Золото, объединяющее музейное пространство
«Что было бы, если бы это нашли не археологи, а люди с детекторами?» — такой вопрос просит передать читателям известный археолог, памятниковед Максим ЛЕВАДА в конце нашей мини-экскурсии. «День» общался с научным в Национальном музее истории Украины — как куратором действительно уникальной выставки «Золото Подолья: история народов». Каждый экспонат, об истории происхождения которого пан Максим может рассказывать удивительно интересно и много, — особый и эксклюзивный. И если бы действительно золотые украшения сарматского царя или янтарное ожерелье весом в несколько килограммов попали в свое время в руки к «черным» археологам, не было бы повода и для разговора с исследователем, и для открытия новой, хоть и временной экспозиции в НМИУ.
Итак, в историческом музее — новая выставка. Ее «герои» — самые известные древности из собраний Винницкого областного краеведческого музея и НМИУ, связанные с археологией Подолья. А это — комплекс золотых и бронзовых украшений и крупнейшая в Европе коллекция янтарных бус эпохи поздней бронзы (XIV — Х вв. до н. э.) из курганного могильника Гордеевки; золотые украшения, ценное оружие и серебряные сосуды — эти драгоценные вещи нашли археологи в одном из самых богатых сарматских захоронений, которое считается могилой царя Инисмея — правителя Ольвии; находки из мастерской ювелира времен ранних славян, которую нашли возле села Бернашевка; сотни серебряных арабских монет, которые свидетельствуют о высоком развитии международных торговых связей Восточного Подолья в киево-русские времена.
Как объясняют музейщики, экспонаты отражают материальную культуру многих народов, населявших этот регион — от Трипольской культуры до Средневековья. Именно такую экскурсию между народами, населявшими Подолье, и их сокровищами провел для нас Максим Левада.
СОКРОВИЩА ЦАРЯ ИНИСМЕЯ
Царский меч, серебряный кубок с тамгой, то есть клеймом, которое является царским знаком, — это находки из могильника сарматского царя Инисмея. Датированы они концом I тысячелетия до нашей эры. Историки считают это открытием наравне со скифской пекторалью. Наткнулся на них после многолетних поисков археолог Борис Лобай.
«Это археолог, о котором почти никто не знает, хотя он после Бориса Мозолевского сделал не менее славные открытия, в частности, проводил раскопки могильника в Гордеевке, — отмечает Максим Левада. — Чем он интересен? До сегодня — а мы показываем все в контексте разных народов — археологи не пришли к согласию, кто же были эти люди, которые оставили более 40 курганов на Подолье, потому что в захоронениях содержатся находки эпохи бронзы. Все эти курганы были в древности ограблены — вы видите только то, чем пренебрегли грабители... Этот весь янтарь — откуда он здесь и почему люди были так богаты? Дело в том, что могильник и территория, которая принадлежала, судя по всему, этим людям, имеют особое значение — это базовая точка на большом торговом пути, который существовал тысячелетиями. И это одно из основных направлений в то время янтарного пути, который брал начало в Прибалтике, шел по Висле и Западному Бугу, а в районе Немирова выходил на Южный Буг. То есть сарматы были, условно говоря, на воротах этого пути и брали за въезд в него пошлину. Вот Борис Лобай раскопал этот могильник, а через некоторое время, в другом месте, уже у порога, нашел еще одно древнее захоронение — в кургане находилось женское и мужское захоронение одного времени, это были муж и жена. Когда все это начали исследовать, вдруг увидели, что на многих вещах есть родовые знаки вроде княжеских трезубцев — это сарматские знаки».
