Границы разделения
Украинские земли, которые Россия не подарила УкраинеПрезидент России Владимир Путин не раз заявлял, что государства, которые образовались после распада Советского Союза, «забрали» русские территории, и вообще они не входили в состав СССР в таких границах, которые имеют сейчас. Подобные сентенции можно услышать из уст и других представителей правящей российской верхушки. Тем самым они пытаются оправдать свои агрессивные действия на постсоветском пространстве, в частности относительно Украины.
Но так ли это? И не забрала ли нынешняя Россия себе земли, заселенные украинцами? Да и не было ли так, что во времена Советского Союза тогдашнее руководство раздавало украинские территории другим союзным республикам? ...И что эти пространства подверглись существенной русификации.
Есть авторы за пределами Украины, которые пишут об украинской жизни в России, Белоруси, Молдове, в целом на постсоветском пространстве. Действительно, и в царской России, и во времена Советского Союза немало украинцев оказались за пределами своих давних земель. Они даже и Москву, и Петербург развивали. Не удивительно, что в этих российских столицах существовала и существует большая украинская диаспора.
Но не будем о диаспоре. Поговорим о земле на постсоветском пространстве, где проживали и проживают украинцы, оказавшиеся за пределами нынешнего Украинского государства.
КАЗАЦКАЯ СТАРОДУБЩИНА
Несмотря на то, что к России отошло немало украинских этнических территорий, одна из них имеет особое значение для нас. Это — Стародубщина, которая сейчас является частью Брянской области России и занимает в ее составе 12 районов из 27. Это — Гордеевский, Злинковский, Климовский, Клинцовский, Красногорский, Мглинский, Новозыбковский, Погарский, Почипский, Стародубский, Суражский и Унецкий. Их общая площадь составляет 14 762 квадратных километра (более 40 процентов от общей территории области).
Не будем обращаться к древней истории края. Стародубщина была в составе России, была и как удельное княжество, подчинялась золотоордынским ханам, входила в состав Великого княжества Литовского и Московии. В 1618 году по условиям Деулинского перемирия с Москвой эта земля стала частью Речи Посполитой. Стародуб в 1620 году получил Магдебургское право. Во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого украинские казаки заняли Стародубщину. С 1663 года здесь существовал Стародубский казачий полк.
Попав после Переяславской рады в состав Московии, а затем Российской империи, Стародубщина оставалась одним из значимых центров украинской жизни.
Именно на Стародубщине зародилось и развилось украинской казацкое летописание, которое сыграло большую роль в становлении современного украинского национального сознания. Один из первых летописей, в которых нашла отражение идеология казацкой старшины, была Летопись Самовидца.
Об авторе этого произведения можем сказать следующее. Анализ текста дает основания утверждать, что он во время восстания Богдана Хмельницкого оказался на стороне казаков, был приближен к гетманскому правительству, стал свидетелем разных событий второй половины XVII века, связанных с деятельностью казачьих гетманов.
В 1676-1702 годах Самовидец оказывается на Левобережье и начинает описывать события, которые происходили в этом регионе. Похоже, тогда он жил в Стародубе, поскольку часто говорит о событиях в этом городе, в том числе об имевших сугубо местный характер. Можно предположить: именно в Стародубе и была написана основная часть Летописи Самовидца.
В украинской историографии широко распространено мнение, что автором данного произведения был выходец из мелкошляхетской семьи Роман Ракушка-Романовский. Такую версию предложили Николай Петровский и Михаил Грушевский. Затем она нашла заметную поддержку.
О самом Ракушке-Романовском известно, что он принадлежал к образованным людям, занимал высокие положения в гетманском правительстве, а в 1676 году стал духовным лицом и поселился в Стародубе, где, вероятно, завершил Летопись Самовидца. Здесь он получил приход, завел хозяйство и прожил до самой смерти в 1703 году. Показательно, что в летописи Самовидца имеется обращение к церковным вопросам, особенно во второй части.
Летопись охватывает описание событий со времен восстания под предводительством Богдана Хмельницкого до 1702 года. Ее справедливо считают одним из лучших произведений украинского казацкого летописания, которое стало своеобразным бестселлером для более поздних казацких летописцев, украинских историков и писателей. Она, распространяема в многочисленных списках, была важным источником для летописей Григория Грабянки и Самийла Величко, «Краткого описания Малороссии», на основе которого были составлены компилятивные труды по истории Украины Якова Лизогуба, Василия Рубана и Александра Ригельмана.
В 1846 году Летопись Самовидца опубликовали, и она приобрела еще большую популярность. Широко использовали ее украинские историки XIX-XX веков — Михаил Костомаров, Орест Левицкий, Дмитрий Яворницкий, Дмитрий Багалий, Иван Крипьякевич и другие. Большое внимание этому памятнику уделил Пантелеймон Кулиш — его он использовал не только в исторических трудах, но и художественно-литературных произведениях. Обращались к Летописи Самовидца Тарас Шевченко, Иван Нечуй-Левицкий, Михаил Старицкий, Зинаида Тулуб, Александр Довженко, Василь Стус и другие.
Известным поэтическим памятником, который был создан на основе казацкого летописания, стала поэма Семена Дивовича (Дзивовича) «Разговор Великороссии с Малороссией 1762 года». Ее автор происходил из древнего казацкого рода, который осел на Стародубщине. Получил хорошее образование: учился сначала в Киево-Могилянской академии, а затем в Петербурге. Работал переводчиком в Генеральной военной канцелярии в Глухове и архивариусом Малороссийского генерального архива во времена гетманства Кирилла Разумовского.
Упомянутое произведение представлено как поэтический диалог между Великороссией и Малороссией, собственно Украиной. Преимущественно Великороссия задает вопросы. Она не очень знакома с историей Малороссии. Малороссия, наоборот, много говорит, старается проинформировать свою собеседницу.
Семен Дивович преимущественно акцентирует внимание на героических страницах прошлого Малороссии, которая выступает как автономная земля, которая сама по себе выбирает покровителя. И хотя Малая Россия поддалась российскому царю, но это подданство трактуется не как проявление бессилия. Мол, Малая Россия поступила так, потому что российский царь является христианским монархом. В поэме говорится о самостоятельности Малой России, о том, что она может обходиться без других, в том числе и без Великороссии. Из произведения следует, что Большая и Малая Россия — две автономные части одного государства, которой правит христианский монарх.
Поэма «Разговор Великороссии с Малороссией 1762 года» была одним из первых произведений, где утверждалась идея украинского автономизма, получившая распространение среди потомков казацкой старшины в конце XVIII — начале XIX веков. «Библией» этого автономизма стало произведение «История русов».
Первое упоминание о нем приходится на 1828 год, когда была найдена рукопись произведения в Стародубском уезде Черниговской губернии. Сначала «История русов» распространялась в рукописных копиях. А в 1846 году ее опубликовали в Москве на тогдашнем русском языке. В первопечати был указан автор произведения — покойный тогда епископ Георгий Конисский. Сделано это было для того, чтобы придать авторитетности произведению. Однако очень быстро появились сомнения относительно авторства этой личности.
До сегодняшнего дня вопрос авторства «Истории русов» не решен. Назывались разные имена ее вероятных создателей. На основе анализа произведения можем констатировать следующее: автор жил во второй половине XVIII — начале XIX веков; имел неплохое образование; служил в российской армии, воевал с турками, хорошо знал юг Украины; жил на Стародубщине. По крайней мере в произведении часто говорится о событиях в этом крае. И не зря именно здесь были найдены первые его списки! По крайней мере можем не сомневаться, что окончательная редакция «Истории русов» появилась на Стародубщине.
Это произведение, опираясь на традиции казацкого летописания, подавало историю Украины как отдельной земли со своими политическими традициями, отличными от российских. Автор «Истории русов», несмотря на лояльность к российской имперской власти, все же негативно оценивает Московию. Он дает тонкую характеристику менталитета правящей элиты этого государства. Указывает на ее жадность, властолюбие и тщеславие. Говорит о непостоянном правлении царском и уничтожении самих царей. Эта нестабильность, по мнению автора, объясняется отсутствием устойчивой религии и добрых нравов. Все это в конечном счете ведет к тому, что войны с Московией неизбежны и бесконечны для всех народов. В конце концов, в произведении можно встретить немало других антироссийских моментов. По крайней мере в нем россияне-московиты нередко предстают врагами русов-украинцев.
«История русов» оказала большое влияние на Тараса Шевченко. Некоторые произведения Кобзаря являются своеобразной переинтерпретацией ее сюжетов. Под влиянием «Истории русов» пребывали также Николай Костомаров и Пантелеймон Кулиш. Использовали ее и другие украинские авторы XIX века, обращались к ней Николай Гоголь и даже Александр Пушкин, отдельные российские писатели и историки.
Во времена советской власти об «Истории русов» фактически «забыли». Зато в 1956 году она вышла в Нью-Йорке в переводе на украинский язык. Также украинский перевод Ивана Драча этой книги появился в 1991 году. Произведение украинские интеллектуалы рассматривали как важный памятник литературы, способствовавший развитию украинского национального сознания. Зато в русской литературе «История русов» трактовалась как «опасное» произведение украинского национализма.
Стоит также отметить, что на Стародубщине родились или были связаны с ней немало деятелей украинской культуры, украинской общественной и политической жизни. Например, родственные корни гетмана Павла Скоропадского из Стародубщины, а сам он учился в Стародубской гимназии.
«Стародубское происхождения» имеет Леся Украинка: в этом крае, в городе Мглин, родился ее отец Петр Косач.
Из стародубского казацкого рода были и предки известного исследователя и путешественника Николая Миклухо-Маклая, о чем он сам говорил.
Можно назвать еще ряд других украинских культурных деятелей, связанных с этим краем.
В 1918 году Стародубщина находилась в составе украинских государственных образований. По условиям Брестского мира 1918 года, она вошла в Украинскую Народную Республику.
А потом Стародубщина была в составе Украинской Державы гетмана Павла Скоропадского.
Однако в конце 1918 года этот край заняли большевики, где начали террор против украинского народа. По соглашению марионеточного украинского «рабоче-крестьянского» правительства, Стародубщина перешла к России. Согласно решению российского большевистского правительства от 25 мая 1919 года, этот край вошел в состав Гомельской губернии, которая в свою очередь стала частью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Начало. Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»
Автор
Петро КралюкSection
История и Я