Перейти к основному содержанию

«Чтобы дерево свободы расцвело в Киеве»-3

Великая Французская революция, Наполеон и Украина
03 октября, 16:36

Окончание. Начало читайте в «День» № 171-172176-177

Одними из самых фундаментальных среди них стали исторические труды Ш.-Л. Лезюра. Еще в 1807 г. по поручению Наполеона он подготовил трактат «О политике и строительстве российского господства». В нем дается резкая оценка экспансионистской России, ее цивилизационная несовместимость с европейской культурой. Широко известным стал труд Лезюра «История казаков с обзором народов, которые населяли земли казаков до вторжения татар». Главное место в «Истории казаков» Лезюра отведено Национально-освободительной войне украинцев под руководством Богдана Хмельницкого, которого автор считал самым выдающимся украинским гетманом, осведомленным в искусстве войны и политике, и характеризовал время его бывшего гетманом наиболее блестящей эпохой в истории казаков. «Никогда казаки не имели вождя, подобного ему», — писал Лезюр о Хмельницком, отмечая, что гетман нанес смертельный удар Польше.

Характеризуя гетманство Ивана Мазепы, Лезюр заметил, что его переход на сторону шведов был вызван действиями российского правительства, направленными на отмену автономии Украины, в частности попыткой Петра I ограничить казаков деспотическими законами империи и рабским статусом своих подданных. Он сочувствует Мазепе и сожалеет по поводу того, что проекты Карла XII и украинского гетмана не были реализованы. Автор отметил, что планы Петра I заключались в том, чтобы стать абсолютным обладателем Украины. Изображая расправу с украинским населением после Полтавской битвы, публицист позорит царя, который «имел жажду к крови всей их (казацкой) расы». В труде Лезюра также подается резко негативная оценка политики Екатерина II, особенно разрушение ею после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Запорожской Сечи. Неожиданное нападение российских войск под командованием генерала Текели на Сечь автор охарактеризовал как катастрофу.

Казачество стало объектом труда Ж.-Л. Карра «Казаки или исторические подробности об обычаях, быте, одежде, оружии и способе ведения войны этого народа» (в 1814 г.). Во вступлении автор отметил: «Среди всех народов, которые населяют поверхность земного шара, ни один не испытал более разрушительных поворотов фортуны и более многочисленных несчастий, чем те, кто вошел в историю под именем казаков». Карр констатировал, что, перейдя после кровопролитных войн с Польшей под власть русских царей, казаки окончательно потеряли свободу, которой всегда хотели, и из «независимой нации превратились в одно из племен, населявших Россию». Описывая оружие и тактику ведения боя казаков, он отдельно остановился на характеристике технологии строительства их боевых лодок — чаек. Особый интерес Карра вызывали религиозные верования и обрядность захоронения казачества.

Важное значение для анализа распространенных во Франции конца XVIII — начала XIX ст. представлений об Украине имеют дорожные заметки французской писательницы А.-Л.-Ж. де Сталь, большое влияние на творчество которой имели идеи эпохи Просветительства. Писательница вынуждена была эмигрировать из Франции в результате установления там якобинской диктатуры и бонапартистского режима. Воспоминания о своем путешествии на восток — в Австрийскую и Российскую империю — она изложила в книжке «Десять лет изгнания», опубликованной в 1821 г., уже после смерти автора. Отдельную главу своих мемуаров де Сталь посвятила Киеву. В коротком экскурсе в историю давней Руси-Украины писательница вспомнила о ее крещении во времена княжения Владимира Великого. Пораженная роскошью религиозных обрядов Православной церкви, великолепием интерьера храмов и одежды священников, красотой церковного пения, французская путешественница признала, что «церемонии греческого культа по крайней мере не уступают по красоте католическим». «Среди этих хат возвышаются дворцы и особенно церкви с зелеными и позолоченными куполами, которые чрезвычайно поражают взгляд. Когда вечером солнце освещает эти сияющие своды, кажется, что видишь праздничную иллюминацию, а не крепкое здание», — пишет она. В книжке содержатся упоминания о казаках. Увлеченная идеями Руссо, где Сталь заметила, что для казачества является характерным и органический независимый образ жизни, однако в военное время в их среде господствует строгая дисциплина.

Запорожская Сечь вызывала живой интерес другого французского путешественника — графа О. де Лагарда, который посетил Украину в 1811 г. Свои впечатления он изложил в письмах к Ж. Грифиту, которые были опубликованы в 1824 г. Описывая «флибуcтьеров Украины», как он называет казаков, где Лагард отмечает, что войско запорожцев преумножалось, главным образом, благодаря польским, русским, венгерским, татарским, греческим, французским, английским, немецким авантюристам, которые стремились избежать наказания в своих странах. Согласно этой субъективной оценке де Лагарда, Запорожская Сечь являла собой антисоциальное явление. «Полезные лишь как вспомогательные войска, — писал путешественник, — они всегда искали союза с какой-то могучей нацией, для которой становились опорой. Умело используя случай присоединиться к более сильному, чтобы истощить самого слабого, они видели врагов всюду, где была добыча». Наряду с такими категоричными характеристиками автор не без восторга повествует о господствующей в среде запорожцев атмосфере братства, преданности клятве, сдержанности, бдительности и гостеприимстве — качестве, которое даже было для них обязанностью, они старательно выполняли ее по отношению к каждому иностранцу, который искал у них защиты».

ЖЕРМЕНА ДЕ СТАЛЬ — САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА НАЧАЛА ХІХ ВЕКА. ГЛУБОКО ИНТЕРЕСОВАЛАСЬ УКРАИНОЙ, ИСКРЕННЕ СОЧУВСТВОВАЛА НАШЕМУ НАРОДУ

Де Лагард привел ряд сведений об украинских городах: Киев, Нежин, Тульчин, Глухов, Батурин, Одесса, по которым он странствовал, отметил о существовании разных гипотез относительно их возникновения. Описывая прежнюю гетманскую резиденцию Мазепы — Батурин, путешественник напомнил о стремлении украинского гетмана «освободить свою нацию от ига московитов» с помощью шведов.

Очевидно, наибольшее впечатление на путешествующего по Украине француза произвел парк, заложенный в конце XVIII, — в начале XIX ст. в имении Ф. Потоцкого в честь его жены Софии, которое де Лагард назвал новой Аркадией: «Какое сочетание цветов, газонов! Какое богатство водопадов, которые струятся и журчат! Воздух здесь наполнен множеством разнообразных ароматов; пение птиц, шум водопадов навеивают нежные мечты...»

Российское правительство достаточно удачно парализовало все возможны проявления оппозиции и умело использовал настроения той части украинской элиты, которая надеялась активным участием в военных действиях возобновить свой общественно-политический статус времен Гетманщины, вернуть себе потерянные позиции. Генерал-губернатор Малороссии А.Куракин позволил казакам свободно продавать свои земли, его преемник Я.Лобанов-Ростовский способствовал их расселению на свободных землях Катеринославщины и Причерноморья, даже помогая переселенцам денежными субсидиями. Во время войны против Наполеона 1800 — 1807 гг. Россия использовала отдельные вспомогательные отряды из украинских казаков. С началом наступления французской армии в 1812 г. Лобанов-Ростовский призывал казаков вступить в добровольческие полки, обещая от имени царя освободить их от рекрутчины и налогов. К многочисленным желающим из среды казаков присоединилась украинская шляхта, которая добилась введения в этих формированиях старшинских рангов (например, губерниальный есаул, губерниальный обозный и тому подобное), которые напоминали давние казацкие. С разрешения помещиков в земские ополчения набирали также крепостных. Из левобережных казаков было сформировано несколько полков, а на Правобережье из крестьян и мещан — четыре казацких полка. Всего Украина выставила 68,9 тысяч ратников и казаков.

В процессе формирования казацких полков между генерал-губернатором Я. Лобановым-Ростовским и губерниальным маршалком дворянства Полтавской губернии Д. Трощинским возник конфликт. Его суть заключалась в том, что последний, поддерживаемый В. Капнистом и М. Миклашевским, пытался предоставить новым формированиям давний казацкий характер. Учитывая французскую угрозу, российская администрация согласилась на внедрение в полках казацкой старшины украинских костюмов, что порождало надежду на возвращение давних «вольностей». Конечно, зголошення к войску было вызвано в первую очередь надеждами вырваться из крепостничества, внедренного Россией, а не проявлением любви к «отечеству», как это утверждала советская историография.

В июне-июле 1812 г. на киевском направлении действовал корпус французского генерала Ренье и австрийский корпус генерала Шварценберга, перед которыми стояло задание разгромить третью русскую армию генерала Topмaсoва, расквартированную на Волыни. После ожесточенных боев наполеоновские войска захватили Западную Волынь, отдельные ее отряды вступили на территорию Киевщины и Черниговщины, создавая угрозу Киеву. Наполеон писал Шварценбергу 12 августа: «У вас будет достаточно времени, чтобы вступить в Киев и Калугу, пока мы будем двигаться на Москву». Однако прибытие в район Луцка дунайской армии адмирала Чичагова не дало возможности французским войскам продвинуться вглубь Украины. После Бородинской битвы и кратковременного пребывания в Москве французы были вынуждены отступить. Наполеон согласился с предложением маршала Даву отступать по территории Украины, что давало возможность продвигаться по богатым, не зацепленным войной регионам. Оставляя Москву, он заявил: «Поскольку в подобных обстоятельствах нужно остановиться на плане наименее опасном, я осмелился на отступление в Киев, который кажется наиболее выгодным». Однако Кутузов, противодействуя намерениям Наполеона, преградил ему путь под Малоярославцем, где состоялся бой, и заставил его отступить по разоренной смоленской дороге. В процессе завершающей стадии борьбы с французской армией украинские казацкие части принимали участие в «битве народов» под Лейпцигом в 1813 г., а также в боях за французскую столицу в марте 1814 года.

После завершения войны и ликвидации наполеоновской империи Россия стала одним из главных участников реакционного «Священного союза» государств-победительниц и превратилась в жандарма Европы. Союзники, в частности, договорились о новом переделе польских земель и положили конец наполеоновским попыткам утвердить польскую квазигосударственность. Советниками русского императора были, в частности, князь Адам Чарторийский, а также князь Андрей Розумовский — сын гетмана Кирилла Розумовского. Россия получила почти все герцогство Варшавское, которое вошло в состав империи под названием «Царство Польское». Познань и часть Великополши отошла в Пруссию, а Галичина — к Австрийской империи. «Царство Польское», согласно конституции, подписанной Александром  І, получило статус конституционной монархии, связанной с Россией унией. Оно получило автономные права — правительство, сейм, войско, относительно свободное использование польского языка. Однако в последующем эти элементы польской государственности постоянно урезались, пока не были отменены полностью. В целом же Россия становилась активным участником подавления любых проявлений национального движения в странах Европы, в том числе освободительного движения украинцев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать