Антоновичи: пример жертвенного служения Украине и проекции на день сегодняшний
![](/sites/default/files/main/articles/07042016/14antonovich.jpg)
Не так давно «День» рассказал о роде Алчевских, представители двух поколений которого осуществили весомый вклад в разные сферы отечественной экономики, культуры и политики. Сегодня речь пойдет о другом роде, без которого уже полтора века нельзя себе представить украинскую жизнь в самой Украине и в диаспоре. Этот род самим фактом своего существования засвидетельствовал преемственность интеллектуальных, моральных и профессиональных традиций в украинской истории, которая прошла сквозь многочисленные трагедии и переломы. В целом, украинский общественный пейзаж на протяжении последнего столетия был столько раз выкошен и перекопан, что нормальная наследственность считается чуть ли не исключением. Но такие исключения есть. Среди них одно из наиболее уникальных — семья Антоновичей, которая играла важнейшую роль и в украинской науке, и шире, в украинском общественно-политическом и культурном ландшафте с середины ХІХ и до начала ХХІ веков, новые генерации которой, вероятно, сделают еще немало для национальной культуры и исследовательской мысли.
ОСНОВАТЕЛЬ
Говоря о семье Антоновичей, сосредоточимся прежде всего на главной для нескольких поколений этой семьи сфере заинтересованности — исторической науке — на Антоновичах-историках, только бегло касаясь других их сфер активности. Ведь Украина не знает другой такой семьи, как Антоновичи, которая на протяжении нескольких поколений вносила значительную лепту в отечественную науку.
Итак, три поколения — Владимир Антонович, основоположник деятельности семьи Антоновичей в науке, его сын Дмитрий и два его внука — Марк и Михаил. Владимир Антонович (1834—1908) — основатель исторического общества Нестора Литописца при университете Святого Владимира, соучредитель юго-западного отделения Российского географического общества, один из инициаторов основания журнала «Київська старовина», активный участник деятельности Киевской географической комиссии, которая издала большое количество томов на историческую тематику и архивных документов.
Владимир Антонович учился на медицинском и историко-филологическом факультетах Киевского университета, где возглавил движение «хлопоманов» — ополяченных шляхтичей, которые осознали свое украинское происхождение. В середине 1860-х Антонович стал одним из организаторов и председателем Киевского общества. Появилось оно вскоре после петербуржского, в 1861 году. Его самые выдающиеся представители Владимир Антонович и Тадей Рыльский обосновывали свое украинство, которое пытались освободить от польских наслоений, ведя теоретические дискуссии с польскими интеллектуалами того времени о прошлом и будущем Украины. Речь шла о главном — имеет ли Украина самостоятельную историю и культуру, или же говорится об ответвлении, достаточно своеобразном, истории и культуры польской.
Став профессором Киевского университета, Владимир Антонович создал собственную школу историографии и опубликовал около трехсот научных трудов по археологии, археографии и этнографии. До самой смерти он отстаивал украинство, в частности был автором записки от имени Университета Святого Владимира царскому правительству по делу отмены ограничений на украинское печатное слово.
Сохранились интересные документы, связанные с его деятельностью, — в частности, изданная на гектографе (так называлась техника тогдашнего самиздата) в нескольких десятках копий «История малороссийского казачества» — издатель — студент Конопко, из библиотеки студента М.Залесского — 12 марта 1884 года». Это курс, читаемый Владимиром Антоновичем в Университете Святого Владимира в Киеве. Здесь прослеживаются, пусть пунктирно, но все же очевидно главные идеи той схемы украинской истории, которую позже блестяще развил ученик Антоновича Михаил Грушевский. Речь идет о базирующейся на огромном количестве фактов исторической концепции, которая доказывала обособленность украинского народа и преемственность его поколений на протяжении веков исторического процесса.
ПРЕЕМНИКИ
Сын Владимира Антоновича Дмитрий (1877—1945) учился в Киевском и Харьковском университетах. Он стал соучредителем Революционной украинской партии, а позже — Украинской социал-демократической рабочей партии, редактировал партийные издания «Гасло», «Селянин» и «Воля». С началом Украинской революции Дмитрий Антонович был избран в Центральную Раду, стал товарищем (то есть заместителем) ее председателя. В 1917 году он был назначен генеральным секретарем морских дел, разработал закон о государственном флоте УНР, впоследствии был министром искусства, возглавлял посольство УНР в Италии. В эмиграции Дмитрий Антонович стал соучредителем, ректором и деканом философского факультета Украинского Свободного Университета в Вене и Праге.
Старший сын Дмитрия Антоновича Михаил (1910—1954) защитил докторскую диссертацию по истории, занимался исследованиями в Украинском Научном Институте в Берлине и преподавал во Вроцлавском и Венском университетах, написал четырехтомную «Історію України».
