Разрушить, нельзя оставить
Насколько хорошая, с одной стороны, вещь — стереотипы. Сделал себе ящик на определенную тему в столе-мировоззрении, забросил туда стереотип — и еще одна тема, в которой разбираешься. По-моему, так часто случается и с нашей историей. Например, существуют такие мнения. Первое — Украина не способна сама чего-то достичь (стереотип, навязанный нам еще Российской империей). Второе — что во всем виноваты соседи (т. н. позиция «жертвы»). Как известно, стереотипы существуют для того, чтобы их «лечить», разрушать. Попробую это сделать.
Чтобы понять «болезнь», следует узнать, что стало причиной. Обе эти крайности, по моему мнению, вызваны общей травмой, связанной с длительным отсутствием государства. Симптомами этого является то, что украинцы и дальше оправдываются, ищут поддержки у других, хотят, чтобы их признали, а заодно и помогли. Также у нас уважают только то, что признали на Западе. Европейское, японское, американское лучше нашего просто потому, что оно не украинское. Итак, симптомом является комплекс неполноценности. Корни стереотипов найдены, теперь — подготовительный этап к лечению «пациента». Соберем коллегию врачей, увидим, что они решат.
Врачами станут А. Камю, современные психологи и, как ни странно, история из сферы филателии. Последняя является для меня очень характерной, поэтому ее и возьму для примера. Однажды было выпущено небольшое количество марок с браком (рисунок был вверх ногами, или что-то вроде того). Теперь эти марки стоят в десятки раз дороже обычных.
Мораль «басни» для меня такова: все зависит от нашего восприятия ситуации, взгляда на нее. Брак марки можно воспринять как недостаток, а с другой стороны, именно это и сделало ее особой, ценной. Основательно идея изменение мировоззрения описана, например, у А. Камю («Миф о Сизифе»). Однако в целом, это то, что нынешние психологи называют — не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. По моему мнению, изменение отношения — выход для Украины из этих стереотипов и путь в будущее.
Кроме того, комплекс неполноценности развился также и потому, что мы говорим об историческом отсутствии собственного государства, сравнивая себя с другими странами, говоря, что вот там — традиции государства. Но откуда известно, что нужно равнять всех по одному шаблону? Мы живем в эпоху постмодерна, а в нем нет места метанаративу (или тому стандарту, на который все должны равняться). Лозунгом нынешней эпохи является, как мне кажется, не глобализация, а «единство в разнообразии». И это ключевой период и шанс Украины.
Лечение, или как это работает. Посмотрим на стереотипы, применяя другой взгляд. «Украина долгое время не имела собственного государства» — это правда. Однако это не говорит о том, что из-за этого Украина хуже. Наша история просто другая, особенная. Ведь если говорить точнее, то государства не было только де-юре. А де-факто оно было, хоть и не так, как в Европе. Это подметил и выразил поэт В. Цыбулько: «Мово — дар Божий / ти і була нашою Батьківщиною у безрідні дні / коли сама батьківщина була всього лише емоцією». Язык заменил у нас функцию государства и объединил всех. Он справился с этой задачей — независимость в 1991 году этому доказательство. Мне могут возразить, сказать, что на Востоке не знают украинского (но это опровергнут данные опросов).
Еще ярче функцию языка, формирующего государство, видно на примере литературы (одном из воплощений, достижений языка). Большинство наших писателей — не просто люди искусства, а общественные деятели. Кстати, заодно хотелось бы развенчать и другой стереотип, что украинская литература только о селе и страдании, а вот зарубежная — настоящие произведения искусства. Следует понимать специфику литературы. Кто писал книги за рубежом, в Европе? Как правило, достаточно состоятельные люди, а не селяне. И между ними и большинством населения была дистанция. Описывать жизнь простолюдинов они либо не хотели, либо не знали как, либо же совсем не интересовались ею. А у нас, особенно во времена народничества, состоятельные горожане чувствовали себя частью народа, осознавали свою ответственность перед ним. Этой стены не было. Поэтому так легко попадали в литературу сюжеты из селянской жизни. А что касается страданий — так это была правда жизни той эпохи. И разве в западной литературе люди не страдают?
Таким образом, наш пример обретения независимости — особенный. Люди без помощи высших государственных органов скоординировались, стали бороться за свою цель (кстати, отголоском этого инстинкта украинцев является такое распространенное у нас сейчас волонтерство).
Еще один стереотип, который следует разрушить, — это позиция жертвы. Однако здесь и лекарств не нужно, достаточно будет обычной логики. Позицию жертвы может занимать и проигравшая сторона. Разве мы проиграли? Мы все-таки обрели независимость, а значит, украинцы — борцы, победители. У нас было много могущественных врагов — да. Однако, опять же, как говорит
В. Цыбулько: «Розмір ворога свідчить і про наш розмір».
Поэтому всем, кто утверждает, что украинцы ни на что не способны, следует вспомнить, сколько раз феникс-Украина возрождался из пепла (после татаро-монголов, казацкой Руины). Но больше всего, по-моему, после Геноцида. Его роль точно подметил Е. Сверстюк — «Голод зламав хребет українському народові». А Украина не только «звелася на ноги», но и стала одной из победительниц во II мировой войне, восстановилась бешеными темпами из руин.
Конечно, все это упоминалось не для того, чтобы сказать: «Украинцы — лучшие». Поскольку это лишь превратит комплекс неполноценности в манию величия (что произошло с нашим соседом). Есть много черт, которых украинцам не хватает в государственном плане и которым следует поучиться у других европейских стран, в том числе и системе государственного аппарата, отношению к культуре, мышлению глобально. Однако Украина — не хуже и не лучше других, она особенная, так же как особенная Великобритания, Германия, Франция, США и любая другая страна.
Таким образом, чтобы сломать стереотипы необходимо придерживаться упомянутого рецепта. Для профилактики было бы хорошо добавить в календарь несколько украинских побед, например, Конотопскую битву. Кроме того, ежедневно следует употреблять таблетки от неполноценности на природной основе — нашей культуре. Именно культура на самом деле способна помочь украинскому обществу почувствовать себя равноценными гражданами мирового сообщества.
Если забыть о медицинской терминологии, то просто нужно менять парадигму интерпретации фактов. Наше культурно-историческое наследие огромно. Нужно лишь изменить обертку, в которой мы представляем его и миру, и самим себе. Украина должна протягивать руку не для «подачки», а как равноправный участник, стремится помочь и себе, и другим.
Я не профессиональный историк, но я украинка. И это эссе написано потому, что я хочу видеть у граждан веру в Украину. Именно с ней мы достигнем успеха. А для этого следует освободить призму восприятия себя, мира от стереотипов.
Section
Блог ЛШЖ