Перейти к основному содержанию

Непростые сообщения, или «Цивилизация SMS»

Акция «Время читать» началась презентацией романа Тараса Прохасько «Непростые»
12 ноября, 00:00

Осознавая полноту опасности профанного «нечтения» (особенно ее перспективу), на том же таки Западе существуют целые программы популяризации чтения среди населения. Занимаются этим правительства и другие уважаемые организации. То, что в Украине данная проблема остается вне поля зрения государства, говорит только о степени нашего развития. А утешать себя безнадежно прогнившими лозунгами о «самой читающей нации» — то же, что прятать маленький перепуганный мозг в песок, забывая о толстом заду на поверхности. Однако, похоже именно так поступают наши чиновники.

Основания для такой печальной уверенности дают слова президента Львовского Форума издателей госпожи Александры Коваль. Дело в том, что разуверившись в инициативности и способности отечественной бюрократии заинтересоваться книгой и комплексом книжных проблем, Форум издателей вместе с компанией Magna Carta основал акцию «Время читать», что, кстати, созвучно с лозунгом нынешнего форума. Перед тем организаторы обращались с соответствующими предложениями к госструктурам хотя бы для того, чтобы знать их взгляд на проблему уменьшения времени, которое люди используют на чтение книг. Так вот, чиновники Министерства культуры и Министерства образования сказали президенту самой популярной и престижной украинской книжной акции, что проблемы вообще-то... нет. Все у нас хорошо — все грамотные и читают просто безумно! (Голос за кадром: «А молодежь, тем временем, балуется SMS- ами...»)

Акция «Время читать» направлена на популяризацию книги путем презентации лучших образцов современного писательства и начала резонансных литературных дискуссий. Первым актом действия стала презентация нового романа яркого представителя так называемого станиславского феномена Тараса Прохасько «Непростые». Для справки: Тарас Прохасько — прозаик, автор книги «Другие дни Анны», сборника радионовелл «FM»Галичина», романа «Непростые»; публиковался в литературных журналах, в частности, журнале «Четвер». Последний роман писателя опубликован географически близким ему издательством «Лілея-НВ» (Ивано- Франковск), которое специализируется на современной украинской литературе. Презентация проходила в известной столичным библиофилам книжном магазине-кофейне «Бабуин», которая теперь является базовым местом для дальнейших еженедельных перформенсов.

Итак, акция «Прохасько и «Непростые». На небольшой, но стильной сцене — столик и два стула. Один из них предназначен для автора, на другом — ведущий. В роли последнего — «книжная акула» (потому что читает много) Сергей Набока, который, как оказывается, «любит книги и ненавидит авторов». На этот упрек пан Сергей, посасывая одну из трех своих трубок, резонно среагировал: «Смотря, каких авторов...» Отталкиваясь от названия романа, в роли «непростых» — вся приплевшаяся публика, которой насобиралось таки немало. Следует непременно отметить тот нюанс, что в это же время почти рядом проходила другая презентация — свежего творчества и значительной персоны Юрия Покальчука. Казалось бы, различные масштабы фигур априори определяют результат непроизвольного «поединка», по крайней мере, когда речь идет о профессиональной публике. И тут большая неожиданность! Среди гостей Прохасько были: поэты — Игорь Рымарук, Павел Вольвач, Иван Ципердюк, Виктория Стах, Андрей Бондарь; прозаики и публицисты — Владимир Даниленко, Михаил Брыных, Мария Матиос, Анатолий Днистровый; книжники и издатели — Петр Мацкевич, Аннета Антоненко, Дмитрий Стус, Константин Родик, Александра Коваль... Полный нокаут. А возможно, проблема в «огненном» пении?

Собственно, роман «Непростые» заслуживает более серьезного анализа, нежели его можно предложить в рамках этой попытки. Передать произведение несколькими словами — то же, что пытаться сформулировать одним предложением загадочность Милорада Павича. Что-то в них есть общее — определенное внутреннее пространство. Романная структура создает кинематографический эффект. Инцест, наркотики, убийства, беременности, выдуманный город, Африка, Карпаты — все это философским калейдоскопом мерцает в сознании. Его стоит прочитать хотя бы ради нескольких фраз. Ну, например: «Почему-то заведено считать, что окончанием определенного сюжета является смерть. На самом же деле сюжеты заканчиваются как раз тогда, когда кто-то рождается». Или: «Ждать — самое радикальное, что иногда можно сделать». Или... Кто такие «непростые», можно узнать, только прочитав «Непростых».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать