Почтовая марка как одно из воплощений истории Украины

Кажется, что в наше время значение почты постепенно вытесняют другие средства связи — мобильные телефоны, скайп, социальные сети. Однако всегда будет по меньшей мере одна роль, которую все упомянутые вещи заменить не смогут. Ведь почтовая марка — это не только оплата услуги, но и визуализация нашей истории.
Такая маленькая вещь как марка на самом деле очень информативно емкая. За свою историю она выполняла разные функции. Во-первых, «узаконивала» появление нового государства, примером этого является известная марка Г. Нарбута «Женская головка в венке». Недаром во времена независимой Украине это изображение снова вынырнуло из достояний века на стандартный выпуск почтовых марок «Молода Україна», утверждая тем самым преемственность нашей истории. Показательным свидетельством об Украине времен УНР является имперские марки с нанесенным поверх украинским тризубом. Тогда у государства не было средств на печать новых марок, поэтому таким образом выходило из затруднительного положения. Интересны с этой точки зрения также марки ЗУНР, Карпатской Украины.
Во-вторых, марка служит маркером событий, она фиксирует, запечатляет их на страницах исторической памяти. Например, таким трагическим маркером ужасных событий ХХ века стала марка УССР с надписью «Помощь голодающим», вышедшая в 1923 г. Кстати, с тех пор марки УССР больше не выходили.
Кроме того, почтовая марка может стать платформой для сближения украинской истории на и за пределами украинских территорий. Эту роль выполняют марки нашей диаспоры, малоизвестные широкой общественности знаки лагерной почты. Что касается последних, то дело в том, что после Второй мировой войны солдаты, например, Первой Украинской дивизии Украинской национальной армии находились в лагере особого назначения в Италии и выдавали там свои марки (достойно оцененные английской и итальянской филателисткой прессой). Подробнее об этих и других марках можно прочитать в книге В. Чередниченко «Про філателію усім», она является первым украинским пособием сведений о марке, филателистическом движении.
Кроме стандартных выпусков почтовых марок (предназначенных для отправления писем, грузов) существуют еще коммеморативные (юбилейные) и художественные марки. Это настоящие «исторические фотографии». Такие почтовые марки не только напоминают о датах, событиях, но и «овеществляют» нашу историю, будто бы материализуют ее. Приятно, например, подержать в руках марку 1991 года, посвященную 500 годам украинского казачества. В такие моменты кажется, что история становится ближе.
Особенно приятно, что уровень современного искусства украинской марки достиг уровня, которым можно гордиться. Сама была свидетелем, когда на крещатицком Главпочтампте иностранцы с нескрываемым восторгом просматривали каталоги украинских марок. Действительно им было из чего выбрать! Серии, которые предлагает «Укрпошта» — разнообразные. Это и украинская народная одежда, головные уборы, жилища различных уголков Украины, национальные заповедники, природные чудеса нашего государства, известные исторические фигуры. Особенно мне нравится серия «Краса і велич України», в которой помещают достопримечательности украинских областей.
Темы, по-моему, выбраны стратегические. Они обеспечивают лучшее знакомство с собственной культурой, историей, природой, нашими городами. И кроме того, служат современной украинской летописью. Например, есть марка, посвященная победе Русланы на Евровидении в 2005 году и участию украинской футбольной сборной на Чемпионате мира в 2006 году. Цветовым акцентом коллекции 2008 года являются знаки зодиака, нарисованные Гапчинской, а 2011 год погружает в мир сказки вместе с маркой, посвященной «Снежной королеве» издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА». Почтовая летопись фиксирует также переломные события нашей истории — Евромайдан, АТО.
Итак, почтовая марка — это то, что сохраняет культурное и историческое наследие, формирует почву для государственного объединения. Это то, что в популярной, лаконичной форме напоминает нам, кем мы являемся. Это наша визитка миру и самим себе.
Кстати, в честь своего 15-летия газета «День» в 2011 году выпустила собственную серию марок — «День»: великие имена». На трех почтовых знаках, которые вошли в серию, — портреты выдающегося публициста, исследователя Голодомора 1932-1933 годов Джеймса Мейса (напомним, он работал в «Дне» с 1997-го по 2004 год), публіцистки и философа, автора одной из книг Библиотеки «Дня» Клары Гудзик (годы работы в нашей газете — 1996-2008), а также рисунок талантливого украинского художника-карикатуриста Анатолия Казанского, (годы работы в нашей газете — 1996-1998).
«Филателистическая» акция «Дня» — не только для почтения памяти наших Великих, не только проявление знака благодарности им, но и ответ на сетования тех, кто утверждает, что украинской журналистики нет. Так вот, украинская журналистика есть. И есть школа. Другое дело, что не все хотят в нее ходить.
Section
Блог ЛШЖ