Во время Второй мировой войны Михаил Антонович был мобилизован в вермахт, а после ее окончания арестован в Берлине советскими агентами, вывезен в СССР и заключен в концентрационный лагерь в Норильске, впоследствии в Магадане. Он погиб, по одним данным, на Колыме в 1954 году, по другим — недалеко от Норильска в 1955 году.
Младший сын Дмитрия Антоновича Марк (1916—2005), с которым автору этой статьи посчастливилось лично познакомиться, в молодости был одним из лидеров украинского студенческого движения, позже принадлежал к мельниковской ветви Организации Украинских Националистов и редактировал журнал «Розбудова держави». С 1950 года Марк Антонович проживал в Канаде. Он возглавлял Украинскую свободную академию наук, исследовал историю украинского движения в ХІХ веке, редактировал журнал «Український історик».
А теперь — после коротких биографий — немного подробнее о представителях второго и третьего поколений историков Антоновичей.
Все они занимались просветительством в самом широком понимании этого понятия. Положил начало такой традиции Владимир Антонович, который читал полулегальные лекции для всех желающих, где рассказывал об истории украинского казачества, о развитии украинской нации в своей квартире или в квартирах своих учеников. Дмитрий читал открытые лекции по истории в пражском Украинском Свободном Университете, куда приходило все украинское сообщество. Он также читал лекции на разные украиноведческие темы. То же самое делали Марк и Михаил с целью дать больше знаний по истории, этнологии, искусству украинского народа самим украинцам. Все Антоновичи считали: для того, чтобы преобразования в украинском обществе были успешными, нужно, чтобы преобразования сначала произошли внутри самого человека.
Стоит заметить, возвращаясь к фигуре Владимира Антоновича, что при всем его эволюционизме он не пропускал возможности выступить с острыми публицистическими трудами. Скажем, в «Київській старовині» он очень обстоятельно разобрал неточности относительно истории в известном романе «Огнем и мечом» Генриха Сенкевича.
Тексты не только Владимира, но и его сына Дмитрия до сих пор являются настольной книгой не только для украинских историков, но и для украинских студентов. Стоит в этом смысле вспомнить курс «Истории украинской культуры», так как Дмитрий Антонович был в первую очередь историком культуры, по-видимому, одним из лучших.
НАВСЕГДА В НАУКЕ
А теперь — о сугубо научном весе труда трех поколений историков Антоновичей. Первенство здесь принадлежит Владимиру Антоновичу, который учредил знаменитую Киевскую историческую школу. Из нее вышло около 40 докторов наук, в частности, Михаил Грушевский, его младший брат Александр, академик Дмитрий Багалий, один из президентов Украинской Академии Наук Орест Левицкий, известный историк Николай Дашкевич и другие. Тематика его научных трудов — казаковедение, изучение истории казачества, история гайдаматчины, история городов и горожан украинских, история крестьян, история украинской церкви. Он стал основоположником украинской литуанистики, то есть науки, которая изучает историю Великого Княжества Литовского и все три народа, связанные с этой историей (литовцев, украинцев, белорусов).
Дмитрий Антонович серьезно научной деятельностью занялся лишь в эмиграции. Он создает несколько знаковых трудов: «Українське мистецтво», «300 років українського театру» и «Шевченко, як маляр» (последний был опубликован в одиннадцатом томе произведений Шевченко, выходивших в эмиграции). Его итоговой работой, где он собрал все передовые научные силы в эмиграции, был курс «Українська культура», в котором приняли участие многие другие авторы, а он был главным редактором этого курса.
Михаил Антонович воплотил в жизнь то, что не смог (точнее, не успел) сделать его дед — полный курс украинской истории. Его четырехтомник «Історія України» вышел в Праге в 1941—1942 годах.
Марк Антонович, который занимался египтологией, после выхода на пенсию начал исследование украинского национального возрождения ХІX—ХХ вв., по этому поводу опубликовал немало научных трудов.
Таким образом, вся семья Антоновичей направляла свою деятельность на изучение истории Украины, самых основных направлений этой истории, написала немало трудов, которые способствовали развитию не только исторической науки и искусствоведения в Украине, но и росту нескольких поколений национально сознательных украинских деятелей, читавших эти труды, учившихся на них, использовавших их идеи.
А теперь элементарный вопрос: уделяют ли должное внимание уникальному явлению династии Антоновичей-историков и общественных деятелей? Владимир Антонович проживал в Киеве на тогдашней улице Кузнечной, 40, в районе перекрестка с Жилянской. Еще в 1994 году комиссия по переименованиям Киеврады решила назвать улицу Горького, тогдашнюю Кузнечную улицей Владимира Антоновича. Однако это решение было воплощено в жизнь лишь в прошлом году, в рамках массовой декоммунизации. Другим выдающимся фигурам из рода Антоновичей повезло еще меньше — они остаются не отмеченными ни на государственном, ни на столичном уровнях.
Выпуск газеты №:
№62-63, (2016)Section
История и Я