Дочь Великого Князя-2
Европейские пути королевы Анны Киевской![](/sites/default/files/main/articles/27022020/20anna.jpg)
Окончание. Начало читайте «День», №32-33
Стоит отметить, что тогдашний польский властитель многим был обязан Ярославу Мудрому. Благодаря киевскому князю Казимир сумел утвердиться на престоле и спасти от развала Польское государство, которое полностью могло очутиться под властью Священной Римской империи и ее правителя Генриха ІІІ. Поэтому, вероятно, польский князь с вниманием отнесся к приезду Анны, заботился о ней во время поездки по землям Польши.
Из Кракова пути вели, в частности, в Моравию и Чехию. Можно предположить, что Анна отправилась в чешскую столицу Праги, которая была важным политическим и торговым центром того времени. Но, как уже отмечалось, местный правитель Бржетислав стал вассалом Генриха ІІІ. Поэтому киевская княжна не могла рассчитывать здесь на радостный прием.
Скорее, ее путь из Кракова мог пролегать в Брно, а оттуда в Венгрию. В этой стране в 1046 г. королем стал Андрей I, который определенное время находился при дворе Ярослава Мудрого и был женат, как уже говорилось, на родной сестре Анны Анастасии. Андрей I, став королем при поддержке киевского князя, способствовал выходцам из Руси в своем государстве. При его правлении усилились здесь русьские влияния, обрело определенное распространение христианство восточного обряда. Поэтому в Венгрии, как и в Польше, Анну радостно принимали, способствуя ее путешествию. Она могла побывать в Буде и Пеште. А оттуда по Дунаю отправиться в западном направлении. На ее пути лежали Вена, Линц, Регенсбург. Последний город был значительным торговым центром не только в Баварии, но и в целом в Европе. Существуют многочисленные свидетельства о связях Регенсбурга и Киева. На русьские пожертвования в этом городе был достроен собор святого Петра. А в документах конца ХІІ в. сообщается о существовании здесь категории купцов-»рузариев», которые вели торговлю с Русью.
Из баварского Регенсбурга Анна могла отправиться в Швейцарию, а оттуда по Рейну в северном направлении в Люксембург и Бельгию. Вполне вероятно, что на ее дороге оказался Трир — на то время большой торговый город в Рейнском бассейне. Трирский епископ Бурхарт имел семейные отношения с Ярославом Мудрым.
Оттуда Анна могла направиться в бельгийский город Арлона, а далее — в Париж.
Вероятно, Анна Киевская и Генрих I вступили в брак весной 1051 г. «Житие святого Литберта» (бл. 1100) сообщает, что она была первой королевой в династии Капетингов, которая венчалась и короновалась в соборе шампанского города Реймс — резиденции главы французской церкви.
Возможно, во время коронации было использовано Евангелие, которое привезла с собой Анна и которое со временем получило название Реймского Евангелия. История этого памятника достаточно сложная. И, собственно, прямых свидетельств, что именно Анна привезла его во Францию, нет.
Однако анализ текста дает основания считать, что первая (кирилличная) часть этого текста была написана в Киеве около середины ХІ в.
Существует ряд доказательств в пользу версии, что все же Анна привезла книгу во Францию.
В частности, в Реймском Евангелии, которое является сборником евангельских отрывков, на второй странице упоминается апостол Филипп, которого считали крестителем скифов. Анна же дает такое имя своему первенцу, хотя оно было нетипичным для французских королей. Саму же Анну французские документы именуют не только русинкой, но и скифянкой. В то время на Западе этнонимы «русин» и «скиф» часто отождествлялись.
Анна оставила после себя несколько надписей своей рукой. И эти надписи совпадают с написанием букв на страницах Реймского Евангелия.
В конце концов, при написании своего имени королева Франции использовала форму «Ана», то есть свое имя писала с одним «н». Именно такое написание этого имени встречаем в Реймском Евангелии. Хотя в то время в латинских, а также и в некоторых славянских текстах это имя писалось с двумя «н».
Можем считать, что Анна Ярославовна, осуществляя далекое и непростое путешествие из Киева во Францию, везла с собой Евангелие как ценную реликвию.
Существуют сведения, что с 1574 г. на Реймском Евангелии начали присягать французские короли. Хотя эту книгу могли использовать при коронационных церемониях и раньше — в ХI-ХIII в. И об этом могла сохраняться память. Поэтому Евангелие стало коронационной реликвией.
Во время Великой французской революции 1789-1794 гг. дорогая оправа Реймского Евангелия была ограблена, но сама книга уцелела. Она попала в городскую библиотеку Реймса.
Жизнь королевы Анны была бурной, преисполненной драматических коллизий. Как уже говорилось, ее брак определялся политическими обстоятельствами. О любви, чувстве взаимности речь не шла. В конце концов, Генрих I был заметно старше Анны, фактически годился ей в отцы. И все же она выполнила супружеский долг, родив ему четверо детей — трех сыновей и одну дочь. Тем самым обеспечила наследование королевского престола.
Сыновьями Анны были Филипп, который стал французским королем, Роберт, который умер в молодом возрасте, и Гуго. Последний известен как один из руководителей первого крестового похода, который состоялся в 1096 г. Единственную дочь Анны звали Эмма.
Еще при жизни Генриха I его сына Филиппа, которому было всего лишь семь лет, короновали. Вскоре после этой коронации, которая состоялась в 1059 г., Генрих I умер. Регентами при малолетнем короле стали Анна и герцог Фландрии Балдвин, который приходился мужем сестры покойного французского короля.
Правление же Филиппа I длилось сорок восемь лет. За это время произошло укрепление королевской власти. Франция постепенно начала выходить из затяжных феодальных войн.
А между тем к королеве Анне... пришла любовь. В нее влюбился граф Рауль де Крепи де Валуа. Королева ответила взаимностью. В 1061 г. они обручились, хотя Рауль был женат. Римский папа объявил брак недействительным. Рауля отлучают от церкви. Несмотря на это, Анна оставалась со своим любимым до самой его смерти в 1074 г. При этом она и дальше играла заметную роль в государственной жизни, что подтверждают многочисленные королевские документы.
Именно в период этого непризнанного брака, в 1065 г., Анна закладывает аббатство св. Винцента в городе Санлис, который находился в 45 километрах от Парижа. Сейчас там храм страстотерпцев Бориса и Глеба Украинской католической церкви, при котором находится Центр Анны Ярославны.
Последний документ, который касается Анны Киевской, относится к 1075 г. После этого она исчезает со страниц исторических источников. Какой была ее судьба — что-то достоверное сказать не можем. По крайней мере в 1089 г. ее уже не было среди живых. В этот год король Филипп издал хартию, в которой были слова «за упокой души моего отца и моей матери». Распространенной является версия, что Анна умерла и была похоронена в аббатстве св. Винцента в Санлисе. Хотя называют еще одно место захоронения во Франции. Однако существует и такая версия, как будто королева уже в зрелых летах решила вернуться на Русь и умерла в дороге.
Эта версия иногда сочетается с рассказами о блаженной Эдигне. Мол, Анна возвращалась на Русь не сама, а взяла с собой единственную дочь Эмму. Где-то в Баварии королева умерла. А Эмма осталась здесь. Она стала отшельницей. Поселилась в стволе старой липы около села Пух, которое находится близ Мюнхена. Местные жители назвали ее Эдигной, то есть достойной.
Эдигна питалась только растительной едой, учила детей чтению и письму, лечила людей и скот. Слава об этой целительнице распространилась по всей Баварии.
Существуют и другие рассказы об Эдигне. За ними должны были стоять определенные реалии. Возможно, действительно Анна возвращалась со своей дочерью на Русь. Но не доехала, умерев около Мюнхена. А дочь осталась здесь. Так завершились пути Анны Киевской.
Сейчас есть попытка актуализировать эти пути. В июле 2015 г. по инициативе некоторых общественных организаций, мэра Киева Виталия Кличко, посольств Франции, Бельгии, Швейцарии в Украине, украинского Министерства культуры был проведен международный фестиваль искусств «Anne de Kiev Fest», на котором был представлен памятник королеве Анне (авторы Константин Скритуцкий и Федор Баландин). 16 ноября 2016 г. памятник торжественно открыли в Киеве.
Инициаторы этого культурного проекта предусмотрели установление авторских реплик памятника в городах, в которых пребывала или могла пребывать Анна Киевская.
На данное время установлено несколько авторских реплик этого памятника, в частности в Версале (30 января 2018 г.), Тулузе (2 октября 2018 г.), бельгийском городе Арлоне (12 октября 2019 г.), Кракове (19 ноября 2019 г.). Вскоре будут такие памятники установлены в Луцке, городах Чехии, Австрии, Германии.
Однако не только в Европе заинтересовались этим проектом. 21 июня 2019 г., в день города Джакарты, памятник Анне Киевской был установлен в столице Индонезии. В планах открытие такого монумента в далекой Аргентине.
Итак, пути Анны Киевской сейчас соединяют Украину с Европой и миром — по крайней мере в плане культурном.
Выпуск газеты №:
№37-38, (2020)Section
История и Я