Успешное украинское искусство
В показе, развернутом во Дворце Лозинского, – более 100 произведений до сих пор не известного львовского авангардиста Осипа Васькива (1895–1972), и они впервые представлены для публичного просмотра. Об этом «Дню» рассказал куратор выставки искусствовед Богдан Мисюга и добавил, что уникальное наследие некогда известного на всю Европу украинца долгое время находилось в частной коллекции.
Все наследие художника является собственностью Делятинского краеведческого музея. Идея реставрации наследия Осипа Васькива и его представление в залах Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого принадлежит генеральному директору ЛНГИ Тарасу Возняку.
«Осознание того, кто такой Осип Васькив для украинского искусства, приходит, когда видишь освещение художественных процессов первой трети ХХ века в иноязычных источниках, – говорит Богдан Мисюга. – Там все украинское искусство – часть национальных культур Польши, России, Венгрии или Австрии. Камнем преткновения всегда являются иноязычные каталоги выставок тех лет, которые документально легитимизируют такое положение вещей. Не хватало аутентичного материала вневыставочных процессов (а их всегда больше), который суммарно творил бы конструкт своего уникального, украинского мейнстрима в искусстве модернизма. Для контекста украинского искусства в Приднепровской Украине таковы Казимир Малевич, Александра Экстер, Александр Богомазов. В Галичине никогда не было фигуры, которая разрушала бы хронологию вторичных процессов польско-еврейского модернизма, хронологически опаздывающего за европейскими процессам почти на полтора десятка лет. И вот оказалось, что такая фигура есть – это украинский авангардист Осип Васькив, который в конце первого десятилетия ХХ ст. уже творил в стилистике раннего экспрессионизма».
Родился Осип Васькив в Йорданове, что возле Кракова, где проходил военную службу его отец. Рисованием увлекся в подростковом возрасте.
Еще будучи студентом учительской семинарии, в совершенстве владел средствами изобразительной грамоты. Учился на гимназического учителя рисунка, хотя, отмечает Богдан Мисюга, и амбиции, и задатки имел большие. Еще перед Первой мировой войной, в 1912-м, поступил в Свободную академию искусств, участвовал в студенческих выставках. В апреле того же года был в Париже – посетил выставку «Салона независимых», видел последние произведения Александра Архипенко и Казимира Малевича.
«Его произведение «Акт №3» – очень приближенная интерпретация женского кубистического торса Архипенко того же 1914 года», – говорит Богдан Мисюга. И предполагает, что Васькив путешествовал по другим городам Европы – бывал в Венеции и Риме и оставил немало этюдов после странствий. Не подражал ни одному стилю: «Графические произведения Осипа Васькива «Схватка» и «Автопортрет в стиле синтетического кубизма» хорошо проявляют то, как художник умело рефлексировал на вызовы прогресса, оставаясь самобытным».
Где находился художник во время Первой мировой войны, неизвестно, потому что не сохранилось ни одного его произведения между 1914 и 1916 годами.
Произведения Васькива после 1917-го, и это – «Портрет митрополита А. Шептицкого», «Воссоединение украинских земель», подобные сюжетным иллюстрациям «Прессовой квартиры» УСС (вспомогательная культурно-просветительная формация Украинских сечевых стрелков, главная задача которой – собирание, распространение и хранение материалов из истории легиона УСС, сохранение традиций. - (Т.К.): «Содержание их свидетельствует, что Васькив был большим симпатиком украинства и идеи Украинского государства. И уже после этого года он подписывает многие произведения на украинском».
Затем Васькив жил между Варшавой и Львовом. Преподавал и сам учился – журналистике, санскриту и другим восточным языкам. Есть предположение, что работал в каком-нибудь издании, где выполнял одновременно функции корреспондента, переводчика и иллюстратора.
Брал уроки у известного графика Лопонского, совершенствовался в техниках акватинты (гравировка на металле) и литографии. Сфера эстетических интересов Васькива – от прикладной графики до манифестов сюрреализма и супрематизма.
«Конец 1920-х для украинцев Галичины отмечен страшным фатумом польской пацификации, – говорит Богдан Мисюга. – Антиукраинская кампания, которая в 1929-м набрала обороты, поделила по этническому признаку тех, кто «принадлежал к польскому Костелу», и тех, кто должен был потерять работу, средства существования, если к нему не принадлежал. Личной трагедии (потеря работы и положения в Варшаве, вынужденный переезд в Делятин) посвящен линорит Васькива «Опозоренный человек», где главный персонаж «идет в Костел научиться вечным истинам, а оставляет его с позором».
Жизнь Осипа Васькива в начале 1930-х – это путь нового Сковороды. Его индифферентность к общественному статусу, быт-чудачество в роли горного проводника, школьного учителя – специфическая форма социального отчуждения. В Делятине он учит гуцульские обычаи, переосмысливает украинскую историю, созерцает природу. Его ранние делятинские произведения, кроме пейзажей, выполнены в русле неоклассицизма, опирающегося на народный эпос и греческую мифологию. Впоследствии разрабатывает многофигурные эскизы для эпических исторических полотен украинского прошлого, которые так и не были реализованы. В 1940-х годах, пережив несколько оккупационных режимов, рисует мистические пейзажи «карпатской нирваны».
Был отшельником. Умер отшельником. Кому-то в Делятине рассказывал, что ему близка философия Ганди. За что его и звали «Ганди».
Что касается жизни Васькива, то она вызывает много вопросов, первый из которых – почему хорошо образованный и успешный художник с перспективой на блестящую карьеру вдруг переехал в маленький городок, где сначала зарабатывал тем, что водил приезжих в горы, а впоследствии преподавал детям рисование и черчение? Отдельная тема – длительные поиски творческого наследия художника.
Попытаться найти ответы на вопросы можно, посетив Делятинский краеведческий музей или Львовскую галерею искусств.
Богдан Мисюга завершает рассказ о пути Осипа Васькива в искусстве так: «То, что сохранилось от его творчества, – очень важные фрагменты художественных процессов в искусстве Европы, где украинская тропа – не без заслуги Осипа Васькива, имеет характер безоговорочного мейнстрима. Уже завтра, возможно, иноплеменники будут спешно писать о Васькиве свою страницу в Википедии, потому что такую фигуру упустить невозможно. Но сегодня об Осипе Васкиве предстоит узнать тем, кто верит в успешное украинское искусство, его глубокие корни и мирового масштаба творческий потенциал в каждом поколении».
Творческое наследие «Ганди» из Делятина успеют посмотреть все желающие – выставка «Осип Васькив: неизвестная страница львовского авангарда» во Львовской национальной галерее искусств продлится до 30 января.
Фото организаторов события