По словам Максима Левады, в мире довольно мало примеров, когда историкам и археологам удалось выяснить имена тех, кого похоронили. «Этого сарматского царя знали: еще в середине прошлого века одесский нумизмат и историк Петр Карышковский анализировал монеты Ольвии и выяснил, что во второй половине I века произошла смена власти, там появляется царь — в греческой демократии, который начинает перечеканивать монеты своим именем и своей тамгой, — рассказывает археолог. — Через некоторое время он начинает выпускать уже собственные золотые монеты как царь Ольвии. После его смерти приходит к власти царь Инисмей — это 70-е годы I века, он уже чеканит серебряные монеты. Борис Лобай нашел захоронение Инисмея, почему так далеко и какая территория принадлежала ему — мы не знаем. Но эта местность была для сарматов того времени очень важна. Потому что, кроме этих двух захоронений, было найдено еще два захоронения в Севериновке — это все очень близко, одно из них — захоронение жрицы. А еще два захоронения нашли в Молдове на левом берегу Днестра».
ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Открытие еще одного украинского археолога — Иона Винокура — это результаты раскопок могильника около села Бернашевка. Исследователь находит целую ювелирную мастерскую славянского поселения начала VII века. Нашел и изделия, сделанные мастером из серебра, и формы, в которых изготавливались украшения.
«Интересно, мы считали, что у ранних славян ремесленники все время передвигались, то есть кормили себя ногами, — рассказывает Максим Левада. — Очень часто у многих народов в ремесленники идут те, кто не имеет собственного участка земли, на это есть определенные причины: либо не имеют права, или имеют какое-то уродство, потому что полноправным членом общины был воин, который имел право приходить на собрания, участвовать в принятии решений и выступать воином в поход. А также должен иметь землю, чтобы кормить семью. Здесь мы находим совершенно другую схему: этот человек живет в деревне, у него дома целая мастерская, он производит очень много украшений. То есть он не собирает по селам, условно говоря, заказы, а накопил их и поехал на рынок, то есть это настоящие рыночные отношения. Причем типологически многие из этих украшений расходятся по всем славянским культурам».
ВИННИЦКОЕ ТРИПОЛЬЕ
В целом выставка имеет семь исторических блоков, один из которых касается Трипольской культуры V — III тысячелетия до нашей эры. Оказывается, артефакты этой эпохи можно найти не только в Черкасской и Киевской, но и в Винницкой области. Особенность Винницкого Триполья — яркая роспись, обычно керамика того времени темно-серая или темно-коричневая, а здесь преобладают светло-розовые тона. Скорее всего, такую окраску изделия получили после пожара. Трипольцы жили на определенной территории, пока не истощались грунты, а затем переселялись на другие земли, а чтобы не забирать с собой все пожитки, сжигали дома вместе с горшками, объясняет Максим Левада. Возможно, это был такой ритуал. А керамика, которая побывала в пожаре, обрела розовый цвет.
«Но в Винницком Триполье интересно и то, кто это все нашел, — продолжает удивлять Максим Евгеньевич. — Иван Иванович Заец в годы Второй мировой войны был военным разведчиком. В 1943-м после ранения вернулся в тыл, продолжил обучение, а в 1950-х его снова направили в армию, в Австрию. Он руководил там разведкой, то есть это был резидент советской военной разведки в Австрии. Пять лет он ее возглавлял, а затем его назначили начальником охраны космодрома Байконур. Ушел в отставку после неприятной истории: на старте взорвалась ракета из-за технических проблем. Его отправили в Винницу и назначили директором музея. До этого он был совсем далеким от истории или археологии. Винницкий музей пострадал из-за немецкой оккупации, были вывезены вся этнография, нумизматика, археология и документация. Поэтому все, что сейчас имеет музей — это послевоенные раскопки. Иван Иванович увлекся археологией настолько, что применял все современные на то время методы: геомагнитной съемки, трассировки, впоследствии защитил диссертацию и перешел на преподавательскую работу в Винницкий педуниверситет, стал профессором и завкафедрой, воспитал целое поколение учеников».
Найдены поселения винницких трипольцев, которые традиционно селились родственными кварталами, имели дома на возвышенностях, нередко двух— и трехэтажные; их горшки различной формы и размеров, даже маленькая фигурка с колесиками (!), похожая на современную детскую игрушку-паровозик — это все находки Ивана Зайца.
СВИДЕТЕЛИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ
Два года назад Винницкий областной краеведческий музей получил в подарок так называемый барский клад. 30 предметов, которые датированы V веком нашей эры, киевский коллекционер приобрел у неизвестного лица через аукцион еще в 2011 году. По случаю сотой годовщины музея, которая отмечалась в 2018 году, коллекционер подарил сокровища Виннице, поскольку происходят они из Барского района.
Теперь часть этого сокровища хранится в НМИУ — это гарнитура конской сбруи и аксессуары в норманнском стиле. Все предметы изготовлены из серебра, но для историков ценно не только это, но и то, что дар является свидетелем эпохи Великого переселения.
Так же свидетельствует об этом еще одно сокровище — Гайсинское, датированное также V веком нашей эры, — раннеславянские женские украшения из серебра. На них напали «черные» археологи возле городка Гайсин и хотели продать в частную коллекцию. Как отмечает Максим Левада, благодаря вмешательству покойного народного депутата Дмитрия Тымчука сокровище удалось спасти и отдать Винницкому музею.
«Комплект состоит из орнаментированной пластинчатой гривны и ожерелья из лунниц и подвесок разной формы. Это очень редкостный тип украшений, аналог которого найден только вблизи села Сухоносовка Полтавской области. Такие находки того периода в нашей стране очень редки, поскольку в V в. н. э. связь с Римской империей уже была разорвана. Начинают образовываться новые государства на территории Европы, и поток серебра на эту территорию практически был остановлен. Гунны разграбили все, и у ранних славян тогда практически не было украшений из драгоценных металлов. Эта уникальная для нас находка, несомненно, займет достойное место», — отметил во время вручения сокровищ музею в прошлом году заведующий сектором охраны культурного наследия управления культуры и искусств Винницкой облгосадминистрации Михаил Потупчик.
ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Поэтому золото Подолья в буквальном смысле прибыло на временную выставку в Киев из Винницы. Не все, что сейчас смогут увидеть посетители исторического музея, доступно для постоянного обзора в Виннице. Экспонирование драгоценных украшений требует особых ресурсов, в том числе и финансовых.
«Под словом «золотые» мы имели в виду еще и золотые страницы истории. Я видел это золото еще смолоду, когда работал в экспедициях в Винницкой области, рассказывал об этом родителям, друзьям, а увидеть его никто не мог, — делится воспоминаниями Максим Левада. — Со временем вижу, что золота еще больше — оно едет в Милан, в Париж, а люди не знают своей истории. Не можем мы все поехать в Винницу, так может же быть путешествующая выставка. Государство должно стимулировать такой межмузейный обмен, это не так дорого. Эта выставка состоялась благодаря усилиям двух музеев — на заработанные в условиях пандемии средства».
Возможно, золото Подолья после Киева поедет в Харьков или другой город — в столичном музее экспозиция будет действовать до февраля следующего года. Так или иначе, этот проект должен начать широкий межмузейный обмен. Так, уже точно известно, что в Винницкий областной краеведческий музей поедет коллекция оружия из Национального музея истории.
«Проект «Золото Подолья: история народов» не только представляет самые известные древности из собрания Винницкого областного краеведческого музея на всеукраинском уровне — он инициирует межмузейное сотрудничество, — отметила директор ВОКМ Екатерина Высоцкая. — Этой выставкой отдаем дань уважения всем участникам археологических экспедиций музея. Они дали ценный материал и сформировали археологический сборник Винницкого областного краеведческого музея, известный в Украине и далеко за ее пределами».
Генеральный директор НМИУ Федор АНДРОЩУК добавил, что задача выставки заключается не только в популяризации собственного собрания, но и в освещении региональной истории, до сих пор мало известной широкой публике: «Подолье не является исключением. Его богатые сокровища ныне более известны за рубежом, чем в Украине. Эта выставка является попыткой изменить ситуацию и начать объединение музейного пространства нашей страны».