотизм вернулся в более привычные рамки игры с классикой. Зато и политическая ирония переросла в настоящий сарказм.
— Первый слой восприятия моих работ — это юмор, смех. А вот под ним, «второй слой» ... Есть, конечно, у меня парафразы из классической живописи. Вот — Рафаэль, сикстинец. Здесь, гляди — вообще целый цикл по мотивам «великого» Вермеера. Есть серовские мотивы — и много другого! Но главное — в синтезе того и этого в картинах. Благодаря такому сочетанию «смешное» может в то же время казаться еще и грустным. Но это уже — для тех, кто совсем понимает, — говорит Шерешевский.
Мы проходим вдоль экспозиции, и художник рассказывает мне о, практически, каждой из работ. Стриптизерша на шесте — героиня полотна под «конфетным» названием «Вечерний Киев» — оказывается не просто символом современной Украины. Она еще и написана на фоне «вариации» на тему пейзажа Куинджи, который «Шерик», правда, зарисовал, когда, по его словам, «вышло слишком красиво». Детвора с батоном на картине «Хлебный дар» напоминает о классическом полотне российского художника-реалиста Решетникова. Портрет Гоголя подписан «Гоголь наш». Портрет киевлянки Голды Меир. «Это сборный образ, не конкретный боец добробата», — убеждает художник. («Третий слой в моих картинах — это когда каждый в них видит свое», здесь же уточняет он). Рядом — пьяные морды молодежи «ВКонтакте». Немолодой отец семейства с ружьем собрался на войну («Отец, не стреляй!»). «Культурно отдыхающие» за водочным столом пролетарии с «колорадскими» лентами («Плебейсцит», «Раша тудей»), и т.п.
— «Плебейсцит» и «Отец, не стреляй!» — работы времени захвата Крыма. «Восточная медицина» — это начало 2015 года, активная фаза войны на востоке страны. Как и «Раша тудей». А вот — картина «SOS»: дети в камуфляже сосут чупа-чупс. Это — антивоенная картина, я говорю о том, что некоторым лучше сосать чупа-чупсы, чем стрелять, — комментирует Шерешевский. Чтобы разрядить обстановку, я спрашиваю о «бэкграунде» портрета Йоды из «Звездных войн», который, по словам моего визави, просто «затесался» на выставку.
Ми оба, окончательно вспомнив, какой мир бурлит за пределами выставочных залов, некоторое время молчим. А потом я выясняю, могут ли его картины «на злобу дня» сохраниться «для вечности»? И едва ли не впервые он отвечает без иронии:
— Ты понимаешь, Оранжевая революция мало на меня повлияла в плане творчества или интереса к политике. А последняя по времени — очень сильно. Вот я и пишу то, о чем думаю, о том, что меня больше всего волнует. И уверен, что именно «политическая» живопись и останется в истории! Она создана здесь и сейчас — человеком, который сам принимает участие в событиях. Эта правда, это настроение не повторится. Ты, кстати, помнишь мою написанную во время Майдана картину «Ще не вмерла», с улыбающейся бабушкой в украинском венке? Так вот, на днях мне рассказали, что ее теперь изучают в США, как пример живописи Революции Достоинства. Представляешь?» — уже снова улыбается лукаво Шерик.
...Нос написанному маслом Бенджамину Франклину я тереть не стала. Денег, конечно, как у всех и всегда, нет. Но какая же красивая здесь живопись! На работы художника лучше самому посмотреть. И от этого чувствовать счастье. Так как именно для того и создает В.Шерешевский свои картины.
Работы мастера можно увидеть в Музее истории Киева до 2 июля.