Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И освободитель, и реформатор, и палач...

27 сентября, 2003 - 00:00

Аксиомы истории с течением времени становятся настолько привычными, что их уже невольно подвергают сомнению. Притеснение украинской культуры и языка при царе-«освободителе» Александре II, казалось бы — бесспорный факт; но об этом нужно напоминать снова и снова хотя бы потому, что не только российские, но и некоторые отечественные СМИ время от времени подвергают сомнению то, что реально зафиксировано на скрижалях истории.

Среди российских императоров, возможно, наиболее противоречивую оценку деятельности получил Александр II. Десятки проведенных им важных реформ, к сожалению, не вывели империю в ряд ведущих стран мира; несмотря на желание царя Россия так и осталась в глазах Европы азиатской деспотией.

Старший сын Николая I по своему характеру отличался от отца. Заслуга в этом не только природы, но и великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского, которому суждено было стать воспитателем наследника престола. Благодаря ему, будущий царь интересовался гуманитарными проблемами, волновавшими тогдашнее общество, и получил твердое убеждение, что роль правителя — служить державе.

На престол Александр II вступил 19 февраля 1855 г. в тяжелое для России время Крымской (Восточной) войны, и первое, что наметил — выйти из фатальной для империи военной кампании.

В коронационном манифесте 1856 г. Александр II определил широкую реформаторскую платформу, которая предусматривала либерализацию жизни в бесправном, страшном своей реальной действительностью обществе. Было объявлено об уменьшении рекрутских наборов (раз в 3 года), освобождении от отбывания многодесятилетних наказаний участников декабрьского восстания 1825 года и политических ссыльных, отмене налоговых недоимок для крестьян. Но наиболее определяющей реформой (недаром ее назвали «Великой») времен правления просвещенного монарха должно было стать освобождение крестьян от крепостничества. Император прекрасно понимал, что рабский труд не позволит сделать и малейший шаг вперед экономически отсталой России.

Отмена крепостничества между тем натолкнулась на мощное сопротивление не только помещиков и государственных сановников, но и ближайшего окружения императора. Только непоколебимость и твердость Александра II позволили провести «памятную» реформу 19 февраля 1861 г., которая дала свободу 22 миллионам бесправных людей. Одновременно крестьяне получили право на самоуправление в пределах своих общин и волостей. Несколько позже Александр II ввел институт земств, которые сыграли значительную роль в демократизации общества, улучшении экономической жизни империи. Подверглось изменениям и судопроизводство: была введена гласность и публичность судебных процессов, судопроизводство отделено от административной власти; резонансные дела рассматривались присяжными.

Либерально-буржуазные реформы коснулись и других сфер жизни. Указом царя были ликвидированы ужасные военные поселения, с 15 до 10 лет сокращен срок солдатской службы, упразднены телесные наказания. Девочки получили возможность получать знания в гимназиях и прогимназиях, а также на женских педагогических курсах, открывшихся в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Казани. Кстати, принимали в них женщин всех слоев общества.

В 1862 г. царь распорядился закрыть цензурные комитеты и ввести новое Положение о прессе. От цензурного рассмотрения освобождались все столичные журналы, книги объемом более 160 страниц, издания научных заведений. Вспомните наши недавние времена, когда даже на выпуск оберток конфет бралось разрешение цензора.

Однако была и другая сторона деятельности царя-реформатора. Отменяя цензуру, он издает печальноизвестный Валуевский циркуляр 1863 года, и Эмский указ 1876 г. о запрете изданий на украинском языке. Чего стоят слова из последнего драконовского указа: «Не допускать ввоза в пределы Империи «каких бы то ни было книг и брошюр, издаваемых на малорусском наречии...» Освобождая подданных от крепостничества, потопил в крови Польское восстание 1863 г., освобождая Балканы от турецкого ига, сотнями отправлял в Сибирь народников («процесс 50-ти», «процесс 193-х»), громил первые политические организации, разгонял воскресные школы, бросал всю военную мощь на окончательное подавление национально- освободительных движений на Северном Кавказе, на «добровольное» присоединение к России суверенных государств Средней Азии.

Народники вынесли царю-освободителю смертный приговор, который и исполнили 1(13) марта 1881 года. С политической арены сошел человек сильной политической воли и великих державных устремлений. Однако взгляд на его реформы из Москвы, Киева или Варшавы, как минимум, не совпадает.

Василий ТУРКЕВИЧ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