Перейти к основному содержанию

Миф Юрия Андропова (к 100-летию со дня рождения)

Кем он был? Реформатором или консерватором? Ответ ищут до сих пор
12 июня, 17:34
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ Ю. В. АНДРОПОВА. «ЗАКРЫТЫЙ», ХОЛОДНЫЙ ВЗГЛЯД БЕЗ МАЛЕЙШЕЙ УЛЫБКИ. ИМЕННО ТАКИМ УВИДЕЛИ ЕГО СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ В МОМЕНТ, КОГДА ОН СТАЛ ГЕНСЕКОМ ЦК КПСС

Об Андропове в нынешней России вспоминают с известным пиететом. Его считает своим учителем президент Владимир Путин, что неудивительно, так как бывших чекистов не бывает. По распоряжению российского президента в конце 1990-х гг. на здании ФСБ на Лубянской площади была восстановлена мемориальная доска Юрия Андропова, демонтированная в 1991 году. Его именем назван проспект в Москве. Такого не удостаивался ни один советский вождь за исключением Ленина.

ТАЙНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Каноническая биография Андропова утверждает, что он родился 2 (15) июня 1914 года на станции Нагутская Ставропольской губернии (ныне — село Солуно-Дмитриевское Андроповского (бывшего Курсавского) района Ставропольского края). На вокзале стоит бюст Юрия Владимировича.

Отца он не помнил. Тот умер от сыпного тифа, когда мальчику и года не исполнилось.

Мать, овдовев, второй раз вышла замуж за помощника машиниста Виктора Александровича Федорова. Они перебрались на станцию Моздок. Когда Юрию Андропову было четырнадцать лет, умерла и мать. С тех пор в анкетах он писал «сирота».

Уже с назначением его председателем КГБ в 1967 году по чиновной Москве ходили слухи, что это не совсем соответствует действительности, и глава могущественной спецслужбы скрывает некоторые факты своего происхождения.

Согласно заявлению 18-летнего Юрия Андропова с просьбой принять его в Рыбинский речной техникум от 22 марта 1932 года, отца он лишился в двухлетнем возрасте, то есть в 1916 году. В автобиографии, написанной в августе 1937 года, 23-летний Андропов уже сообщает, что его отец умер в 1919 году. В автобиографии 1937 года  появляется информация о социальном происхождении матери, что было обязательным в то время. «Мать родилась в семье прачки (или горничной)... Она была взята на воспитание в семью Флекенштейн. Сам Флекенштейн был часовых дел мастер. По документам числится как купец. Умер он в 1915 году. Жена его сейчас живет в Москве. Пенсионерка».

Бдительные партийцы информацией о купце очень заинтересовались в суровом 1937-м. Тогда секретарь Ярославского обкома ВЛКСМ Андропов вступал в партию. В том же году в местной партячейке прошел слух, что и отец Юры — классовый враг — офицер царской армии.

Возможно, в удачном исходе дела сыграли роль несколько обстоятельств. Во-первых, твердая позиция самого Андропова и неспособность партследователей довести до конца кадровое дело. Во-вторых, в конце 1930-х гг., когда номенклатурные вакансии попросту некем было заполнять, в ВКП(б) стали менее разборчивыми. Русские шовинисты заподозрили его в не совсем чистом, с их точки зрения, происхождении.

Бывший помощник Горбачева, Валерий Болдин, пишет, что Михаила Сергеевича раздражала популярность Андронова. Однажды он в сердцах сказал Болдину:

— Да что Андропов особенного сделал для страны? Думаешь, почему бывшего председателя КГБ, пересажавшего в тюрьмы и психушки диссидентов, изгнавшего многих из страны, средства массовой информации у нас и за рубежом не сожрали с потрохами? Да он полукровка, а они своих в обиду не дают.

Мягко говоря, своеобразные представления Горбачева о всемирной еврейской солидарности сходны с подозрениями русских националистов.

Первое и довольно серьезное испытание бюрократической системой Андропов прошел успешно, но выводы сделал.

В результате устранения старых кадров молодые функционеры успешно повышались по служебной лестнице. Начиная с 1938 года, Андропов последовательно продвигается в аппарате ЦК комсомола Карело-Финской ССР и к концу 1940-х гг. переходит на работу в ЦК партии.

На старте московского периода партийной карьеры Юрия Владимировича произошло ее торможение. Андропова из здания ЦК на Старой площади переводят на Смоленскую — в Министерство иностранных дел. За исключением небольшой группы профессиональных дипломатов, оно было местом ссылки опальных функционеров. Обратный ход был практически исключен. Маневр перехода на встречную полосу предстояло осуществить именно Андропову. Но когда поезд вез новоиспеченного советника советского посольства в Будапешт, будущий взлет еще таился в тумане.

О венгерском восстании и роли Андропова в его подавлении написано достаточно много. Главный урок, усвоенный им в Венгрии, был прост. Он увидел, с какой легкостью Коммунистическая партия может потерять власть над страной, если только позволит ослабить идеологический контроль, цензуру, если исчезнет страх. Главное — не давать свободы.

 ВОЗВРАЩЕНИЕ В ХРАМ

В Москве по достоинству оценили деятельность Андропова. Решено было создать отдел ЦК по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран. Во главе его был поставлен Андропов.

На этот период пришлось ухудшение, и затем открытая вражда с Китаем и Албанией, строительство Берлинской стены, польские волнения 1968 и 1970 гг. и, наконец, Пражская весна, подавленная советскими танками.

После избрания Брежнева на должность Генерального секретаря ЦК роль второго секретаря оспаривали Михаил Суслов и Андрей Кириленко. Они не ладили между собой и не очень любили Андропова. У главы правительства Алексея Косыгина и Андропова отношения складывались крайне сложно. У них была какая-то личная несовместимость. К тому же Андропов говорил помощникам, что предлагаемые Косыгиным реформы могут привести к опасным последствиям и к размыву советского строя.

Иначе говоря, Андропов боялся даже косыгинских реформ, более чем умеренных. Как же после этого полагать, что Андропов, став в 1982 году Генеральным секретарем, всерьез собирался реформировать СССР?

В первые годы на посту Генерального секретаря Брежневу понадобились надежные люди. Андропов вошел в их число. Именно ему Брежнев доверил ключевой пост председателя КГБ.

Поскольку Андропов не руководил крупной парторганизацией, он не имел поддержки в стране. Одиночка в партийном руководстве. Для Брежнева в 1967 году это было очевидным плюсом, ему и нужен был такой на посту председателя КГБ.

Юрий Владимирович, похоже, искренне не хотел этого назначения. В те годы перейти из секретарей ЦК в председатели КГБ считалось понижением. Андропов в тот момент и не догадывался, что эта должность со временем приведет его в кресло Генерального секретаря.

 ГЛАВНЫЙ ЧЕКИСТ

Новый председатель ввел в состав комитета ряд новых подразделений. Так, было создано новое 5-е управление для борьбы с идеологическими диверсиями. Когда Андропов разобрался в сложном хозяйстве КГБ, то из оперативно-технического управления вывел отдел, занимавшийся прослушиванием телефонов и помещений. Его преобразовали в самостоятельный 12-й отдел, который подчинили непосредственно главе КГБ.

На посту председателя КГБ Андропов показал себя крайне ортодоксальным приверженцем существующего строя. Юрий Владимирович был непреклонным борцом с так называемым украинским буржуазным национализмом. Василь Стус и Анатолий Марченко погибли в лагерях. Не меньше сил он положил на преследование генерала Петра Григоренко, лидеров крымских татар, в частности Мустафы Джемилева. По инициативе Андропова академика Сахарова отправили в ссылку в Горький (теперь — Нижний Новгород). А ведь Сахаров, один из создателей ядерного оружия, сделал для Родины много больше, чем люди, его преследовавшие.

Именно Андропов санкционировал распространение в стране черносотенных настроений, хотя не мог не понимать, что они подрывают официальную идеологию.

КГБ начал эту кампанию с помощью доктора исторических наук Николая Яковлева. В 1974 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла его книга «1 августа 1914 года». В ней февральская революция и свержение монархии изображались как заговор масонов, ненавидящих Россию и решивших погубить великую державу.

Материалы о мнимых кознях масонов, в том числе фальсифицированные чекистами протоколы допросов бывших деятелей Временного правительства, автору вручили в комитете.

Книга Николая Яковлева была сигналом к тому, что можно смело винить во всех бедах России масонов и евреев, и такая трактовка поддерживается высшим начальством.

Общество отвлеклось от обсуждения жизненно важных проблем страны, оказавшейся в бедственном положении, и занялось увлекательным делом — выяснением, кто из деятелей нашей истории был евреем и масоном.

