Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ассасины — детище «Старика с гор»

07 сентября, 00:00

В эпоху Крестовых походов (конец XI — XIII вв.) Ближний Восток стал тем местом, где наиболее причудливо переплелись совершенно различные духовные и политические традиции. Основными «фигурами» на шахматной доске в партии под условным названием «Битва за Иерусалим» были, с одной стороны, римские папы (организаторы, вдохновители походов за освобождение Гроба Господня) и проводники их экспансии монашеские ордена тамплиеров и госпитальеров, светские феодалы, в том числе императоры, короли из стран Западной Европы, в рядах которых часто не было единства; с другой стороны, им противостояли «воины Ислама»: сунниты — халифы Багдада, турки-сельджуки и шииты Персии, находившиеся в состоянии перманентной войны.

Особняком держались последователи исмаилизма, которые остались верны Исмаилу — старшему сыну 6-го шиитского имама Джафара Садыка, сменившего Али. Они основали в Тунисе халифат, в честь вдовы Али названный Фатимидским, и постепенно к середине Х века подчинили своей власти Египет, Сицилию, Йемен, Сирию, всю Северную Африку и святые места мусульман — Мекку и Медину. Нельзя забывать и другую «фигуру» этой кровавой партии — слабеющую, но еще претендовавшую на господство в этом святом для многих религий и сект регионе православную Византийскую империю. Можно сказать, что греки в равной степени опасались и латинян Западной Европы (вспомним о разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 г.), и мусульман, в первую очередь, турок-сельджуков.

С началом Крестовых походов все большую роль стали играть исмаилиты; часть их консолидировалась в тайную секту ассасинов. Основал ее Хасан аль-Сабах, не нашедший поддержки в цитадели исмаилитов Каире и вынужденный удалиться в северную Персию. Там, в горах на южном побережье Каспийского моря, Хасан облюбовал неприступную крепость Аламут. Дело за малым — надо было захватить ее, так как губернатор провинции Махди упорно не желал «дарить» Аламут непрошеным гостям. Обманом, в высшей степени тонким по исполнению, Хасан вынудил его убраться восвояси. Вот как об этом рассказывает английский историк и путешественник Аркон Дарол в книге «Тайные общества»: «Он (Хасан. — С.М. ) предложил губернатору три тысячи золотых монет «за участок земли, который накроет шкура быка». Когда Махди согласился на столь выгодную сделку, Хасан предъявил бычью шкуру, нарезанную на очень тонкие полоски, которые, если вытянуть их в одну линию, образовывали цепь по периметру замка Аламут...» Хасан объявил о покупке, и никакой суд не мог защитить обманутого Махди.

Что требовал от своих последователей Хасан? Конечно же — повиновения. Но всегда были и есть люди, склонные повиноваться беспрекословно. И именно среди них глава ордена находит приверженцев, готовых исполнить любой его приказ. Вот как знаменитый венецианский путешественник Марко Поло описывал «рай ассасинов»: «тут и там были родники, из которых текли подаваемые по невидимым трубам вино, молоко, мед и чистая вода. Каждого... встречали очаровательные девушки, обученные искусно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, а главное — им не было равных в кокетстве и искусстве обольщения...» Хасан как рыб в пруд, «запускал» молодых людей в потаенный «рай» с гуриями и внушал, что после смерти их ждет еще большее блаженство. Роскошные женщины, яства, вина и гашиш довершали дело. Усыпленные и «возвращенные» к обыкновенной, унылой и тягостной жизни юноши были готовы теперь исполнить любой приказ «Старика с гор». Кстати, слово «assas» у арабов значит — попечитель, защитник. Но и слово — «Haschischi» (в европейские языки это слово пришло в несколько иной транскрипции — ассасины) означает — вкушающие гашиш...

В 1090 году, всего лишь за 6 лет до судьбоносного события, когда папа Урбан II во французском городе Клермон призвал христиан отправиться в Крестовый поход, Аламут стал цитаделью ассасинов. 34 года, вплоть до 23 мая 1124 года, Хасан аль-Сабах правил своей сектой, ни на день не оставляя стен крепости. Ничто не могло остановить террор, развязанный ассасинами против суннитов, шиитов и крестоносцев. Они втирались в доверие к халифам, вельможам, чиновникам; часто «меняли» веру и становились приближенными светских и духовных феодалов из Западной Европы. Месяцами фанатики ждали своего часа ради одного «броска в вечность». О том, чтобы выжить после покушения, ассасины не заботились; потому они и были идеальными убийцами. Хроникеры Средневековья писали: «Презирая усталость, опасности и пытки, ассасины с радостью отдавали свою жизнь, когда их великий хозяин требовал от них защиты или выполнения смертельно опасного задания. Как только жертва была выбрана, правоверный, одетый в белую тунику, подпоясанную красным поясом, цвета невинности и крови — отправляется на задание... Его кинжал почти всегда попадал в цель».

Ассасины стали непременными участниками боевых действий во время Крестовых походов. Там они столкнулись с тамплиерами, членами такой же закрытой касты. Надо отметить, что «мусульмане всегда с каким-то особым наслаждением предавали казни пленных тамплиеров и госпитальеров. Это говорит о том, что в военном плане пресловутое «братство по крови» особой сердечностью не отличалось» (Л. Шарпантье, «Тайны тамплиеров»). Безусловно, тамплиеры и ассасины в какие-то моменты заключали ситуативные договоры против общих врагов — например, Салах-ад-дина или халифа Багдада. Да, нередки были примеры и «куртуазных» отношений в перерывах между боями. Но все же их сотрудничество — это скорее тема для фантастической повести. Можно лишь говорить о некоторых заимствованиях — тамплиеры с их иерархией великих магистратов и великих приоров, обрядом посвящения из нескольких ступеней впитали многие постулаты секты «Старика с гор».

На совести ассасинов убийства: и властителя Мосула мусульманского визиря Аксункура, и Конрада де Монферрата, только что избранного на престол в Иерусалиме христианскими князьями. Персидский шах, а также и знаменитый полководец Салах-ад-Дин (он сумел таки вытеснить «попечителей» из Египта), устав от ощущения неотвратимости смерти, были вынуждены подписать мирные договора с ассасинами. В восточной Персии, в Сирии, где им принадлежали десятки укрепленных замков, последователи «Старика с гор» были настоящими хозяевами.

Но «ничто не вечно под луной». Закат ордена ассасинов совпал с появлением на просторах Западной Азии монголов. Кочевники были ярыми противниками Ислама и, конечно же, знали о силе ассасинов. «В 1256 году последний правитель Аламута, Рукн-аль-Дин, сам привел монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землей» (Н.Непомнящий. «Кто такие ассасины»). Сам аль-Дин был разрублен монголами на куски; «от него и его племени не осталось более и следа», — сообщает историк Джувейни. Конечно же, в это трудно было поверить. Тем более сейчас. Последователи ассасинов появились уже в ХIII–XV веках в самых потаенных уголках Азии.

После гибели Рукн аль-Дина остался ребенок. Современный имам исмаилитов Ага-хан IV — миллиардер, респектабельный промышленник и финансист — прямой потомок этого малыша. Но ведь и нынешние исламские фундаменталисты, вершащие свои приговоры в Палестине, Ливане или Чечне — во многом прямые духовные потомки ордена убийц «Старика с гор». Десятки миллионов исмаилитов (низариты и мусталиты) проживают в Йемене, Египте, Таджикистане, Индии, Пакистане, Юго-Восточной Азии, Восточной Африке. И сейчас все низариты обязаны платить дань Ага-Хану IV. Но кинжал исмаилитов — давно уже не их судья.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать