Лучший славянский экономист
Михаил Туган-Барановський: коллизии мысли и судьбы
Национальная гордость украинцев, а не унизительное, постыдное, тупое «малороссийство» в мыслях и делах — вот единственно правильный путь в будущее. Хочется надеяться, что эта мысль, казалось бы, такая очевидная и неоспоримая, наконец, будет поддержана подавляющим большинством украинцев. Однако очень важно при этом осознать, что национальная гордость это — не комплекс болезненных мифологизированных представлений, который, по существу, является причудливой, «гремучей» смесью отвратительной напыщенности хамства и убогого чувства второсортности; отнюдь: это — прежде всего чувство ответственности («Від сорому, який нащадків пізніх Палитиме, заснути я не можу» — так гениально написал Франко), осознание солидарной причастности к духовной истории родной земли, к неуничтожимому «золотому звену» поколений, на этих землях искони сущих. И, кроме того, национальная гордость является категорией весьма конкретной, так сказать, личностной: она питается памятью о выдающихся личностях, об украинцах, которые реально изменили мир или, во всяком случае, приложили все возможные и невозможные усилия, чтобы изменить его. Иное дело — наши действительные знания о них, уровень и качество этих знаний.
Убедительное подтверждение — судьба Михаила Ивановича Тугана-Барановского (1865—1919), ученого-обществоведа (в первую очередь экономиста) мирового уровня, сына украинской земли, выдающегося мыслителя и Гражданина. Спросим себя: много ли простой, «рядовой» украинец, не специалист, знает об этом человеке, которого знаменитый немецкий ученый, общественный деятель и влиятельный публицист и политик Йозеф Шумпетер считал лучшим экономистом всего славянского мира, одним из наиболее профессиональных экономистов Европы вообще. Разговор о жизни и идейном наследии Тугана-Барановского — это разговор о путях развития украинского общества конца ХІХ — начала ХХ веков, но не только; анализ его научного творчества позволяет нам четче понять настоящую природу многих и многих проблем современности, и совсем не только экономических. Прибавим, что основные труды крупного ученого («Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», «Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историко-экономическое исследование», «Основная ошибка абстрактной теории капитализма Маркса», «Основы политической экономии», «Социальная теория распределения» и другие) еще при его жизни были переведены на немецкий, английский, французский и другие основные европейские языки и даже на японский(!). Предметом же нашей законной гордости должен быть тот факт, что Туган-Барановский не только родился в Украине, но и провел на нашей земле значительную часть жизни, а последние свои годы (1918—1919) посвятил исключительно делу национально-культурного, политического и духовного возрождения Украины, о чем речь пойдет далее.
Михаил Иванович Туган-Барановский родился на Харьковщине, в селе Соляниковцы Купянского уезда, в дворянской семье. Отец будущего ученого, Иван Яковлевич Туган-Барановский, был военным, мать — Анна Станиславовна Шабельская — была потомком старинного княжеского рода Мовиле-Монтвид. Среднее образование Михаил получил во Второй московской гимназии, продолжил в Первой киевской и завершил ее во Второй харьковской гимназии. В 1889 году талантливый юноша закончил одновременно два факультета (!) Харьковского университета: юридический и физико-математический. Однако с годами интерес (который превратился в постоянную тягу) к социально-экономическим проблемам, к вопросам истории развития хозяйственных отношений в России, Украине и государствах Европы взял верх. С 1895 года Туган-Барановский, молодой, но уже тогда признанный ученый — приват-доцент Петербургского университета, в 1898 году успешно защитил в Московском университете докторскую диссертацию.
В то время в официальных кругах Туган-Барановский уже стал известен как «опасный марксист», «политически неблагонадежный» распространитель социалистических идей (как мы увидим, настоящее отношение ученого к идеям Маркса было очень сложным и неоднозначным). Это обстоятельство (а также участие в студенческой демонстрации) послужило основанием для ареста Михаила Ивановича — это было в 1901 году — с последующей его высылкой из Санкт-Петербурга в Полтавскую губернию. Несколько лет (1901—1905) Туган-Барановский живет у своих друзей в селе Пизныки Лохвицкого уезда Полтавской губернии, принимает самое активное участие в просветительно-культурнической деятельности передовой украинской интеллигенции, публично поддерживает движение за национальное возрождение украинского народа, сохранение и развитие украинского языка и образования, в то же время ведет насыщенную научную деятельность, исследует состояние и потребности сельского хозяйства Украины, ее социально-экономические и культурные проблемы. Есть свидетельства, что именно Туган-Барановскому принадлежала идея установления первого в Украине памятника Тарасу Шевченко (в 1905 году с этим предложением выдающийся ученый обратился в Полтавское губернское земское собрание и инициировал сбор средств для этой цели, что и было реализовано). Во всяком случае, так утверждается в давнем, не очень известном сейчас в Украине труде «Наукова діяльність політико-економіста М. І. Тугана-Барановського» (Львов, 1931 г.).
И позднее, вернувшись к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском университете (с 1913 года — профессор этого знаменитого учебного заведения), Туган-Барановский также поддерживал самую тесную связь с Украиной. В 1910 году он купил в селе Пизныки на Полтавщине усадьбу Криница. Михаил Иванович был одним из ведущих научных редакторов первой украинской энциклопедии «Украинский народ в его прошлом и настоящем» (в 2-х томах, Санкт-Петербург, 1914—1916 гг.) вместе с Михаилом Грушевским, Максимом Ковалевским и Федором Коршем. Однако наиболее знаменательным, «украиноцентричным» периодом в жизни мыслителя стали годы 1917, 1918 и 1919, когда он, увлеченный идеей национально-государственного возрождения Отчизны и практической работой, которую начала Центральная Рада для реализации этой цели, переехал в Украину и активно включился в бурные политические события. Коротко перечислим (потому что вообще это — тема для отдельной статьи) наиболее важные дела, за решение которых взялся Туган-Барановский в эти последние месяцы своей жизни. С лета 1917 до начала 1918 года он — генеральный секретарь (министр) финансов в составе Центральной Рады; осенью 1918 года Михаил Иванович — один из основателей Всеукраинской Академии, учредитель и руководитель ее социально-экономического отдела. «Украинская академия наук, — подчеркивал Туган-Барановский в «Записке об отделе социальных наук» (1918 год), — это национальное учреждение, которое ставит своей целью всестороннее развитие самостоятельной украинской культуры. Поэтому изучение самой Украины должно привлекать специальное внимание Академии». Следует добавить, что великий экономист настойчиво отстаивал необходимость введения собственной украинской валюты, разрыва между «карбованцем и российским рублем», чтобы спастись от той «финансовой пропасти», в которую летит советская Россия. Как одну из главных основ сохранения «молодых ростков украинской свободы», укрепления национальной государственности Михаил Иванович рассматривал развитие украинского кооперативного движения как надежный залог становления истинно свободной экономики.
В 1919 году Туган-Барановский был включен в состав дипломатической делегации Украины, которая должна была проводить переговоры в Париже относительно послевоенного политического и экономического реформирования государств Восточной Европы, но по дороге во Францию внезапно умер в Одессе от сердечного приступа. Это стало непоправимой утратой для украинской науки, общественной жизни вообще — ведь недоставало человека, который мог еще столько сделать; Михаилу Ивановичу было только 54 года...
Конечно же, чтобы в полной мере оценить место М. И. Туган-Барановского в нашей истории, нужно хотя бы частично войти в круг его идей. Сам исследователь смолоду не избежал ощутимого влияния марксистских идей (значительно лучше было бы сказать: социалистических, потому что Туган-Барановский очень четко различал эти два понятия, которые и сейчас нередко путают — второе, по его мнению, является несравненно более широким, потому что это — не только Маркс, но и Фурье, Оуэн, Прудон, Лассаль...). Однако с течением лет, относясь в концепции Маркса все более критично из-за того, в частности, что автор «Капитала» недооценивал определяющую роль экономической свободы для развития общества, Туган-Барановский, тем не менее, не отбрасывал методологии Маркса как таковой, подчеркивая свое уважение к знаменитому немецкому ученому.
Сравним две мысли Туган-Барановского (они отнюдь не противоречат друг другу, как это может показаться на первый взгляд). С одной стороны, «изучение законов свободной игры экономических сил, в чем состоит важнейшее содержание политической экономии, привело к признанию планомерного регулирования этой игры общественной властью» (недаром к идеям Туган-Барановского с таким вниманием относились такие выдающиеся ученые, как «спаситель капитализма» времен Рузвельта Джеймс Мейнард Кейнс, Вернер Зомбарт и другие). С другой стороны, Туган-Барановский вовсе не отрицал исключительную роль частной инициативы, частного предпринимательства, без которых, по мнению ученого, «современное человечество просто не может обойтись».
Взгляды ортодоксально-сектантской, большевистской ветви марксизма для Туган-Барановского были неприемлемы. Так (это только один из многих примеров) он решительно выступил против сверхпопулярного в 1917 году лозунга национализации земли, указывая на то, что такая политика «неминуемо привела бы на практике к обострению классовой борьбы благодаря укреплению позиции одной борющейся стороны — пролетариата. Уход с исторической арены класса землевладельцев стал бы грозным предвестником последующей гибели и других имущих классов современного общества» (пророческие слова!). А вот еще пример пророчества Михаила Ивановича: «Государственный социализм, нужно признать, вовсе не осуществляет идеала свободы. Какой же будет судьба человечества, если люди, которые стоят выше среднего уровня, будут под властью людей обыкновенных? И не угаснет ли творческая душа людей, если толпа будет руководить трудом гения, если творческая инициатива отдельного человека замрет из-за невозможности своего проявления?» (написано как раз в 1917 году...)
Каков же был положительный идеал великого украинца? Это — перестройка экономики на этических основах (вовсе не непрактично, отнюдь не наивно, а, возможно, лучший выход из сегодняшнего кризиса; между прочим, Туган-Барановский очень хорошо знал Канта!). Вчитаемся в его слова: «Центральной идеей современного этического сознания является сформулированная Кантом идея верховной ценности, и, как вывод отсюда, равноценности человеческой личности. Всякая личность является верховной целью в себе, из-за чего все люди равны, как носители святыни человеческой личности. Это и определяет верховный практический интерес, с точки зрения которого может быть построена единая политическая экономия: интерес не рабочего, капиталиста или землевладельца, а человека вообще, независимо от принадлежности его к тому или иному классу».
Трагедия Украины в том, что нынешняя власть хищных «временщиков» проводит политику диаметрально противоположную...
Выпуск газеты №:
№15, (2009)Section
История и Я