Безразличие страшнее потопа
«Есть у нас государство или государства у нас нет?» — спрашивают жители затопленных сел на Херсонщине![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980813/4153-6_0.jpg)
— Она здесь отродясь не росла, — говорит один из жителей Подо-Калиновки Валерий Бурдюг, сельский строитель.
— Пять лет назад мы переехали в Подо-Калиновку из Херсона, — присоединяется к разговору пенсионер Алексей Бреженко. — Купили хату, обсадили хозяйство абрикосами, черешнями, персиками, яблонями. И что же теперь? Пропал труд... Вода разрушила все. Вот она, 30 сантиметров от поверхности. А обратите внимание на дом...
Молния глубокой трещины ударила, разбив каменный дом, а заодно летнюю кухню, гараж, пристройки. Весной село впервые в своей истории не садило около хат огороды.
Правда, многодетная семья Жевцовых пробовала догнать весну на ручном самодельном плужке, но ничего из этого не вышло: люди, похоже, останутся на зиму без собственной картошечки. Но разве только Жевцовы?
Первым лицам государства о всех проблемах, связанных с подтоплением, неоднократно сообщали. Запомнили ли что-то из рассказанного высокие повелители — неизвестно. Во всяком случае, подо-калиновцы единогласно спрашивают: «Есть у нас государство или государства у нас нет?».
Есть, а как же. Это оно, государство, завезло пострадавшей от больших дождей и еще большего орошения одинокой пенсионерке Вере Гусь («Я с 14 лет в колхозе!») два десятка бумажных мешков цемента. И — выборочно! — другим завезло. Сидит старуха на этом сокровище и тяжко сокрушается: «Зачем мне этот цемент? Разве я в состоянии сама отремонтировать избу? Лучше бы те деньги не на цемент израсходовали, а дали бы людям, чтобы наняли ремонтников. Или бы купили на них новую трубу, чтобы воду откачивала...».
Относительно трубы, то Вера Семеновна, в отличие от чиновников из районной и областной госадминистраций, мыслит действительно по-государственному. Иными словами: целесообразнее и правильнее бороться не с последствиями, а с причинами. Вода, проложившая дорогу в Подо-Калиновку, десятки других сел опять осенью, когда задождит, не будет спрашивать, ремонтировался дом или нет: будет затапливать снова и снова!
«Этот цемент нам, можно сказать, навязали, — говорит председатель сельсовета Ольга Кика. — В срочном порядке из райгосадминистрации поступила команда: немедленно забирайте цемент!». Эта административная срочность переросла в массовое недовольство: бурлит село, возмущается: почему одним дали цемент, а другим — нет. Ольга Кика говорит, что обследование разрушенных зданий проводилось в стахановских темпах. Все обследовать так и не смогли, зато ведь и деньги не пропали.
А новая труба (как и постоянная работа дренажных систем) Подо-Калиновки и десяткам других сел Херсонщины нужна не меньше, чем большое орошение — засушливой области. В этом твердо убежден и начальник областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства Николай Рыженко. Проблемы подтопления ему знакомы до мельчайших деталей. Главный мелиоратор области уверен: «Подо-Калиновку и все другие села мы спасем, но...».
Работники управления еще в феврале привели в порядок все 11 подо-калиновских станций, откачивающих подземные воды и подающих их в Северо-Крымский канал. «Станции эти сами же люди было разворовали. И это наибольшая беда!» — Николай Алексеевич возвращает проблему в глубинное русло. — Станции (работают, кстати, в автоматическом режиме) запустили в действие. Но начались перебои с электроэнергией, и так называемые гидроудары порвали трубы. Загнали на ликвидацию аварии подъемный кран — еле вытащили из грязищи тремя «Кировцами».
Труба давно отработала свой амортизационный срок: без малого четверть века спасала Подо-Калиновку. И принимать воду от всех дренажных станций не в состоянии. Смене подлежат 10,9 километра трубопровода большого диаметра. И здесь Николай Рыженко начинает считать: «Необходимо заменить 900 тонн трубы. В денежном выражении — это 720 тысяч гривен. Без учета стоимости работ. Это для одной Подо-Калиновки!».
Таких Подо-Калиновок на Херсонщине — десятки. Умножьте эту сумму на подтопленные села и увидите: без солидной государственной помощи область самостоятельно из беды не выберется, сколько бы раз не приезжали в область сам Президент, премьер-министр, министры различных ведомств, народные депутаты.
«В облмелиоводхозе есть на балансе 962 дренажные станции. Есть они и в хозяйствах, — отмечает Н. Рыженко. — На сегодняшний день исправных — 360. Всего из них 247 — в населенных пунктах: нажал кнопку — и качают! Когда в Херсоне был премьер-министр Валерий Пустовойтенко, то было сказано: до 1 октября необходимо запустить 710 станций. А что для этого требуется? Конечно, деньги. Мы просили хотя бы 1,8 миллиона гривен. Это на первый случай. А средств требуется намного больше: на покупку трансформаторов, обновление кранового хозяйства, прогнивших сетей... Но пусть бы уж и эти деньги поступили! Когда был премьер 28 января в этом году, то сказал: дренажные системы будут переведены на государственный бюджет».
Ясно, что до 1 октября управление, задолжавшее своим рабочим три миллиона 712 тысяч гривен зарплаты, как бы ни упиралось, пожелание Валерия Пустовойтенко вряд ли выполнит. К тем 2,5 миллиона гривен, выделенным на ликвидацию подтопления районам области облгосадминистрацией, мелиораторы никакого отношения не имеют. Выделили, повторим, на последствия, а не на причину.
Тем временем ведомство Н. Рыженко прикладывает героические усилия к спасению области от экологической катастрофы. Самостоятельно борется с еще одной бедой — воровством на дренажных станциях. Милиция здесь — в стороне. Даже выловленным «контингентом» не занимается. На воров обратил внимание недавно и Леонид Кучма, но почему-то не на правоохранителей.
Говорят, что нынешнее подтопление — закономерное, в природе повторяется примерно через каждые 80 лет. Этот период почти полностью пришелся на годы советской власти. Власть эта преобразовала засушливые когда-то степи в зону гарантированного земледелия. Но не смогла выполнить чуть ли не главное: воспитать хозяев земли. Ибо если дожди с неба — естественные явления, то неумение распоряжаться водой, административная забывчивость, повсеместное злодейство — из разряда явлений общественных.
Подо-Калиновцы штурмуют помещение с государственным флагом на крыше: берут приступом сельсовет. Его председатель, бывшая учительница Ольга Кика, не рада уже, что возглавила сельский парламент, что в спешном порядке оформляла документы на получение «ликвидационного» цемента и просит у меня совет: «Что же теперь делать с этим цементом? Не все еще получили. Может, в складе закрыть?..».
Ольга Борисовна до выборов возглавляла своеобразный штаб «утопающих», мобилизуя земляков на штурм бюрократических бастионов. А получив власть — растерялась... Ее, власть, на селах перекрикивают лягушки!
Выпуск газеты №:
№153, (1998)Section
День Украины