Перейти к основному содержанию

Нефтяные ставки европейской игры

Еврокомиссия считает Украину главным игроком на рынке энергоресурсов
23 апреля, 00:00

Европейский Союз считает нефтепровод Одесса — Броды, по которому каспийская нефть может транспортироваться в европейские страны, важным для обеспечения энергоресурсами Европы. В этом заверил журналистов во время пребывания в Киеве представитель генерального директората транспорта и энергетики Европейской Комиссии Фаузи Бенсарса. «Нефтепровод Одесса — Броды будет играть не меньшую роль, чем раньше играла «Дружба», — отметил брюссельский чиновник, подчеркнув, что Украина «останется главным игроком на рынке энергоресурсов».

Заявление брюссельского эмиссара было важным для украинского руководства с нескольких позиций. Во-первых, в последнее время политическая элита допустила несколько критических высказываний в сторону ЕС, который, дескать, не прилагает никаких усилий для реализации проекта Одесса — Броды. Не так давно вице-премьер Виталий Гайдук отметил: «Если для Европы проект Одесса — Броды не интересен, то в этом случае Украина будет принимать решение, что делать с нефтепроводом». Более дипломатично критику высказал Президент Леонид Кучма: «Если для Европы это стратегический объект, то необходимо искать выход из сложившейся ситуации». Во-вторых, украинское руководство публично допустило вероятность реверсного использования трубопровода, то есть для транзита российской нефти в обратном направлении — из Бродов в Одессу, что идет вразрез с прямым «европейским» назначением этого транспортного пути, разработанного для поставки каспийской нефти через Украину и, возможно, Польшу в Западную Европу. Естественно было ждать ответа от структур ЕС, которые уже довольно давно убеждают Киев в своей заинтересованности. Ретранслятором европейских убеждений стал Фаузи Бенсарса.

Официальным поводом для его визита было проведение переговоров для подготовки бизнес- форума, который состоится в Брюсселе 27 мая. На нем украинский вице-премьер Виталий Гайдук вместе с польским коллегой Мареком Полом и вице-президентом Еврокомиссии Лойолой де Паласио должны представить концепцию бизнес-плана нефтепровода Одесса — Броды. Таким образом, брюссельский эмиссар обсуждал в Киеве организационные вопросы и одновременно пытался убедить руководство в заинтересованности Евросоюза в каспийской нефти, которая будет поставляться по украинскому нефтепроводу. Господин Бенсарса заверил, что Еврокомиссия «планирует сотрудничать с Украиной в вопросе продолжения нефтепровода Одесса — Броды до польского Плоцка». По его словам, этот проект важен для Центральной Европы, поскольку позволит диверсифицировать морские маршруты поставок нефти. Известно, что Евросоюз начал очень осторожно относиться к транспортировке нефти танкерами после катастрофы с «Престижем», когда утечка нефти с судна привела к серьезным экологическим последствиям около берегов Испании. Кроме того, поставкам каспийской нефти не способствует позиция турецких властей в отношении пропуска танкеров через Босфор в Средиземное море. Ежегодно через Босфор и Дарданеллы проходит около 50 тысяч судов, каждое восьмое из них — нефтеналивной танкер. Экологическая обстановка района давно вызывает обеспокоенность из- за опасности экологического загрязнения густонаселенных районов. В частности, Босфор делит пополам Стамбул, и ширина пролива в черте города составляет около 700 м. За последних полстолетия здесь зарегистрировано почти 500 чрезвычайных происшествий, 40 из них — достаточно серьезные в плане экологической опасности. Ограничение судоходства танкеров через проливы закономерно вызывает изменение структуры транспортировки нефти во всем средиземно-каспийском регионе. Именно здесь и может пригодиться нефтепровод Одесса — Броды. Конкуренцию Украине, правда, могут составить другие нефтетранспортные проекты: Бургас — Александруполис, Констанца — Триест. Господин Бенсарса не смог сказать, сколько каспийской нефти потребуется Западной Европе в следующие 5—10 лет, поскольку, по его словам, все будет зависеть от потребностей рынка, а также конкурентности сырья. Для достижения этих целей брюссельский чиновник дал несколько установок Киеву. В частности, нефтепровод Одесса — Броды должен работать на коммерческой основе, а нормативные акты, регулирующие деятельность энергосектора в Украине, должны соответствовать нормам ЕС. Это не ново — о необходимости коммерциализации проекта говорится с самого начала. Это требование, в частности, выдвигают Азербайджан и Польша. Уже несколько лет стоит вопрос создания международного консорциума. В Киеве ожидают, что теперь, после изучения технико-экономического обоснования проекта, дело пойдет веселее. Бенсарса напомнил, что после вступления в 2004 году в ЕС Словакия и Польша также начнут выполнять нормы Евросоюза относительно качества нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающие заводы этих стран смогут продавать на европейских рынках только тот бензин, который соответствует требованиям ЕС. Если до тех пор Украина не изменит свои нормы, то она не сможет поставлять нефтепродукты. «Это — рынок», — подчеркнул Бенсарса. Он также намекнул, что ЕС негативно оценивает идею транзита через Одесса — Броды российской нефти в реверсном режиме. «Мы не играем в политические игры с нефтепроводами», — отметил представитель Еврокомиссии. Наоборот, по словам Бенсарсы, Евросоюз очень активно сотрудничает в вопросе реализации проекта, который сделает Украину «главным игроком на всех рынках, не только на европейском».

Одним из шагов к достижению мечты Киева о приобщении к стратегическим общеевропейским проектам должна стать очередная брюссельская презентация Одесса — Броды в конце мая. На встречу украинская делегация поедет с разработанной концепцией, которая будет обнародована в ближайшее время. До конца июня должен быть готов бизнес- план. «Конференция в Брюсселе позволит признать проект Одесса — Броды очень много значащим для Европы», — подчеркнул Фаузи Бенсарса. В МИД Украины, кстати, очень серьезно отнеслись к недавнему заявлению канцлера ФРГ Герхарда Шредера, который в ходе встречи с украинским премьер-министром Виктором Януковичем заявил о заинтересованности Берлина в продолжении нефтепровода до немецкого глубоководного порта.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать