Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Катары — хранители легенды о Святом Граале?

21 августа, 00:00

Святой Грааль, что это — некий камень, или же драгоценная реликвия из золота (возможно, изображение Ноева Ковчега)? Более распространено мнение, что это чаша (кубок), из которой Иисус Христос причащался на Тайной Вечере. Приверженцы Спасителя будто бы сохранили несколько капель крови распятого Христа.

Безусловно, легенда о Святом Граале имеет языческие корни и ведет свою родословную от древнего индоевропейского мифа о магическом кубке — символе жизни и возрождения. Лишь намного позднее миф приобретает христианскую окраску.

Первые варианты сказания о Святом Граале принадлежат провансальскому — это очень важное уточнение, не французскому — поэту-трубадуру Кретьену де Труа и его земляку, также поэту Роберу де Борну. В те времена (80-е годы XII в.) писатели обычно ссылались на какой-то источник. Так, де Борн ссылается на данные старинной рукописи, где рассказывается о том, что Иисус дал Иосифу чашу Тайной вечери; после чего Иосиф, его сестра с мужем покинули Палестину и обосновались в одной из стран Западной Европы, продолжая проповедовать христианство.

Провансальцам вторит немец Вольфрам фон Эшенбах (90-е годы XII в.), создатель бессмертного «Персифаля». В этой поэме миннезингер утверждает, что чашу Грааля хранит некий рыцарский орден «Templaisen». Не правда ли, легко угадывается искаженное — тамплиеры? Судьба и тайны ордена (о них читайте на следующей стр. «История и «Я»), тесно переплетена с судьбой приверженцев учения катаров — альбигойцами. История могущественного и богатого Ордена рыцарей Храма — это почти двухвековая цепь побед и поражений в борьбе с воинами Ислама, и наконец, в 1310-1313 гг. он был разгромлен вероломным французским королем Филиппом IV Красивым при деятельном участии римского папы Климента V.

Катарам («чистым») История отвела меньший временной отрезок — чуть более одного века. Понятно, что они появились на европейской арене не в одночасье, а стали лишь продолжателями дела других еретических сект... «Если Господь Бог всемогущ и допускает то, что творится в этом мире, значит Он не всеблагой. Если же Он всеблагой и допускает то, что творится в мире, значит Он не всемогущ». Так кратко можно охарактеризовать сущность ереси альбигойцев (от города Альби в Лангедоке). То, что сказание о Граале связано с некими древними секретными оккультными обществами, обладающими сокровенными знаниями, трудно как доказать, так и опровергнуть.

Истоки движения катаров находились в болгарской Фракии (конец Х в.). Последователи священника Богомила отвергали церковные таинства и обряды (считая их действиями, лишенными мистического смысла), а также почитание креста, который они считали орудием убийства, икон и мощей, православную литургию и обряды. Ереси павликан и богомилов причудливо переплелись; они были дуалистами и верили, что мир сотворил Сатана, старший сын Божий. Богомилы читали только отдельные места из Библии, в первую очередь «псалмы, пророков, Евангелия, послания и Откровения. Их единственной молитвой была «Отче наш», и они читали ее 120 раз в день. Богомилы постились, не признавали брак и готовили элитную касту «избранных» (или же «совершенных» — С.М .)... В политических вопросах богомилы придерживались пассивного, но непоколебимого нонконформизма» , — пишет в «Истории Европы» Норман Девис.

К началу XIII века в Болгарии и Византии богомильскую ересь фактически уничтожили. Но она еще в 30-е годы XII в. начала свое движение на Запад. Так, с 1199 г. по 1443 г., вплоть до завоевания турками-османами, Босния (в том числе и ее аристократия) придерживалась учения богомилов (патаренов). Казалось, что дуализм — вера в хорошего и плохого Бога, ближе только славянам-язычникам (в первую очередь — южным — болгарам, сербам...). Но богомильство завоевывало сторонников и в Западной Европе — в Германии, Италии — гумалиаты (от лат. «униженный», «ничтожный»), в Лангедоке и Провансе — катары и вальденсы (Южная Франция).

Многочисленные еретические секты в Западной Европе стали угрожать единству церкви. Их последователи «не видели необходимости в организованном посредничестве между человеком и Богом — в духовенстве, церкви и в монополизированных ими таинствах, ибо истинно верующий и собственными силами способен получить милость» (Ене Гергей, «История папства»). Поразительным образом прослеживается связь этих постулатов с тезисами Лютера.

Катары появились в Провансе и Лангедоке в 40-е годы XII в. В основе своей их учение — богомильство с некоторыми элементами манихейства (Бог всесилен, но не менее всесилен и Дьявол — Сатана). В промышленно развитых и фактически независимых от французских королей владениях графов Тулузских ересь катаров нашла питательную почву. В отличие от Севера там царствовала религиозная терпимость, поощрялись философские искания и поиски истины. Поэзия трубадуров, как и понятие куртуазности возникли именно там. Изучались классические языки — древнегреческий, древнееврейский, на кафедрах в Люнеле и Нарбонне звучал арабский язык, спудеи штудировали иудейскую Каббалу. Графы Тулузские были весьма образованы, в отличие от северофранцузских феодалов. Конец XII и начало XIII века в Лангедоке и Провансе — это, по мнению многих историков, период проторенессанса. Там на плодородных и процветающих землях появились ростки будущей эпохи Возрождения. Доктрину катаров тайно исповедовали император Генрих IV, лютый враг папы Георгия VII, английский король и сосед тулузских графов по исторической области Анжу Ричард Львиное Сердце («от дьявола придут и к нему вернутся», — так говорили современники о Плантагенеттах); многие священники и бродячие монахи в ее постулатах нашли ответы на мучающие их вопросы, не говоря уже о ткачах, рыцарях, крестьянах и нищих...

Катары создали жесткую, бескомпромиссную иерархическую организацию, подчиненную строгой дисциплине, сродни организации ордена храмовников (тамплиеров). Кроме отрицания ценности жизни и таинства брака, альбигойцы отказывались... убивать все живые существа с теплой кровью. Но если бы все люди стали последователями альбигойцев, то жизнь на планете прекратилась уже через 50—70 лет! И все же методы, которые выбрали «ревностные католики», ужасают своей человеконенавистнической практикой. Фактически во Франции развернулась гражданская война между Севером и Югом.

В 1209 году, до 20 тысяч рыцарей (французы, англичане, немцы, датчане) во главе с графом Симоном де Монфором «как стая саранчи из Апокалипсиса» вторглись на юг Франции. Альбигойские войны продолжались вплоть до падения крепости Монсегюр (1244 г.). Уничтожению подверглись десятки тысяч людей. Это был настоящий геноцид. Представитель папы Иинокентия III на вопрос, как отличить еретиков от ревностных католиков, говорил: «Убивайте всех. Господь узнает своих».

Крестовый поход против ереси катаров освободил его участников от необходимости отправляться на Восток; поэтому организаторы никогда не ощущали недостатка в «живой силе», а попросту — в карателях. Так как графы Тулузские — Раймунд VI и Раймунд VII защищали своих подданных (катары не имели права убивать!), то им пришлось привлечь наемников, в основном из Арагона (Испания) и Северной Италии. Почти год сопротивлялись укрепленные города-крепости Каркасон и Монсегюр. Центром сопротивления после их падения стали подземные галереи города Провэна; подземная война с «Христовым воинством» продолжалась почти 50 лет. На последнем этапе катары уже взяли в руки оружие. Но было поздно...

За два месяца до падения Монсегюра, в январе 1244 г. двое «совершенных» осуществили удачный побег из осажденной крепости. Легенда говорит о том, что они сумели переправить в подземные пещеры знаменитые деньги катар. Уже после подписания гарнизоном капитуляции еще одна группа «совершенных» из четырех человек сумела (чудом ли?) просочиться через позиции празднующих победу крестоносцев. Помочь им в этом могли лишь участвовавшие в осаде тамплиеры, близкие им по духу, и не выказывающие во время Альбигойских войн особого рвения. Основные силы ордена храмовников находились на Востоке.

Очень запутанная система гротов, подземных укрытий и ходов, проложенных неутомимыми катарами в скальном грунте под Монсегюром, позволяет выдвинуть версию о том, что Грааль может находиться именно там. Но тех, кто пытался прикоснуться к этой тайне, зачастую постигала участь Отто Рана — нациста, одного из создателей теории нордической (арийской) расы. Дважды он был в Монсегюре, но после второй своей поездки (1937 г.) О.Ран бесследно исчез.

Продолжение темы, рассказ о тайнах
ордена тамплиеров читайте
на следующей стр. «История и «Я».

Телефон ведущих страницы «ИСТОРИЯ И «Я»:
414-90-00 — Сергей МАХУН, Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Адрес электронной почты (e-mail): master@day.кiev.ua
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать