Перейти к основному содержанию

Хозяин на своей земле

Центральная Рада: начало украинизации
23 марта, 19:44

После краха самодержавных режимов в России и Австро-Венгрии началось, как писал В. Винниченко, освобождение украинства, которое он еще называл возрождением нации. Первостепенную роль в политическом, социальном и духовном освобождении народа, которое тогда же, в 1917 г., получило название «украинизация», сыграла Украинская Центральная Рада (УЦР). Ее возникновение, деятельность и значение относятся к памятным явлениям, знаменующим новую эпоху для нашего народа. Как во времена ее существования, так и до сегодняшнего дня, работа, достижения и просчеты УЦР — в центре внимания общества и нередко являются предметом горячих дискуссий. Это естественно. Ведь ее влияние на события 1917—1918 гг. и на всю дальнейшую судьбу украинского народа сложно переоценить.

Именно Украинская Центральная Рада и ввела в широкое обращение понятие «украинизация», положила начало процессам, составлявшим ее основной смысл. В своей резолюции от 22 апреля 1917 г. УЦР определила, что свою деятельность она проводит, «придерживаясь принципа украинизации всей жизни на Украине». Анализируя события того времени, В. Винниченко свидетельствовал, что требования постановлений и резолюций всех обществ и организаций были единодушны: украинизация всех сфер жизни. То есть речь шла об украинизации как всеохватывающем процессе национального, политического, социально-экономического и духовного развития украинского народа.

В упомянутой выше Докладной записке УЦР Временному Правительству от 30 мая 1917 г. речь шла о широком понимании процесса украинизации: «Многочисленные съезды (крестьянские, кооперативные, партийные, общенациональные) ...должны бы уже убедить всех, что украинское движение — это не выдумка горстки интеллигентов, как его постоянно представляло царское правительство российскому гражданству, а это огромная сила, которая вырвалась из-под векового гнета, что сила эта растет... Остановить ее ...нет уже решительно никакой возможности, потому что проснулся 35-миллионный народ... В основе стремления к национальной школе, армии, украинизации всей жизни на Украине — главным образом это возрожденное и освобожденное чувство и достоинство человека». И в дальнейшем термин «украинизация» широко использовался Украинской Центральной Радой.

Такая ее деятельность получила широкое признание, поддержку как всего народа, его структур, так и отдельных личностей. Уже 19 марта 1917 г. в Киеве состоялась стотысячная манифестация под сине-желтыми знаменами в поддержку деятельность УЦР. Впечатляющими демонстрациями одобрения ее работы стали Украинский национальный конгресс, Всеукраинские военные, крестьянские, рабочие съезды, форумы различных политических партий, общественных институций и тому подобное. Характерными в этом отношении являются, например, и свидетельства отдельных лиц. Делегат I Всеукраинского военного съезда (май 1917 г.) Певный так рассказывал о своих впечатлениях от съезда: «Так вот, братья, как выйдет Винниченко! Да как начнет, как поведет! Его как послушаешь, так вся земля вокруг, куда ни кинь глазом, как будто твоя собственная стала! Земля — крестьянам, а фабрики — рабочим! Так говорит, так говорит — как будто купчую тебе на землю подарил! Настоящий, можно сказать, демократ. Всем угодить хочет!

А за ним Михновский — поручик! Так этот — куда там Винниченко! Этот только Украину, братья, знает! Так и говорит — Украина, значит, для украинцев! Господи, как будто из «Кобзаря» тебе читает. А все слушают — даже дух затаили. Не только люди — камни слушают!.. Украина — и больше ничего. Такая, как сами захотим! Вот это, братья, человек! Наш человек! Настоящий тебе казак-характерник! С ним и на смерть не страшно!»

При этом процесс украинизации всей жизни в Украине УЦР рассматривала в тесной связи с обеспечением широких прав национальных меньшинств. Уже в сообщении о создании УЦР говорилось: «Украинская Центральная Рада была создана 4 марта (так в тексте. — Авт. ), объединив украинские организации на основе совместных стремлений к территориальной автономии Украины с государственным украинским языком, с обеспечением прав национальных меньшинств — россиян и других». Об этом неоднократно говорил и писал председатель УЦР М.С. Грушевский в 1917 г. Он подчеркивал, что Центральная Рада «будет заботиться не только о благополучии, успехе и силе украинского народа, создавшего ее, но также о благополучии и интересах других народностей, проживающих вместе с ним на украинской земле». И далее: «Украина не только для украинцев, а для всех, кто живет в Украине, а проживая, любит ее, а любя, хочет работать на благо края и его населения, служить стране, а не обирать, не эксплуатировать для себя». Права национальных меньшинств были закреплены в Законе «О национально-персональной автономии», принятом УЦР 9 января 1918 г., и в утвержденной в конце апреля 1918 г. Конституции УНР.

При этом председатель УЦР неоднократно подчеркивал необходимость использования демократических методов в украинизационном процессе. Он призывал к взаимоуважению между гражданами Украины различных национальностей, «не обостряя отношения насильственной украинизацией, поступая рассудительно и, возможно, мягко в проведении тех требований, которые действительно выдвигаются принципом украинской государственности, положением украинского языка как государственного и так далее».

В связи с изложенным, появление и смысл процесса, обозначенного термином « украинизация», следует связывать, в первую очередь, с событиями Украинской революции 1917—1921 гг., в частности с деятельностью Украинской Центральной Рады, а не только с политикой советской власти в 20-х гг. ХХ ст. В этом смысле вряд ли целесообразно отказыват ься, как иногда предлагают, от термина «украинизация», заменив его понятием «дерусификация». Ведь термин «украинизация» устоялся как отображение направления и содержания деятельности украинских национальных сил. Позже этот термин использовала и советская власть. То есть он возник в конкретных исторических условиях и характеризует особенности времени. И в науке оперируют конкретно- историческими терминами, присущими определенным историческим процессам (нравится будущим исследователям этот термин или нет). К тому же в данном случае понятие «дерусификация» отображает лишь одну сторону процесса: прекращение искусственной подмены собственной народной сущности языком, культурой, государственностью другого народа.

В 1917 г. было единогласное, как свидетельствовал В. Винниченко, требование «приспособления к народу, то есть украинизация всех органов административной, хозяйственной и культурной жизни». Речь шла об украинизации не народа (он был и оставался украинским), а о создании необходимых условий для его развития. Этому должны служить формы и содержание деятельности институций, обслуживающих народ: государства, его структур, работников, политических и общественных организаций, учебных и научных заведений, различных видов искусств, средств массовой информации и тому подобное.

Целесообразно иметь в виду и другую сторону вопроса: что же приходило на смену русификации. Польские власти в 20—30-х гг. ХХ ст. «дерусификацию» Волыни и Галичины осуществляли как их «полонизацию». Румынские вельможи «дерусификацию» Буковины, Бессарабии, Измаильщины проводили тогда же в виде «румынизации», венгерские в Закарпатье — как «мадяризацию».

Рассматривая деятельность Украинской Центральной Рады с точки зрения украинизации, ее роли вообще в истории, важно, как нам кажется, следовать научно обоснованному подходу. В частности, исторические факты, государственные и общественные структуры и их деятелей следует оценивать, учитывая реальные результаты их деятельности. То есть то, что им удалось сделать для своего народа, а не то, чего они не достигли. Тут недопустима экстраполяция на былые времена и события нынешние, представления, а тем более современные желания, политические или личные симпатии, антипатии, а то и расчеты. Речь идет об исследовании на основании источников тех или иных явлений в контексте соответствующей исторической обстановки, конкретно-исторических условий. Необходимо учитывать все главные факты и факторы исторического процесса.

В 1917 г. для украинизации характерными были образования УЦР как общенациональной украинской структуры, определение и осуществление ею основных направлений своей деятельности. Ведь до 1917 г. защита украинского этноса считалась преступлением. Разработка политическими партиями теоретических, пусть и неодинаковых по содержанию, основ возрождения своего народа, борьба за его политические, экономические и социальные интересы, за его язык и культуру создавали благотворную среду, сохраняющую и развивающую национальное сознание. И именно на почве, подготовленной непосредственно многолетней деятельностью украинских политических сил, удалось при первой возможности, после свержения российского царя, за считанные дни создать легальный орган — УЦР, который быстро стал центром привлечения народных сил в Украине. Центральная Рада провозгласила и практически осуществляла украинизацию государственных и общественных структур, взяла курс на восстановление собственного государства, образования, содействовала подъему национальной культуры. «И вот взорвалась революция, — свидетельствовал В. Винниченко. — Следовательно, можно себе представить, что почувствовало недодушенное, затоптанное, униженное украинство, когда железная рука спала с его горла, когда оно могло приподняться, умыться, человеческими, незаплеванными глазами взглянуть в глаза таким же людям, равным, дружелюбным, радостным». И именно проявлением воли народа, с использованием уже приобретенного теоретического и практического опыта, стало образование УЦР. Она впервые в ХХ ст. положила начало украинизации, то есть восстановлению статуса украинского народа как хозяина на своей земле, равного среди других, его государства и культуры.

Украинизация политической жизни воплощалась, в первую очередь, в национальном характере самой УЦР. Ее непосредственными организаторами выступили украинские политические силы. Возглавили УЦР выдающиеся деятели украинской культуры: историк М. Грушевский, писатель В. Винниченко, литературовед С. Ефремов, принимавшие активное участие и в общественной жизни. Инициаторами образования УЦР стали представители Общества украинских поступовцев (ОУП).

Сама идея такой общеукраинской объединительной структуры также сама по себе не была спонтанной. Стремление к органу, который бы консолидировал украинство — постоянная тенденция в деятельности национальных политических сил. Создатели УЦР знали и учитывали опыт Казацких Рад, Народной Рады (1885 г.), Общей украинской организации (1897 г.), украинских общин в I и II российских государственных думах (1906—1907 гг.), Главной (потом — Общей) Украинской Рады (1914— 1916 гг.) и тому подобное. При определении названия создаваемого весной 1917 г. органа воспользовались понятиями «Рада», «Центральная Рада», которые употреблялись ранее: «Народная Рада», «Главная Украинская Рада» или «Центральная Рада» как руководящий орган Украинской радикально-демократической партии (1890г.), «Рада» ОУП и т.д.

Возрожденные вековые демократические традиции украинства сразу же определили и соответствующее направление деятельности УЦР. Она по своему составу была плюралистической, открытой к сотрудничеству со всеми политическими силами, проявила себя как «коалиционный орган различных партий, каждая из которых имеет свою платформу». Демократизм был заложен в основу УЦР уже при ее основании. Это происходило на собрании при участии приблизительно 100 лиц в режиме свободной дискуссии, при полной свободе изложения различных позиций. Бурный, временами даже пылкий обмен мнениями между представителями ОУП и УСДРП уже на первом заседании неоспоримо свидетельствовал о невосприятии претензий касательно монополии какой бы то ни было силы или отдельных лиц, о желании принимать решения после всестороннего обсуждения путем голосования. Такой подход к решению всех дел был во всей дальнейшей деятельности УЦР.

Показательным в этом отношении является намерение Центральной Рады сразу же обеспечить своей деятельности легитимный характер, получить демократическим путем полномочия представлять украинский народ, осуществлять «украинизацию всей жизни».

Не учитывая исключительно сложных условий (на землях Украины происходили военные события Первой мировой войны, везде господствовали разруха и беспорядки, плохо работали транспорт и связь), преодолевая колоссальные организационные и материальные сложности, в кратчайшие сроки — буквально за каких-то 20 дней — был созван в апреле 1917 г. общеукраинский Национальный конгресс. Для участия в его работе прибыли сотни полномочных выборных делегатов, юридически определившие существование и функции УЦР. Именно они (путем голосования) предоставили УЦР мандат представлять украинство, реализовывать законодательную и исполнительную власти. Съезд определил количество членов УЦР — ориентировочно 150 человек, 118 из которых были избраны здесь же. По настоянию М. Грушевского, отдельным и тайным голосованием решался вопрос о главе УЦР. Им снова стал именно этот выдающийся ученый и политик. Заместителями председателя (опять же посредством голосования) стали В. Винниченко и С. Ефремов. Съезд объявил состав Рады открытым для дальнейшего пополнения, предоставив ей право кооперировать новых членов.

Весной 1917 г. УЦР стала едва ли не единственным на территории бывшей Российской империи общенародным органом, который был избран представительским всенародным национальным съездом, получив от последнего все признаки легитимности. Ведь то же общероссийское Временное правительство было самозванным. Деятельность единственного по тем временам представительского органа в России — Государственной думы — была приостановлена царским указом от 25 февраля 1917 года, после чего она уже ни разу не собиралась. Это, в частности, было отмечено на I съезде Рад. Никакой же представительский орган, который бы предоставил этим, так называемым комитету и правительству легитимный характер, так и не был созван.

Другой субъект двоевластия в России — Советы — в 1917 г. представляли только две прослойки населения — рабочих и солдат, а не весь народ. Образовывались они преимущественно в больших городах. В июне 1917 г. Советы провели свой съезд и избрали Всероссийский Центральный исполнительный комитет, но опять-таки — только Совет рабочих и солдатских депутатов. Даже преобладающее большинство трудящегося населения — крестьянство — к ним отношения тогда не имело.

В составе УЦР уже при основании были представлены две национальные политические партии (ОУП и УСДРП), другие ее основатели — Украинское научное, агротехническое общество, студенческие, кооперативные организации. После завершения формирования летом 1917 года основного состава УЦР 212 мандатов принадлежали представителям наиболее превалирующей прослойки населения, то есть селянам, что в значительной степени определяло и украинский национальный характер государства, хотя много средин них было и военных депутатов. В общем Всеукраинские советы военных, крестьянских и рабочих депутатов обладали 471 местом в УЦР из общего количества 798. Демократический характер УЦР отображался и в ее национальном составе, где было обеспечено достойное представительство украинцев и существующих тогда национальных меньшинств. 75% мест в ней занимали украинцы, россияне — более 14%, евреи — около 6%, поляки — 2,5%, что соответствовало национальному составу тогдашнего населения Украины. В августе 1917 года в составе УЦР было 140 представителей национальных меньшинств. На Национальном конгрессе 62 места были предоставлены представителям территорий.

Преобразование УЦР из совещательного консультативного, координационного органа в легитимный, представляющий весь народ, зафиксировано в I Универсале: «...Выборные люди от сел, от фабрик, от солдатских казарм, от всех общин и обществ украинских выбрали нас, Украинскую Центральную Раду, и приказали нам стоять и бороться за те права и вольности». И далее неуклонно продолжался процесс создания власти — ее законодательной (Общая сессия УЦР и ее Малая Рада) и исполнительной ветвей (Генеральный Секретариат). Характерно, что уже с 13 марта 1917 года над домом, где работала УЦР, было вывешено, как и над многими другими учреждениями Киева, национальное знамя. 320 желто-синих, более десяти красных рабочих знамен с надписями на украинском языке развевались над многотысячной манифестацией в Киеве 19 марта 1917 года.

Под украинским национальным знаменем в УЦР в различные периоды работали 19 украинских, русских, еврейских, польских политических партий. Формально у них было небольшое количество мандатов. Так, на время проведения VI общего собрания от политических партий мандатная комиссия насчитала 119 делегатов из 798. Но значительное количество своих представителей политические партии провели в УЦР через различные общественные объединения, крестьянский, военный, рабочий съезды, от территорий. Причем именно партии, в первую очередь украинские, определяли направления деятельности УЦР. По партийному принципу образовывались и фракции.

Конечно, в условиях политического плюрализма каждая партия пыталась использовать свое представительство в УЦР для реализации своих намерений. Большевики, например, позже заявляли, что они вступили в УЦР с целью ее разрушения изнутри. Однако их выступления и действия вплоть до конца октября 1917 г. никак этого не подтверждали. Скорее, речь шла о сотрудничестве. Влияние и авторитет УЦР весной, летом и осенью 1917 г. были настолько весомыми, что никакая другая политическая сила не могла ей противостоять и не делала этого. Значительная часть большевиков не разделяла позиций тех членов своей партии из Киева (Г. Пятаков, Е. Бош, И. Крейсберг), которые не понимали стремления украинцев к самоопределению. В статьях «Не демократично, гражданин Керенский!» «Украина», «Украина и поражение правящих партий России», написанных летом 1917 года, В.И. Ленин, поддерживая положение I Универсала УЦР, писал: «Ни один демократ, не говоря уже о социалисте, не отважится отрицать полной законности украинских требований. Ни один демократ не может отрицать права Украины на свободное отделение от России...» В другом месте он называет требование УЦР об автономии Украины самым скромным и самым законным и призывает: «Уступите украинцам — ...потому что иначе будет хуже, силой украинцев не удержишь, а только озлобишь». Характерно, что орган УСДРП «Рабочая газета» 20 июня 1917 г. перепечатала статью Ленина «Украина» на украинском языке, подчеркнув «действительное желание [автора] говорить как равный с равным, свободный со свободным».

После октябрьского восстания в Петрограде киевские большевики (Г. Пятаков, В. Затонский) вошли в Краевой Комитет охраны революции, основанный УЦР 25 октября 1917 г. При их участии было принято постановление о предотвращении беспорядков, натравливании одной части населения на другую. Запрещались собрания, митинги, уличные выступления. 27 октября Малая Рада приняла резолюцию о том, что «Центральная Рада выступает против поддержки этого восстания в Украине».

После этого большевистская фракция заявила, что она «выходит из состава Малой Рады, оставляя за собой право прогрессирования». И тут же добавила, что в борьбе с империалистами их партия «все-таки придет вам (то есть УЦР. — Авт. ) на помощь». После издания III Универсала их примеру последовали и представители кадетов, также вышедшие из состава УЦР. Через несколько дней большевики и УЦР, преданные им военные части сообща с оружием в руках боролись против контрреволюционных войск Киевского военного округа.

Совместные действия прекратились и начала нарастать вражда после известных ультимативных требований Совнаркома РСФСР. Хотя и после получения ультиматума 4 декабря 1917 г. УЦР участвовала в работе первого Всеукраинского съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и сумела оказать решающее влияние во время него. Даже после объявления РСФСР войны Украине как УЦР, так и ряд местных большевиков не считали возможным прибегать к оружию для «выяснения» отношений между собой. Харьковский большевистский комитет тесно сотрудничал с местными радовцами. Руководитель первого, Артем, призывал командование красногвардейского отряда Сиверса, прибывшего из центральных районов России, отказаться от любых вражеских действий в отношении сторонников УЦР. К сожалению, эти обращения не имели должного воздействия. Дальнейшие события, вооруженное наступление российских войск развеяли иллюзии и намерения УЦР «организованно и мирным способом утвердить и укрепить власть демократии на Украине» переросли в кровавый военный конфликт.

УЦР добивалась украинизации всех институций в Украине с целью: 1) обеспечения достойного места в мире и свободного развития украинского народа; 2) обеспечения соборности украинских земель, возобновления и развития национальной государственности; 3) решения острых социальных проблем. Уже 8 марта 1917 г. Рада ОУП обратилась с призывом украинизировать систему образования. 9 марта УЦР в своем первом воззвании провозгласила: «Народ украинский... Настало время и твоей свободы и пробуждения к новой, свободной, творческой жизни после более чем двухсотлетнего сна. Впервые, украинский... народ, у тебя будет возможность самостоятельно заявить о себе, кто ты и как хочешь жить как отдельная нация. С этого времени в дружной семье свободных народов могучей рукой начнешь сам себе ковать лучшую судьбу». Призывали возродить и повсеместно насаждать родной язык — в образовании, в государственных и негосударственных учреждениях, в церкви, в быту. 15 июля 1917 г. УЦР постановила, что все законы ее временного правительства, как и все акты УЦР, с 16 июля вступают в силу после публикации на украинском языке. Одновременно они обнародуются также на русском, еврейском и польском языках. Повсеместно в школах, вузах вводятся украиноведческие науки: история Украины, ее право, украинский язык, литература, география, этнография, архитектура, музыка, театр, занятие живописью и тому подобное. Широко развернулась национально-просветительская деятельность, школьные науки, высшая школа, наука, театр, музейное дело, пресса, книгопечатание.

После провозглашения III Универсала этим вопросам посвящались 15 специальных законов, принятых УЦР. Их целью было обеспечить соответствующие права и развитие как украинства, так и граждан УНР других национальностей. В «Законе о школьном управлении» (5 декабря 1917г.), например, предусматривалось, что «всеукраинские школы переходят в подчинение Секретариата национальных дел под общим контролем Школьного совета, в состав которого входят как украинцы, так и живущие в Украине неукраинцы».

Принимая во внимание волю народа, УЦР сразу же взяла курс на решение одного из главных вопросов программы украинизации — развитие национальной государственности, соборности украинских земель, опираясь при этом на значительные наработки украинских политических сил. Неправдоподобным является, на наш взгляд, утверждение о двух направлениях в украинской науке и политике — народническом и государственническом. В документах всех национальных политических партий, действовавших с конца ХIХ ст., обоснование необходимости восстановление государственности является одной из ведущих тенденций. В частности, глава УЦР М. Грушевский и в науке, и в политике не отделял народ от его государственности и наоборот. В программе Украинской национально-демократической партии, одним из руководителей которой он являлся, еще в 1899 г. была четко определена ее главная цель: объединение и политическая, то есть государственная самостоятельность украинского народа. Уже 9 марта 1917 г. УЦР заявила: «Призываем спокойно, но решительно добиваться... всех прав, которые тебе естественным образом принадлежат и которые у тебя должны быть, великий народ, сам хозяин на украинской земле». Среди всех прав каждого народа одним из первых является право на собственную государственность, потому что только тогда он будет «хозяином на своей земле». «Весной народов» назвали современники события 1917 г.

Характерной была и эволюция названий и содержания документов УЦР. Если сначала они призывали и рекомендовали — то есть это были «воззвания», «постановления», «резолюции», то после предоставления УЦР легитимности Национальным Конгрессом она принимает уже как сугубо украинские правовые акты «приказы», «решения» с обязательными предписаниями. А с июня 1917 г., по опыту еще Б. Хмельницкого и других гетманов, начинает выдавать «универсалы», которые выполняли функции актов конституционного характера. В I Универсале прямо говорилось: «Пусть за порядок в Украине отвечает избранные всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием Всенародные Украинские собрания (Сеймы). Все законы, которые должны навести порядок здесь у нас, в Украине, имеют право издавать только наши Украинские собрания». В этом документе впервые употребляется термин «законы» относительно актов украинской институции, речь идет о высшем законодательном органе — «Всеукраинском собрании», о распределении ветвей законодательной и исполнительной власти. Тогда же была избрана комиссия по подготовке Устава, то есть Конституции Украины. 16 июля 1917 г. УЦР утверждает Устав Генерального секретариата, «который является высшим органом управления на Украине». Что касается конкретных правовых актов, название «закон» стало широко использоваться с ноября 1917 г. после III Универсала. Всего после образования УНР приняла около 90 законов и законодательных актов, включая Конституцию.

Не имея возможности по понятным причинам немедленно провозгласить Украинское государство, чтобы не подвергнуть его опасности, УЦР осторожно, но настойчиво шла к этой цели. Уже в I ее Универсале провозглашалась воля освобожденных украинцев-рабов: «Пусть народ украинский на своей земле будет в праве сам управлять своей жизнью».

Видение статуса возрожденного Украинского государства издавна отличалось у различных политических сил. В свое время члены Кирилло-Мефодиевского братства видели Украину «независимой Речью Посполитой в союзе славянском», то есть ни о какой федерации братчики даже и не упоминали. Речь шла о союзе «независимых славянских народов». Из 21 украинской политической партии, действовавшей с 1885 г. до конца 1917-го, 8 выступали за немедленное провозглашение независимого государства, 13 видели его автономным. Одна из наиболее влиятельных в УЦР Украинская партия эсеров выступала за независимость, социал-демократы допускали автономию. Но позиция последних ощутимо эволюционировала, о чем позже говорил их лидер В. Винниченко: «С начала революции мы наивно полагали, что автономия обеспечит наше национальное развитие, но увидели впоследствии, что автономия — особенно та, что из Петербурга — ничего нам не даст. Тогда мы перешли на позиции федерации. Но чем больше находила поддержку среди нас идея федерации, тем сильнее становилась к нам вражда неукраинцев. Поэтому мы вынуждены были реализовать те возможности, которые давали нам обстоятельства момента, и взять себе то, что есть у всех европейских народов, — собственное государство».

Далеко не все удалось осуществить Центральной Раде. Слишком сложными были объективные и субъективные условия, не во всем и не всем удалось вынести огромный, иногда непосильный груз создания нового государства. Были и ошибки, и просчеты. Уязвимым местом была реализация правовых актов. Решающую негативную роль сыграло вмешательство других государств.

Но именно УЦР принадлежит честь впервые в ХХ ст. положить начало процессу украинизации всех сторон общественной и духовной жизни, обоснованию и введению в обращение этого термина. Она объединяла разных, иногда романтически настроенных, но ревностных в достижении поставленной цели людей. Теоретические наработки и опыт УЦР в деле украинизации всей жизни в Украине уже не смогли игнорировать и следующие формы государственности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать