Живой толчок реальности
Прошлый уикенд во Львовской национальной галерее искусств был ярким и многолюдным (с учетом карантинных ограничений, конечно) – 5 февраля во Дворце Лозинского, что на ул. Василя Стефаника, 3, открыли почти одновременно, с разницей в час, две выставки столичных художников, друзей по жизни и объединению «Синий Октябрь» – Алексея Аполлонова и Алексея Белюсенко.
Поскольку экспозицию Аполлонова представили первой во времени, «День» о ней первой и написал, знакомя и с художником, и с наполнением показа (с публикацией «Вражений і захоплений» можно ознакомиться здесь - https://day.kyiv.ua/uk/article/taym-aut/vrazhenyy-i-zahoplenyy).
Относительно авторского проекта Алексея Белюсенко, то это экспозиция «Моя Итака», в которой, как отмечают организаторы выставки, художник рассуждает над поиском собственного пути в истории, а также – о геополитике, украинской идентичности и рефлексирует над понятиями «человеческая судьба» и «любовь к родной земле».
В показе – живописные работы Алексея Белюсенко последнего десятилетия (из серий «Сосны», «Дорога в Судак», «Крым. Воспоминания», «Киев ночью», «Чужой дождь», «Дневник экстремиста»), а также работы в технике коллажа и ассамбляжа (серии «кишеньковий ленд-арт» (1992-1995), «уривки» (1999-2004) и триптих «відНОСна система категоризації кольору» (2001), что экспонируются впервые за 20 лет.
«Ключ» к выставке – фрагмент поэзии Константиноса Кавафиса (1863 - 1933): «Если собираешься отправиться в Итаку,/ То пожелай, чтобы длинная была дорога,/Полная приключений и на опыт богата».
Алексею Белюсенко 62 года. Живописец, график, дизайнер интерьера, реставратор, культуртрегер. Специального художественного образования не имеет - автодидакт, то есть самоучка.
Член Всеукраинского творческого союза «БЖ-арт». Инициатор и один из основателей художественного объединения «Синий Октябрь».
Последние десять лет занимается исследованиями и просветительской работой. Автор проекта «БритАртХХ» о художественном искусстве Великобритании XX века. Выставляется с 1989 года. Участвовал в свыше 60 коллективных выставках. 15 персональных – в Украине и за рубежом.
В декабре 2014-го в Музее истории Киева представлял выставку «Дневник экстремиста», посвященную истории Майдана. Впоследствии экспонировал эту серию в Белградском этнографическом музее (Сербия).
Произведения Алексея Белюсенко хранятся в коллекциях Национального музея Революции Достоинства (Киев), в Хмельницком художественном музее, частных собраниях и галереях 30 стран мира.
Кураторы выставок Алексея Аполлонова и Алексея Белюсенко – Елена Ткаченко и Елена Субач – в преддверие открытия экспозиций просили художников ответить на вопросы так называемой анкеты Пруста (ответы здесь – https://www.facebook.com/lvivartgallery), а также дополнительно расспросили Алексея Белюсенко, какие задачи он решает в своем искусстве? И вот, собственно, что ответил живописец: «Когда-то в 80-х, 90-х и двухтысячных я придумывал свои картины. Пейзажи, натюрморты, иногда даже портреты. Натуру считал ненужным диктатом. Мне казалось, что я имею достаточно визуального опыта, чтобы написать любую картину по воображению. А вот сейчас, сам не знаю почему, для меня важна «документальность» сюжета: чтобы начать работу, нужен живой толчок реальности. Даже когда на полотне лишь два пятна и три линии, для меня важно, чтобы за ними стоял конкретный пейзаж или чье-то лицо.
Другим важным фактором для меня является принцип не «застревать» на достигнутом. Как сказал один художник, «рисовать то, что уже умеешь, неинтересно». Довольно часто рынок требует от художника делать именно то, «что покупают», что имеет спрос. Это искушение, ведь денег всегда не хватает. Поэтому большинство «дорогих» художников приковано к своей узнаваемой манере, к собственному почерку золотой цепью. Для меня же главным стимулом было и будет – делать лишь то, что меня интересует именно сейчас, на текущий момент. Иначе это не творчество, а просто заработок. Художник должен быть независимым от рынка, для него свобода творчества – это элементарная свобода, такая же, как свобода слова или совести, но, к сожалению, ни в одном законодательстве она не считается «естественным правом».
Основной же задачей своей деятельности как художника, исследователя и куратора я считаю «ренессанс» живописи в условиях постмодерной парадигмы».
Проект «Моя Итака» будет длиться во Львовской национальной галерее искусств, во Дворце Лозинского, до 8 марта. Потому со свободой творчества Алексея Белюсенко, с «ренессансом» живописи в условиях постмодерной парадигмы в его выполнении успеют ознакомиться все желающие. Было бы желание.