Перейти к основному содержанию

Куда катится Европа?

Или, скорее, куда и кто ее катит?
02 февраля, 19:35

Уже десять дней одну из традиционно самых спокойных и самых рассудительных стран Европы лихорадит. Сразу несколько городов Нидерландов буквально горели, в других происходили жесткие столкновения погромщиков с полицией. Сожженные машины, велосипеды, разбитые центры тестирования на коронавирус, разбитые витрины и окна магазинов, ограбленные супермаркеты... Такое трудно было себе представить, подчеркивали министры, депутаты и мэры. Король Нидерландов Виллем-Александр провел видео-встречу с мэрами нескольких пострадавших городов, а на следующий день посетил Хертогенбос — город, который очень сильно пострадал от погромов, прошел по его улицам, пообщался с предпринимателями, полицией и местными жителями. А столкновения и погромы продолжались и дальше, хотя в несколько меньших масштабах, несмотря на привлечение к наведению порядка сил спецназначения, несмотря на значительные штрафы и оперативно вынесенные первые судебные приговоры участникам погромов.

Номинально причиной массовых акций является введение в рамках карантина для борьбы с пандемией COVID-19 с 23 января комендантского часа на всей территории Нидерландов, которая действует с 21:00 по 4:30 утра. В это время выходить на улицу разрешено только по весомой причине и при наличии специальных документов, которые нетрудно получить в печатном или электронном виде.

Сразу же начались акции протеста. По оценкам наблюдателей, обычно эти акции проходят по одному сценарию. Незадолго до начала комендантского часа на улицах начинают собираться толпы. Сначала вроде бы речь идет о демонстрации недовольства внедренными ограничениями, однако скоро это все перерастает в погромы, грабежи и насилие. Конечно, на комендантский час погромщики не обращают никакого внимания. Эйндховен, Амстердам, Роттердам, Гаага, Хертогенбос, Зволле, Тилбург, Брэда, Арнем, Венло и другие города стали ареной столкновений погромщиков с силами правопорядка и уничтожения всего, что им попадалось под руку. Толпы «протестующих» разводили костры в центрах городов, поджигали велосипеды, скутеры, автомобили, коммунальные здания, грабили магазины и супермаркеты. Больше всего доставалось маленьким магазинам, которые и без того едва существовали в условиях пандемии, их безжалостно громили и грабили. Атаке подверглись и некоторые больницы, там в первую очередь били окна. Из-за беспорядков в большинстве нидерландских городов пришлось закрыть пункты тестирования на коронавирус, устроенные на улицах. Вовремя: некоторые из них также были разбиты, в частности в городке Урк.

На первый взгляд, Нидерланды превратились в филиал Соединенных Штатов, где в течение последнего года погромы, поджоги и другие массовые беспорядки стали уже нормой жизни и не считаются (по крайней мере, влиятельными медиа и политиками) чем-то экстраординарным; например, для грабителей нашли слово «лутерий», они, мол, своими действиями восстанавливают социальную и расовую справедливость, а погромы теперь «мирные», и вообще, если уничтожаются вещи, которые можно со временем восстановить, — это не погром и не преступление вообще... Однако, к счастью, Европа — не Америка. Никто не становится на колени и не целует погромщикам (среди которых мигранты) ноги и не просит у них прощения. Многие граждане помогают коммунальщикам восстанавливать городскую структуру. Волонтеры и футбольные фанаты по всей стране выходят вместе с полицией патрулировать улицы, а это значительно уменьшило количество погромщиков. Неравнодушные граждане информируют полицию о группах в соцсетях, где призывают совершать насилие. Свидетели событий публикуют фото и видео, чтобы полиция и суды могли привлечь бандитов к ответственности. Погромщиков наказывают лишением свободы, общественными работами, арестом авто и банковских счетов. А еще правительство Нидерландов заявило о намерении создать специальный фонд для помощи пострадавшим предпринимателям (не все магазины и палатки были застрахованы). Иными словами, абсолютное большинство общества вполне адекватно реагирует на массовые беспорядки. Хотя некоторые министры, похоже, слишком растеряны и ограничиваются призывами в стиле кота Леопольда из известного мультсериала — мол, не надо бросаться друг на друга, надо жить дружно. Но бросается на всех только одна сторона, и она должна быть четко определена, названа и наказана, иначе Нидерланды ждет беда...

Впрочем, ситуация осложнена тем, что большинство участников погромов и грабежей — тинейджеры старшего возраста и подростки. Возникает вопрос — неужели они сами, насмотревшись «романтических» видео американских «мирных погромов», решили превратить свою страну в подобие нынешних США? Но Америка большая, там рядом с полными безумия регионами вполне нормальные (не случайно же Маск переносит штаб-квартиру из Калифорнии в Техас), а вот Нидерланды слишком маленькие... Полиция заявляет, что к агрессивным действиям молодежь подстрекают через социальные сети. Вполне вероятно. Но не стоит ли расследовать, кто именно подстрекает? Известно, что в Нидерландах существуют не слишком многочисленные, но довольно мощные и шумные пророссийские группировки, что доказал в свое время организованный ими референдум об ассоциации Украины с ЕС. А есть еще неосталинисты из «антифа» и другие безумные и бездумные леваки...

...В Западной Европе уже был когда-то период поджогов супермаркетов, массовых уличных столкновений, уничтожение молодежью авто и магазинов и т.п. Речь идет о 1968 годе. Спусковым крючком к молодежным бунтам стало убийство полицией немецкого студента на митинге против войны во Вьетнаме. И пошло-поехало — «долой фашистскую власть!». Очень скоро радикальные бунтари Западной Германии, а вслед за ними и Италии взялись за оружие. И попали под опеку восточногерманской «Штази» и советского КГБ. А через несколько десятков лет выяснилось, что тот студент на самом деле был убит той же «Штази» для того, чтобы поднять молодежь на уничтожение демократического западного общества. Как по мне, есть серьезные основания задуматься, не так ли?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать