Перейти к основному содержанию

Человек в нечеловеческих условиях

14 сентября, 11:12

В Чернигове, в областной научной библиотеке, почтили память Леонида Тереховича — поэта, одиночку-диссидента, «задиркуватого непослуха» — по оценкам современников. Иногда его сравнивают с Василем Стусом. Украинскому читателю имя Тереховича почти неизвестно, между тем его творческое наследие получило высокие оценки у специалистов и заинтересованность среди поклонников творчества. Пожалуй, самый искренний из них, Аркадий Натариус, который уже много лет популяризирует наследие поэта.

Родился Леонид Терехович в селе Кучиновка, что в Щорском районе, 26 марта 1941 года. Свой первый срок в то время заведующий клубом получил в 1968 году за стычку с местным парторгом. Так, очевидно, попал в поле зрения советских спецслужб. Уже через несколько лет обычный колхозник возмутился сообщением в районке о якобы стопроцентной явке избирателей во время голосования и написал письмо на радиостанцию ​​«Свобода», которую слушал. Между тем избирательный участок в селе вообще не открывался. Дальше больше — во время обыска у подписанта нашли стихи с говорящими названиями «Задолизи», «Є в селі сільрада», «Про боротьбу з ідеологічними диверсіями», «Казка про робітника балду». Как следствие — обвинение в клевете на советскую власть, партию и новый срок. После «отсидки» — снова конфликт и еще один приговор. Так прошли семидесятые годы, а в 1988 году правдолюбца ждало новое испытание — лечебно-трудовой профилакторий, куда его отправили на два года. Только из-за болезни срок сократили и разрешили вернуться домой. Неизвестно, узнали бы мы вообще о судьбе Тереховича, если бы им не заинтересовался тогдашний председатель областной организации Союза писателей Украины Станислав Репях. Благодаря его усилиям поэту дали работу — сторожа в школе, чуть позднее в печатных изданиях появились некоторые стихи, прозвучали они и на радио, местная руховская газета «Громада» готовила к изданию сборник стихов. Впрочем, вышел он через год после смерти автора, которая случилась 22 августа 1992 года. Название книги отражает его жизненный путь — «Той, хто свідомо став на муку».

Что поражает — почти всю свою жизнь, за исключением, возможно, последних лет, он пытался противостоять советской тоталитарной системе самостоятельно. Каких-то явных связей с украинским диссидентским движением не было (впрочем, и профессионального исследования также). Стержнем и моральным обоснованием стало обостренное чувство справедливости, неприятие несправедливости. Сначала речь шла об оскорблении человеческого достоинства, о лжи, к которой абсолютное большинство привыкло, а он — нет. За что, собственно, и получал сроки заключения. Впоследствии чувство справедливости Леонид Терехович перенес на Украину в целом. По его мнению, Московия «за сторіччя зросла на кістках, на сльозах», «та не вбито народ ні свавіллям Петра, ні сталінськими голодоморами». Такое надругательство России — это несправедливо. А вот стать духовно свободным народом, быть независимыми — справедливо. Как вывод: «Ми — народ! Ми — великий народ, І пора почуватись великими!». Так же несправедливым он считал любые попытки монополизации власти и предупреждал — ничего хорошего из этого не выйдет. Подобные стремления, по его мнению, доводят напряжение в обществе до «...критичної позначки, і чим завершиться суспільна криза – одному Богу відомо». Власть Леонид Терехович остро критиковал, а она отвечала ему как умела.

Напомню, что речь идет не о киевском или львовском интеллектуале, а селянине с севера Черниговщины. Правда, с очень необычной как собственной судьбой, так и семейной историей. Как выяснилось, его дед, Аким, — яркий представитель сельской украинской интеллигенции. Родился в селе Безугловка, что недалеко от Сновска, учительствовал в селе Великий Щимель, которое в начале ХХ века было волостным центром, работал волостным писарем. То есть был человеком авторитетным в сельской местности. Во время Первой мировой войны был мобилизован в армию, стал офицером. Аким Терехович — поэт. Его украиноязычные стихи печатала лучшая на то время из местных «Черниговская земская газета», что само по себе выглядело как признание. Увлекался украинским делом, но в конце концов пошел воевать в отряды Николая Щорса. Впрочем, своим для советского режима так и не стал — видимо, потому, что сельская украинская интеллигенция составляла (в значительной мере стихийно) основу украинского движения, украинской идентичности. Поэтому и истребляли ее беспощадно — еще даже до убийства украинских селян голодом. В 1931 году Акима Тереховича расстреляли по процессу СОУ. То есть его имя оказалось фактически в одних списках репрессированных рядом с Сергеем Ефремовым, Ларисой Старицкой-Черняховской, Владимиром Чеховским, Иосифом Гермайзе ... Внук хорошо знал о деде, своей жизнью словно продолжив его судьбу.

Так воспитывались диссиденты, граждане в украинской глубинке и пробивалась Украина — несмотря на то, что творилось вокруг.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать