Война рядом
Середина июня 2014 года. Украинские подразделения, в первых рядах — добровольческие батальоны, освобождают украинские города от пророссийских и российских боевиков. Мариуполь, Счастье. Казалось, еще немного, и мы освободим Донецк и Луганск, вернем Донбасс.
Тогда, четыре года назад, завзятый и упрямый доброволец, Олесь Кромпляс, был в водовороте событий. Именно его подразделение освобождало Мариуполь. Олесь фиксирует все события на уникальную пленочную фотокамеру и пишет художественные репортажи... в гламурный мужской журнал Esquire, тогда еще выходивший в украинском варианте.
Успешный специалист по маркетинговым коммуникациям, он стал активистом Евромайдана, принимал участие во всех значимых событиях и все фотографировал. Снимки его авторства вошли в символический сборник «50 лучших фото Революции Достоинства».
Потом Олесь пытался помочь отстоять украинский Крым и еще с несколькими активистами и журналистами отправился на полуостров в самом начале российской оккупации. Они попали в плен, и несколько дней Кромпляс с друзьями подвергался пытком и издевательствам. Тогда их группу удалось освободить. После возвращения бывший маркетолог и евромайдановец отправился добровольцем на фронт.
Вторая половина июня 2014-го. В Мариуполе уже развеваются украинские флаги, ребята готовятся идти дальше. Олесь фиксирует на фотоаппарат мгновения из жизни своих побратимов. Вот они готовят обед, вот загорают на берегу моря, вот стоят на боевом дежурстве. «Азов», Азовское море, солнце и ожидания, что война должна закончиться за считанные дни и все ребята вот-вот вернутся к своим мирным делам.
Атмосфера лета 2014 года передана, кажется, лучше всего именно в работах Олеся Кромпляса. Ему удалось зафиксировать настроение бойцов, которые готовятся к чему-то неизвестному, возможно, тяжелому и страшному, но такому, что будет продолжаться очень недолго и точно закончится нашей победой.
Есть на фото Кромпляса и боевые эпизоды — захваченные в плен сепаратисты, убитый украинский боец на носилках под украинским флагом. Но это все уже не июнь и не Мариуполь, а начало мая и начало боев за Иловайск.
Из этого цикла наиболее потрясающей является фотография, где ребята просто лежат на траве перед очередным марш-броском. Невозможно сдержать слезы, когда четко представляешь, что в эти дни все еще были живы. Еще не было этого прямого наступления российских регулярных войск, не было кровавого «зеленого коридора», этих сотен расстрелянных «братским народом» ребят.
Но четыре года — есть четыре года. На фотовыставке Олеся Кромпляса «Линия фронта» в рамках проекта «Война рядом» уже в июне 2018 года все эти снимки воспринимаются совсем по-другому, чем осенью 2014-го, когда автор их впервые распечатал, вернувшись в Киев после контузии. Сегодня война стала частью нашей жизни. И, хотя проект называется «Война рядом», чувствуется, что война уже в нас самих.
Но, наверное, есть и другие люди, для которых слишком тяжелой оказалась реальность, в которой на Украину совершается российская агрессия. Именно для них, собственно, и сделан этот проект — «Война рядом». Его частью является фотовыставка «Линия фронта» и инсталляции на улицах Киева.
Олесь считает проект «Война рядом» частью информационной войны. Так оно и есть, но не менее важным является другой аспект — не только направленный извне посыл против агрессора, а направленный внутрь нас призыв, который должен пробудить «ощущение войны».
Двадцать силуэтов людей — бойцов и мирных жителей, даже детей, простреленных пулями, размещенные на улицах столицы в местах, где, по словам Олеся, люди не готовы их увидеть. Это напомнит киевлянам и гостям города о Донбассе, о боевых действиях, о погибших от рук агрессора, список которых каждый день пополняется.
Но если вы, посмотрев на эту часть проекта, посетите фотовыставку, которая представлена в центре «Трансформер» на улице Большая Житомирская в центре Киева, вы удивитесь — здесь вас не будут пугать. Лишь дипломатино напоминают — фронт близко, намного ближе, чем вам кажется.
На снимках Кромпляса можно увидеть войну в ее лайт-верии, войну, которая не шокирует. Она кажется практически такой, как мирная жизнь. Единственная разница — там, на фронте, чаще погибают, но погибают всегда героями.
Экспозиции спокойно могут посетить люди, которые очень далеки от фронтовой реальности. Они смогут прочитать интересные рассказы под каждой фотографией, посмотреть красивые, качественные снимки и пойти себе дальше, например, в ближайший популярный модный бар.
Парадокс, но работы Кромпляса не конфликтуют с грамуром мирной жизни. Они дополняют гламурную реальность своей военной правдой. Они говорят: вот эти ребята предпочли быть героями. А ты можешь пойти продолжать жить своей, негероической жизнью. Впрочем, вы должны понять, что, если вы сами не герои, вы должны, в меру своих сил и возможностей, поддерживать героев. Потому что война рядом. Намного ближе, чем вам кажется.