Перейти к основному содержанию

Желанный подарок для Украины

19 августа, 15:03

Перед Днем Независимости особенно часто появляются мысли, какой Украину хочешь видеть сейчас, спустя несколько лет. Идея, которая не оставляет меня, - это создание координационного центра украинской культуры, который бы стал нужным подарком для Украины. Каким я его  вижу и почему он важен - ниже.

Время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о создании Института им.Тараса Шевченко, который будет выполнять такую ​​функцию, как Гете-институт, Институт Сервантеса и тому подобное. Однако пока на это нет денег.

Как по мне, создание такого центра имеет значение едвалине такое же, как оборонное обеспечение. Этот институт - это тоже оборона, просто на другом, не физическом, а информационном уровне. В Украине существует множество интересных инициатив, которые стремятся подчеркнуть величие украинской нации, ее достижений. Проблема в том, что это все происходитна уровне локальном. Большинство украинцев и не знает, что такие группы существуют. Координационным центром, который сможет объединить все эти усилия, а кроме того, наладить связь этих проектов с помощью СМИ с большинством украинцев, должен стать этот центр. Коротко о его структуре (как я себе ее представляю).

Он должен состоять из пяти основных блоков - изучение классической культуры, современной культуры, переводческий центр, СМИ, международная связь. Классическая культура - это до 1991 года. Понятно, что этот центр не может заниматься всеми сферами - историей, языком, литературой, научными достижениями, бытом, традициями народа. Но этого от него и не следует требовать. Это подразделение должно стать площадкой взаимодействия всех научных институтов. Задача подразделения - выделение крупнейших,самыхзначимых, самых оригинальных достижений и популяризация их среди большого количества населения.

Второй подраздел - современная культура. В Украине много художников, ученых, не известных государству. Становится обидно, когда все знают актеров телесериалов, а не интеллектуальных светочей. Это подразделение должно взаимодействовать с талантами, выбирать тех, кого действительно следует поддерживать, у кого огромный потенциал. Причем не следует ограничиваться «высокой культурой», замыкать украинскость только в ней. Украинская культура многослойная, поэтому следует принимать во внимание и различные развлекательные проекты. Нужно, чтобы каждый украинец мог найти что-то для себя.

Все эти подразделения тесно связаны со СМИ, третьейсоставляющей. Если работа предыдущих двух более координаторская, то именно на это подразделение приходится наибольшая часть работы. Многое предстоит сделать в этой сфере, потому что проблема не столько в том, чтобы найти что-то свое, а чтобы представить его достойно. Причем всегда следует давать широкий мировой контекст.

Итак, это подразделение должно создавать видео (самый популярный сейчас формат) о достижениях украинской культуры. Разумеется, качество должно быть высочайшего уровня: не просто интервью с выдающимися деятелями, а сюжеты с использованием инновационных технологий с юмористическими эпизодами для лучшего восприятия информации. Каждый сюжет должен быть историей, которая цепляет, интересует (можно поучиться у авторов различных шоу на СТБ тому, как они творят интригу; да, это довольно примитивный телепродукт, но приемы действуют, другое дело - что не несут за собой никакого смысла). Поэтому должно быть, как в романах У. Эко: захватывающая фабула, интрига, а заодно невероятная глубина интересной информации.

Кроме того, информацию можно подавать и в других популярных формах, например, шоу-квестах. Это может быть квест по Украине, параллельно наполненный сведениями из истории, культуры.Информацию можно подавать в виде задач, например, «найти брата Белого дома в Украине, там есть следующая подсказка» (архитектор, который проектировал Белый дом, построил такое ​​же здание в какой-то из украинских областей, ее показывали в новостях, там теперь школа). Другой возможный проект, поскольку очень популярны программы о путешествиях, - «Украинцы в мире». Чего стоило бы путешествие тропами гастролей М. Заньковецкой! Итак, если коротко, интересная форма - познавательный смысл.

Еще один сектор, на который ложится огромная нагрузка - переводческий корпус. Видео, программы - все это должно быть переведено хотя бы на английский. Это наша реклама миру. И, кроме того, к счастью или к сожалению, программы вроде туристических маршрутов можно одновременно делать и для иностранцев, и для украинцев (ведь часто уровень знаний об Украине почти тот же).

Пятое, международное, подразделение, связь с миром, выполняет ту же функцию, чтои  СМИ, только с более широкой аудиторией. На практике его задачей будет координация работы посольств Украины в разных странах и Украины, а кроме того, связь диаспоры и Украины.

Посольства, из-за нехватки средств на отдельные культурные центры, должны стать трансляторами украинской культуры за рубежом (эту идею высказала А. Пахлевская в книге «AveEuropa»). Например, можно увеличить количество фестивалей украинской культуры, вечеров украинской музыки, поэзии (помещения не должны быть большие, просто такие мероприятия должны происходить часто). Помощь в популяризации, надеюсь, придет от наших диаспорян.

Кроме того, более широко следует устраивать совместные недели стран «Дни Украины в Польше», «Польши в Украине», «Дни Украины в Великобритании», и т.д.

Конечно, для этого  нужны большие ресурсы. Однако не все так плохо. Первое подразделение у нас хорошо развито, поэтому база есть. Что касается  отдела современной культуры, то можно найти волонтеров, ведь молодые авторы сами заинтересованы рассказать о себе. Дальше - сложнее, но и небезнадежно. Работа отдела СМИ будет представлена в письменных изданиях и на телевизионных каналах. К изданиям можно привлечь ученых. Видео, возможно, сделают представители украинского телевидения. Созданный продукт они будут транслировать на своих телевизионных каналах. Больше всего средств требуется на переводчиков и международную работу. Однако, я думаю, что и тут найдутся волонтеры.

Таким образом, этот проект - это открытие Украины миру и украинцам, а вторая цель, более прагматичная, - увеличение количества туристов (на чем в Европе давно и успешно зарабатывают состояния). Сейчас хорошее время для рекламы Украины, потому что туристы ищут что-то неизвестное, экзотическое. И это наш шанс, который нужно использовать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать