Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Миф и реальность плана ГОЭЛРО

Он заложил основу монополизации промышленности и командно-административной системы
27 октября, 20:03

Наряду с диаграммами роста промышленного производства, в первую очередь чугуна и стали, по сравнению с 1913 годом, партийные пропагандисты многократно вспоминали ленинский план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). Тут же приводилась крылатая, как им казалось, фраза, сказанная Владимиром Лениным на VIII Всероссийском съезде Советов, который проходил с 22 по 29 декабря 1920 г. в Москве: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». О гениальном предвидении вождя мирового пролетариата говорилось так много, что реальность уходила в сторону. Люди, которые имели непосредственное отношения к составлению плана, либо были расстреляны, либо предпочитали хранить молчание ради спасения собственной жизни. Интересно, что цифры перевыполнения плана по производству электроэнергии прикрывали тот простой факт, что план в полном объеме фактически выполнен никогда не был. Более того, в значительной степени развитие страны пошло совсем не по предлагаемому пути. И, наконец, Ленин просто заимствовал фразу об электрификации страны из устава «Общества электрического освещения 1886 г». Легенда о ГОЭЛРО оказалась весьма живучей, и даже теперь о ней вспоминают коммунистические пропагандисты, бичуя язвы капитализма.

ВЕК ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Царская Россия вступила в промышленную эпоху гораздо позже западноевропейских стран. Также позже она вступила в век электричества. Дешевизна рабочей силы делала невыгодным вложение средств в переход от паровых двигателей к электрическим. Тем более что бурно развивающаяся электротехника только в самом конце XIX — начале XX вв. предоставила техническую возможность производить достаточное количество электроэнергии и, самое главное, передавать ее на большие расстояния. Этот революционный прорыв связан с именами выдающегося физика Николы Тесла и русского электротехника, практически всю жизнь проработавшего в Германии, Доливо-Добровольского. Кстати, в 1872—1880 гг. он жил и учился в Одессе. Ими были разработаны и практически внедрены многофазные системы генерирования и передачи электроэнергии. Трехфазная система Доливо-Добровольского стала основной в электроэнергетике. Им же был изобретен асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором и значительно усовершенствован синхронный генератор. После этого преимущества электропривода стали настолько очевидными, что началось массовое внедрение его в промышленность. Кроме того, электрическая энергия дала начало совершенно новым отраслям металлургии, в частности, производству алюминия и редкоземельных элементов, электрохимии.

С учетом российского отставания применение электричества шло по пути устройства освещения в городах, использования его в быту и развития, опять же в городах, электрического транспорта. В 1892 году в Киеве впервые в России был пущен электрический трамвай. Затем в 1897 г. — в Днепропетровске (Екатеринославе), в 1899-м — в Кременчуге, Москве, Житомире, а в Одессе и Санкт-Петербурге — в 1907 году. С учетом этих обстоятельств электростанции строились в основном для снабжения осветительных устройств и электрического транспорта. На предприятиях для собственных нужд также строились электростанции, в том числе и для продажи в города тепловую энергию в виде горячей воды. В начале ХХ в. ряд крупных кооперативов в Западной Сибири заказали себе электростанции для использования электроэнергии не только в быту, но и для производственных нужд сельскохозяйственного производства.

Нужно отметить, что электроэнергия потребовалась и для бурно развивающихся средств связи, в первую очередь телеграфа и радио, а также для зарождающегося кинематографа. Все это вызывало необходимость создания электротехнической промышленности: электромашиностроения, производства кабелей и проводов, электрической осветительной арматуры, защитной аппаратуры, приборостроения. Дело было прибыльным, и в новые отрасли устремился иностранный и отечественный капитал.

За 10 лет начала XX века иностранные капиталовложения в дочерние предприятия электротехнической промышленности России выросли на 65%, а в электроосветительную сферу и городские трамваи — на 205% и 580% (!) соответственно.

В 1912 г. было образовано Петербургское общество электропередач силы водопадов. При участии банков были созданы финансовые группы для строительства ГЭС в районе, примыкавшем к Санкт-Петербургу, и в Карелии, а затем для этой цели образовано общество «Иматра». В 1913-м и 1914 гг. Петербургское общество электропередач силы водопадов представило проекты строительства нескольких электрических станций, в том числе одной мощностью 250 тыс. кВт в Финляндии, которая тогда входила в состав Российской империи. Кстати, эти проекты были реализованы уже в независимой Финляндии и в них участвовали эмигрировавшие российские инженеры.

Привлекали внимание и Днепровские пороги. В 1912 г. образовался консорциум обществ и банков по изучению сооружения канала Волга — Дон и реки Днепр для составления проекта водного пути в его порожестой части и использования силы падения воды для сооружения гидростанции. Для строительства этого комплекса были привлечены немецкие концерны АЭГ, «Сименс-Гальске», французское общество «Батиньоль», швейцарская компания, ряд русских банков. Экспертизу проекта мощной ГЭС ниже днепровских порогов и судоходного канала в обход них провели немецкие эксперты. Отечественный капитал был представлен в большинстве Обществом электрической силы водопадов с хорошей перспективой увеличения их доли в реализации этого крупнейшего по тем временам проекта. Начало строительства будущего Днепрогэса предполагалось в 1915 году, окончание — в 1920-м. Без социалистического соревнования и руководящей роли партии. Примерно столько же времени, с 1927—1932 гг., он и строился, но уже с этими атрибутами советской власти. Как видим, они мало в чем помогли.

В 1913 году мощность всех электростанций России достигла 1,1 млн. кВт, а выработка электроэнергии — 2 млрд. кВтч. По этому показателю Россия занимала восьмое место в мире, отставая не только от США (там было уже 60 млрд.), но и от небольшой Бельгии. Интересно, что даже при таких показателях электрификация одноэтажной Америки произошла только в период президентства Рузвельта в середине 1930-х гг. Однако производство электроэнергии в России росло быстрее, чем во всех других странах, кроме США, — на 20—25% в год. При таких темпах к 1925 году страна вышла бы по производству электроэнергии на первое место в мире. СССР, несмотря на все усилия, это так и не удалось.

Несмотря на отставание, электротехника и электрификация были вполне обеспечены инженерно-техническими кадрами. Наиболее видные инженеры и ученые понимали необходимость разработки комплексной программы электрификации, чтобы покончить со все возрастающим хаосом и неэффективным использованием ресурсов.

На всероссийских электротехнических съездах, с 1900 по 1913 гг. их состоялось семь, рассматривались как технические, так и стратегические проблемы. В частности, вопрос о том, где лучше строить тепловые электростанции: непосредственно в промышленных регионах — с тем, чтобы подвозить к ним топливо, или, напротив, — в месте добычи этого топлива, чтобы затем передавать электроэнергию по линиям электропередач. Большинство российских ученых и инженеров-электротехников склонялись ко второму варианту в силу географического распределения месторождений топлива и дороговизны доставки его в центр России, где в то время находилось большинство потребителей. Это сыграло с большевиками злую шутку, когда в 1918—1919 гг. Москва и Петроград оказались отрезанными от основных районов добычи топлива: Донбасса и Баку. Это остро поставило вопрос о необходимости строительства Шатурской электростанции под Москвой, работавшей на местном торфе. Эти события послужили основой кинофильма «Коммунист» с известным советским актером Евгением Урбанским в главной роли.

КОМИССИЯ И ПЛАН

Царское правительство совершенно не занималось электрификацией. Необходимость внедрения тогдашней революционной технологии его не занимало и было совершенно непонятно для косных коррумпированных чиновников. Ситуация повторилась через 70—80 лет уже в СССР. Партийные функционеры совершенно пропустили научно-техническую революцию, связанную с информационными технологиями. Нельзя сказать, что именно это привело к распаду Советского Союза, как и электротехническая революция начала ХХ века для царской России, но свою лепту в этот процесс это, судя по всему, внесло. Неслучайно среди видных большевиков было довольно много успешных инженеров-электротехников: Красин, Кржижановский, уроженец Киева Классон, Радченко, Аллилуев и др.

Теоретической основой будущего плана ГОЭЛРО послужила фундаментальная работа профессора Кленингсборга о развитии электрификации в России. Целые ее части были внесены в план, естественно, без ссылок и упоминаний автора. Да и судьба этого ученого и инженера неизвестна. Скорее всего, он сгинул в пучине гражданской войны. Кроме того, важную роль сыграла книга ректора Московского высшего технического училища Гриневецкого «Послевоенные перспективы русской промышленности». Хотя профессор категорически отвергал новую власть и презрительно отзывался о большевистских вождях, среди них, по словам Троцкого, он «сделался вроде пророка, учителя планирования». Главная идея его работы, нашедшая отражение в плане ГОЭЛРО, в том, что основным направлением энергетики ближайшего будущего станет развитие районных станций, работающих на малоценном, зато дешевом топливе. Затем наступит очередь строительства гидроэлектростанций: на реках Свирь, Мета, Волхов, на Днепровских порогах, на реках Кавказа. Гриневецкий представил расчет мощности таких станций на 6—10 лет, который совпадет с тем, что было заложено в плане ГОЭЛРО и реализовано.

Перед Октябрьским переворотом произошла концентрация в руках государства ключевых сфер народного хозяйства: железнодорожного транспорта, энергетики и электротехнической промышленности. Монополизация в них достигла крайней степени. Это, вероятно, наводило многих инженеров, экономистов и ученых, чей талант не был востребован царской властью, на размышления о преимуществах использования государственно-монополистической концентрации для разработки и осуществления централизованного плана электрификации России.

Необходимые разработки начало еще Временное правительство. Было получено согласие ряда зарубежных фирм, в частности американской Вестингауз, на продолжение и расширение работ по электрификации железнодорожного транспорта. Выполнение большинства работ предполагалось возложить на отечественную промышленность и специалистов. Фирма Вестингауз должна была поставить мощные турбины и генераторы и получать прибыль от эксплуатации соответствующих железных дорог в качестве оплаты за поставки оборудования. По понятным причинам это не осуществилось, но соответствующие разработки были использованы в разделе «Электрический транспорт» в плане ГОЭЛРО.

Хотя Кржижановский после 1906 года отошел от активной революционной деятельности, благодаря старой дружбе с Лениным ему удалось организовать встречу председателя Совнаркома в декабре 1917 года с двумя известными инженерами — Радченко и Винтером. Они хорошо представляли масштаб электрификации России и способствовали пониманию Лениным важности энергетики как базовой отрасли экономики. Это был первый толчок к разработке плана.

В мае 1918 года был образован Центральный электротехнический совет (ЦЭС), который в декабре 1918 года организовал Бюро по разработке общего плана электрификации страны, а примерно через год Кржижановский послал Ленину свою статью «Задачи электрификации промышленности», получил восторженный отклик и просьбу написать об этой проблеме популярно — с целью увлечь ею «массу рабочих и сознательных крестьян». Написанная буквально за неделю брошюра сразу была издана, а еще через пару недель Совет рабоче-крестьянской обороны утвердил, а Ленин подписал положение о Комиссии ГОЭЛРО. Именно к ней вначале относилась известная аббревиатура. На поддержку со стороны Ленина плана электрификации оказала влияние изданная в Германии в 1898 году книга Карла Баллода «Государство будущего, производство и потребление в социалистическом государстве». В ней были изложены представления о социалистическом переустройстве на основе командной системы управления. Ленину книга настолько понравилась, что в 1919 году она была срочно переведена на русский язык и издана значительным по тому времени тиражом. В ней также обращалось внимание читателя на важную роль электрификации.

Комиссию возглавил Кржижановский. К участию в ее работе были привлечены более 200 ученых и инженеров. Многие из них, мягко говоря, новую власть не любили, но шли на сотрудничество с ней по нескольким причинам. Во-первых, большевистские руководители демонстрировали политическую волю к воплощению их проектов. Инженер Графтио только при советской власти получил возможность построить ГЭС на реке Волхов, что он никак не мог реализовать при прежнем режиме. И это при том, что он был европейски известным специалистом по электрификации транспорта и строительству электростанций. Некоторые действовали из патриотических соображений, видя возможность с помощью электрификации преодолеть экономическую отсталость страны.

Во-вторых, немаловажен материальный вопрос. Члены комиссии, например, получали зарплату 1 млн. рублей в месяц, пайки высшей категории и одежду для себя и семьи, а также право бесплатного проезда в транспорте наравне с членами ВЦИК. В период разрухи, отсутствия самых необходимых продуктов, это было вопросом элементарного выживания.

В-третьих. Работа в комиссии давала определенную защиту от катка красного террора. Руководитель строительства Волховской ГЭС Графтио в марте 1921 года вместе с другими инженерами стройки был арестован Петроградской ЧК по вздорному обвинению. Малограмотные следователи ЧК, которые писать толком не умели, допрашивали известного в Европе инженера по сложнейшим техническим вопросам, в которых они ничего не понимали, и при этом огульно обвиняли его. Тем не менее следствие вполне могло закончиться в расстрельном подвале. И только личное заступничество Ленина по ходатайству Кржижановского предотвратило вполне возможный конец. Графтио был освобожден как «крупный специалист».

Практические шаги по выполнению плана ГОЭЛРО были начаты лишь в 1923—1924 гг. Так называемая программа «А», предусматривавшая восстановление разрушенного энергетического хозяйства страны, была выполнена уже в 1926 году. А к 1931 году производство электроэнергии увеличилось почти вдвое. К 1935-му план ГОЭЛРО был значительно перевыполнен по объему произведенной электроэнергии. Однако, и об этом не упоминалось, качественная сторона никогда выполнена не была, многое из предусмотренного не делалось, к некоторым разделам даже не приступали.

Реализация плана ГОЭЛРО совпала с новой экономической политикой. Не обошлось без нэпманов в электрификации всей страны. Кустарные подмосковные артели объединились в крупное товарищество «Электропроизводство», а 52 калужские артели — в товарищество «Серена». Они занимались строительством электростанций, тянули линии электропередач, электрифицировали промышленные предприятия. Советское правительство, что было редкостью, поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. И это дало ощутимые плоды: около половины генерирующих мощностей, построенных по плану ГОЭЛРО, были созданы с привлечением сил и средств нэпманов, то есть бизнеса. Об этом в советской пропаганде никогда не упоминалось. Да и сам план в эпоху первых пятилеток как-то ушел в тень. Оно и понятно. К нему не прикоснулась рука товарища Сталина.

Плана ГОЭЛРО попытались копировать в других странах. В 1923—1931 гг. появились программы электрификации США, Германии, Англии, Франции, Польши, Японии и так далее. Но они потерпели неудачу еще на стадии планирования и технико-экономических разработок. Там электрификация была осуществлена совсем другими способами.

Судьба авторов плана электрификации сложилась по-разному. Кржижановский оставался на посту председателя Госплана до ноября 1930 года. Его сменил Куйбышев, умерший в 1935 году от алкоголизма. Затем председатель комиссии ГОЭЛРО перемещается на менее ответственную должность председателя Главэнерго Наркомтяжпрома, а затем — в науку, оставаясь членом ЦК до 1939 года. Автора перевода революционной песни «Варшавянка» Сталин не тронул. Но и о его участии в разработке ГОЭЛРО практически не упоминалось. Александров — главный инженер Днепростроя, а затем член президиума Госплана, Винтер — директор Днепростроя, а затем — управляющий Главэнерго. Постепенно многие творцы плана ГОЭЛРО перемещаются в систему Академии наук. Минуя все промежуточные ступени, академиками становятся Александров, Ведереев, Винтер, Графтио, Кржижановский. Не у всех, однако, судьба сложилась столь благополучно. Из руководящего ядра комиссии ГОЭЛРО были репрессированы: Вашков, Дубеллир, Ризенкамф, Стюнкель, Угримов.

Успех комиссии по плану электрификации привел к внутренней борьбе в большевистском руководстве. Троцкому удалось протолкнуть, несмотря на возражения Ленина, идею Госплана как руководящего органа планирования народного хозяйства. Именно тогда возникла подхваченная Сталиным идея планировать все, «вплоть до последнего гвоздя». Понимания абсурдности даже самой постановки такой цели у лидеров большевиков не возникало. Так из весьма перспективной идеи родился монстр, который потом был назван командно-административной системой. Если бы об этом знали энтузиасты электрификации стран ы, творцы ГОЭЛРО...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать