«Возвращение к искусству» (фото)
Некоторых авторов, например, Татьяну Яблонскую или Ивана Марчука, широкая аудитория знает достаточно хорошо, некоторые становятся открытием. Проект «Другая история: искусство Киева от оттепели до перестройки», представленный в НХМУ, объединяет работы 58 авторов, его организовывали вместе с аукционным домом «Дукат». Произведения предоставляли различные учреждения, в том числе Музей истории Киева и Музей шестидесятников, их отыскивали в частных собраниях и мастерских художников.
«Давно занимаюсь украинским искусством ХХ века, о многих из представленных художников писала, поэтому основной корпус авторов был мне понятен. Главная проблема заключалась в том, чтобы найти работы», - отмечает куратор выставки Галина Скляренко.
«УДИВИТЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Основная часть выставки располагается на втором этаже музея, а на первом, в отдельном зале, собраны произведения малоизвестного художника Николая Трегуба. Он родился в селе на Киевщине, потом переехал в столицу, закончил художественно-ремесленное училище, работал в Институте археологии. При жизни Трегуба его работы можно было увидеть разве что на квартирных и других неформальных выставках. В 41 год художник покончил с собой. Сегодня многие его произведения хранятся в частных коллекциях за рубежом, они в Zimmerli Art Museum, что в американском штате Нью-Джерси.
На картинах Трегуба - взрыв цветов и техник. Он часто изображал церкви - они могут быть и в центре сюжета, и фоном. Люди, которых он рисовал, кажутся отчаянными, смелыми и растерянными. В некоторых работах есть отсылки к украинским писателям, их цитаты. В частности, речь идет о Евгении Плужнике, Михаиле Драй-Хмаре, Николае Хвылевом, Василии Симоненко.
«Трегуб - странное явление нашего времени. Он постоянно занимался самообразованием, учился в художественной студии при заводе «Большевик» - у очень хорошего скульптора Григория Хусида. В начале 1980-х там в клубе прошла его выставка «для своих». В круг общения Трегуба входили историки, техническая интеллигенция, а художников - очень мало. Мне кажется, он чувствовал себя неуверенно, - рассказывает Галина Скляренко. - Он постоянно обращался к книге по истории нидерландской живописи XVII века, между страниц переводил ее на украинский. Но его работы совершенно иные!»
Поскольку Николай Трегуб не состоял в официальном художественном пространстве, получить полотно и краски ему было трудно. Поэтому художник писал на картоне, оргалите, каких-то тряпках. «Когда оформили работы Трегуба, увидели, что они очень мощные. Это своеобразный мир и мышление», - резюмирует Галина Скляренко.
ФИЛОСОФИЯ И ОБЫДЕННОСТЬ
Другое открытие этой выставки - картина Вениамина Кушнира Scherzo, многофигурная композиция, в которой совмещены борьба, движение и определенная сакральность. «В начале 1960 годов Кушнир был участником Клуба творческой молодежи, а потом куда-то исчез, - отмечает Галина Скляренко. - Видела только одну небольшую статью о нем. Что мне в нем понравилось - своеобразие тем, которые его интересовали. Помню одну его работу - человек со свечой в руках идет в толпе, ищет то ли родственную душу, то ли путь в жизни. Такие философские вопросы. Не знаю, выставлялась ли где-нибудь раньше картина Scherzo. Вот нашли ее в частном собрании и представляем».
Оригинальные скульптуры Михаила Грицюка - в них резкость контуров сочетается с пластичностью фигур. На выставке в НХМУ представили его «Сергея Рахманинова» и «Чилийскую Мадонну». По словам куратора выставки «Другая история», в Украине мало серьезных скульпторов, и Грицюк является феноменом, мастером европейского уровня. Сначала он учился в Аргентине, затем - в Киеве. «К счастью, Михаил Грицюк сохранил свободу и пластическую культуру», - добавляет Галина Скляренко.
В экспозицию выставки включили фотографию. Это - работы Александра Ранчукова, Виктора Марущенко и Ирины Пап, чей уникальный архив фактически спас со свалки фотограф Валерий Милосердов. Среди картин располагаются черно-белые художественно задокументированные эпизоды тогдашней киевской жизни: субботники, сценки в магазинах и на улицах, радостные октябрята, Никита Хрущев, который выступает в городе.
«Фотография давно выставляется в музеях мира, а в Украине до сих пор остается без внимания искусствоведов, хотя является чрезвычайно мощным пластом нашей визуальной культуры, - убеждена Галина Скляренко. - Хочется, чтобы представленные фотографии были именно в художественном музее, располагались рядом с живописью, скульптурой, графикой. К тому же уже выросло поколение, которое не понимает бытовых особенностей советского времени. И на этих фотографиях - исторический и социальный контекст, который является фоном, на котором творилось наше искусство. Художник витает в мире своих образов, а фотография показывает пространство, где он существовал».
«СХЕМА «ОФИЦИАЛЬНОЕ-НЕОФИЦИАЛЬНОЕ» УЖЕ НЕ РАБОТАЕТ»
Название выставки «Другая история» указывает на амбициозную цель ее авторов - пересмотреть историю украинского искусства второй половины ХХ века. «Это - начало дискуссии, попытка посмотреть иначе на сложности и противоречия, которые существовали тогда в искусстве, - объясняет Галина Скляренко. - Да, схема «официальное-неофициальное» уже не работает. Многие художники, которые работали в так называемом официальном поле, тоже делали совсем другое искусство».
Хотя организаторы пытались охватить как можно больше авторов, представить удалось не всех, кого хотелось, - некоторые работы сложно найти, да и пространство музейных залов не безгранично. «В Киеве был очень интересный художник Хомков. Знала его лично, видела его работы, а куда все это теперь делось - не знаю. Это нефигуративные вещи, очень хорошо и сложно написанные. Интересная фигура 1970 годов - Сергей Пустовойт. Мы показываем одну его маленькую работу. В Киеве Пустовойта особо не выставляли, а в Москве – во всю! Все работы главного периода его творчества пошли туда», - перечисляет Галина Скляренко.
Таким образом, выставка уже не первый раз наглядно демонстрирует необходимость создания музея современного украинского искусства, где бы собрали работы от послевоенного периода и до сегодняшнего дня - пока они окончательно не рассеялись по миру. Новый проект в НХМУ также призывает к дискуссии о художественных процессах второй половины ХХ века, и организаторы анонсируют круглый стол и встречи с художниками. Кроме того, «Другой истории» посвящен свежий выпуск журнала «Антиквар», а вскоре представят каталог выставки.
«Сегодня надо показывать как можно больше, максимально полно реконструировать художественный процесс и нивелировать многочисленные мифы. Сейчас все резко стали неофициальными художниками, все - борцы, нонконформисты, оппозиционеры. На самом деле все сложнее, тоньше, непросто, - рассуждает Галина Скляренко. - Мне кажется, одной из тенденций периода от оттепели до перестройки является некое возвращение к искусству. В предыдущий период, в сталинские времена, все вычеркнули и запретили, переформатировали представление о том, что является искусством, кто является художником. И время от оттепели - время возвращения к творчеству, к таким ценностям, как индивидуальность, сложность, эмоциональность, поиск современного художественного языка. Возвращение к тому, что является искусством».
Выставка «Другая история: искусство Киева от оттепели до перестройки» продлится в Национальном художественном музее Украины до 30 октября.