Как разорвать круг взаимного счета обид?
Любовь к своей стране и своему народу можно определить лишь через отношение человека к другим странам и народам.
Безусловно, история должна быть вратами в будущее. Перечисление же перечня взаимных обид между народами (а они, как это не прискорбно, помнятся веками) ни к чему хорошему не приведет. На пороге ХХI века нам просто необходимо остерегаться каких-либо проявлений «мегаломании» (самовозвеличивания). Ведь патриотизм возникает от любви к чему-либо или кому-либо. У нас же (да и у наших соседей — будь-то поляков, россиян, румын, венгров...) зачастую в освещении истории превалирует некритический подход — своего рода приукрашивание «своих» побед. В прошлом мы видим или хотим видеть только одну сторону медали, а именно то, что украинцы героически боролись с польскими панами и католической экспансией в XVI-XVII веках, то, что Иван Мазепа сделал единственно правильный выбор в пользу шведов, несмотря на то, что за ним пошли лишь очень немногие соотечественники. О Переяславской Раде 1654 года сейчас говорится как-то приглушенно. А к кому следовало «идти под руку» Богдану Хмельницкому в той сложной политической ситуации и под давлением абсолютного большинства населения Украины? Может быть, к турецкому султану и его союзнику крымскому хану, так много попортившему крови тому же Хмельницкому?
Свои славные победы украинцы умудрялись превращать в поражения как никакой, пожалуй, народ Европы. Грань между победой и поражением в нашей истории зыбка и расплывчата, как мираж в пустыне. «Вкусив» все «прелести» тяжелой руки московского царя, Иван Выговский попытался было стать (пусть на правах автономных — Гадячский трактат 1658 года) сателлитом слабеющей Речи Посполитой. Под Конотопом в 1659 году одержана блестящая победа над российским войском. Но... в очередной раз победителя съедают его же «соратники». Выговский бежит в Польшу, и там с ним расправляются по ложному доносу Павла Тетери.
Нам, конечно же, меньше всего хотелось бы помнить о той стороне Колиивщины, когда праведный гнев украинцев на злодеяния польской шляхты и католического клира был обращен на всех поляков и евреев. Все же в истории взаимоотношений украинцев и поляков были и другие страницы. В первую очередь — это победа коронного ополчения и казаков Петра Сагайдачного под Хотином над турками в 1621 году. Украинские казаки принимали участие и в многочисленных войнах Речи Посполитой с Московским царством. Впрочем, под стенами Москвы особой ретивости в 1618 году казаки того же Сагайдачного не проявили, ведь воевали они со своими единоверцами.
В ХХ веке отношения между двумя славянскими народами, которые все же имеют немало общего (да и история в течение нескольких веков была общая), были омрачены событиями в Западной Украине, когда в битве за Львов (1918-1919 гг.) польские части не без помощи Антанты одержали победу. Спор между народами в очередной раз решила сила. Игнорирование II-й Речью Посполитой (1918-1939 гг.) национальных и культурных потребностей украинцев привело к актам террора и саботажа.
Вторая мировая война увеличила счет взаимных обид. В войне «против всех» ОУН-УПА «польский вопрос» отнюдь не стоял на последнем месте. Перекройка карты Европы, после которой Польша лишилась восточных окраин и получила «компенсацию» за счет западных областей Германии, внесла очередные вопросы. Уничтожение частей ОУН-УПА польскими войсками не без помощи НКВД в Западных Карпатах, операция «Висла» (1947 г.) по выселению во внутренние районы Польши лемков, отождествляющих себя с украинцами, взаимный «обмен» между СССР и ПНР (белорусы, украинцы и поляки были вынуждены «возвращаться» на историческую родину), в котором участвовало до 3 миллионов человек, также оставили тяжелейшие рубцы в душах людей.
Борьба за облик нашего патриотизма (без кавычек) должна вестись толерантными методами, без взаимных обвинений. В конце фильма Ежи Гофмана «Огнем и мечом» (его посмотрели в Польше 25 миллионов человек!), посвященного украинско-польским отношениям середины XVII века, звучит за кадром резюме: «Гетманская Украина была очень скоро уничтожена Россией, а в конце XVIII века Речь Посполитая исчезла с карты Европы после ее III-го раздела той же Россией, Пруссией и Австрией». Кто же, спрашивается, выиграл?
Изоляционистская позиция в освещении истории на пороге все большей интеграции Восточной Европы в мировое сообщество — путь ложный. Нам есть чем гордиться: имена Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого, Даниила Галицкого, Байды Вишневецкого, Петра Сагайдачного, Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы — фигуры общеевропейского масштаба. В своих заметках я коснулся, в первую очередь, сложных взаимоотношений между поляками и украинцами. Ведущие страницы «История и «Я» приглашают к продолжению разговора на столь непростую тему.
Выпуск газеты №:
№240, (1999)Section
История и Я