Все только начинается…
Идея создания мультижанрового фестиваля «Код Ступки» неслучайна, ведь десять лет назад, в 2011-м, Богдан Ступка неоднократно озвучивал необходимость создания международной платформы, в рамках которой Украина стала бы местом знакомства с художественной, в частности театральной, культурой стран Закавказья, Прибалтики и Польши.
Да и личностные предпочтения Богдана Сильвестровича находились не только в области его профессии – в кино и театре, но еще и в обожании джаза, оперы, живописи, литературы. Таким образом, у фестиваля большие планы и широкие возможности.
Его инициаторами стали продюсер Ирина Батько-Ступка и Благотворительный «Фонд Богдана Ступки».
На открытии на сцене Национального театра им. И. Франко происходила настоящая синергия искусств и творческих личностей Украины и Грузии: тбилисского коллектива – хористов главного кафедрального Собора грузинской православной церкви Пресвятой Троицы «ХОРАЛИ», мужского квинтета народного хора Украины им. Григория Веревки, который акапельно спел на грузинском «Сулико», и энергетически мощного, современного этноджазового украинско-грузинского проекта DUDU Band, который, в частности, исполнил на грузинском и песню на слова Тараса Шевченко.
В следующий раз организаторы пообещали сделать гостьей фестиваля еще одну страну Закавказья – Азербайджан, ведь супруга Богдана Сильвестровича – Лариса Семеновна Ступка – родилась в Баку и эта страна тоже имела значение в жизни и судьбе гениального актера.
Апофеозом открытия стало трогательное и такое органичное, в контексте памяти Богдана Ступки, исполнение за роялем лично Робертом Стуруа музыки Гии Канчели, написанной к его легендарному спектаклю «Ричард ІІІ» (эту известную шекспировскую пьесу Роберт Робертович ставил в разных странах и театрах).
Дальше был спектакль Национального грузинского театра им. Шота Руставели «Конец игры» по пьесе Сэмюэля Беккета, сюжет которого в контексте пандемической эры, апеллирующей к общечеловеческим ценностям на фоне всемирной катастрофы, прозвучал особенно остро. Постановку режиссера-философа воспринимаешь своеобразным символом памяти уходящего прошлого и поиском нового пути к обретению смысла существования человечества. Герои решают для себя и задают нам вечные философские вопросы: что будет после конца игры, конца жизни? Есть ли надежда, что смерть – это еще не конец, а начало чего-то нового?
…Сможем ли мы разгадать код Ступки? Или на то он и код, чтобы, создавая новый художественный контекст, разгадывать его каждый раз иначе?
Фото Руслана КАНЮКИ, «День»