ПОХОРОНЫ ЛЕОНИДА БРЕЖНЕВА 12 НОЯБРЯ 1982 ГОДА. ПЕРЕД ЮРИЕМ АНДРОПОВЫМ (В ЦЕНТРЕ) ОТКРЫЛСЯ, НАКОНЕЦ, ПУТЬ К ВЛАСТИ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Советский Союз разрушался отнюдь не усилиями либерально настроенных диссидентов. Многонациональное государство подрывали крайние националисты, занимавшие высокие посты в партийно-государственном аппарате вплоть до Политбюро.

При Андропове вся страна была опутана полицейским сыском. Штатных сотрудников КГБ было свыше 480 тысяч человек, сколько было внештатных информаторов — вообще неизвестно. По крайней мере, не меньше. Следует отдать должное Брежневу — он не был ни пугливым, ни излишне подозрительным. Этим он отличался от Андропова, который, увидев в Будапеште в 1956 году, как восставшие расправляются с сотрудниками госбезопасности, испугался на всю жизнь.

 ТОВАРИЩ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

После смерти Брежнева власть не перешла к Андропову автоматически, сама собой. Вот как писал об этом Валерий Болдин, помощник Михаила Горбачева, в бытность того еще секретарем ЦК. «Перед окончательным решением о преемнике произошла короткая, но яростная схватка претендентов... Готовился сговор приближенных по выдвижению на первую роль Константина Черненко. Однако против бывшего шефа КГБ Ю. В. Андропова... идти было, как полагали, трудно и небезопасно. О сговоре стало известно Андропову раньше, чем все разошлись по квартирам. Поэтому сторонники Черненко, смирившись, отступили...»

Множество проблем разом сразу обрушилось на нового генерального секретаря ЦК КПСС. Как вспоминал бывший главный редактор «Правды» Виктор Афанасьев, во время беседы с Андроповым в ноябре 1982-го «его особенно беспокоили неурядицы в экономике, упадок трудовой дисциплины, коррупция... Тревожило Андропова состояние национальных отношений...»

Первой заботой нового генерального секретаря стали кадры. Ему нужны были свои люди на ключевых постах. Заодно он мог избавиться от тех, кого терпеть не мог.

На первом же пленуме 22 ноября 1982 года, через десять дней после избрания генеральным секретарем, Андропов исполнил давнюю мечту — отправил на пенсию секретаря ЦК Андрея Кириленко: «по состоянию здоровья и по собственной просьбе».

Андропов вытащил Николая Рыжкова, будущего председателя правительства СССР, из Госплана и, минуя промежуточные ступени партийной лестницы, назначил сразу отраслевым секретарем ЦК КПСС по экономике. Уважение к Андропову Рыжков сохранил навсегда. Среди политического истеблишмента он один воспринял смерть Юрия Владимировича как личное горе.

Андропов создал тандем Рыжков — Горбачев. Последний после пленума, избравшего Андропова генсеком, ходил веселый и торжественный.

Первого секретаря ленинградского обкома Григория Романова Андропов сделал секретарем ЦК по военно-промышленному комплексу. Либеральная ленинградская интеллигенция Романова презирала. Невысокого роста, очень высокомерный, он установил над городом жесткий идеологический контроль.

ВЛАДИМИР ПУТИН (НА ФОТО — С СЕРГЕЕМ ЛАВРОВЫМ) НЕ РАЗ НАЗЫВАЛ ЮРИЯ АНДРОПОВА СВОИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ УЧИТЕЛЕМ / ФОТО РЕЙТЕР

Замечательный артист Аркадий Райкин не выдержал постоянного давления ленинградского начальства и вместе со своим театром вынужден был перебраться в Москву.

Как писали советологи Соловьев и Клепикова, «остается только гадать, как сложилась бы судьба России и мира, если бы Андропову было отпущено не 15 месяцев, а в два-три раза больше  — по крайней мере, несколько лет — на посту официального руководителя империи».

И по сей день не прекращаются споры о том, что намеревался совершить Андропов, если бы прожил подольше, и в каком направлении он бы повел страну.

Многие поклонники Андропова уверены, что он провел бы все необходимые экономические реформы, не разрушив государства. Юрий Владимирович был и остается столь популярным, возможно, именно потому, что о нем так мало знают.

По мнению академика Александра Яковлева, Андропов представлял себе реформы в виде санитарной чистки останавливающегося, задыхающегося паровоза, укрепления дисциплины вплоть до карательных мер.

Опубликованная от его имени в журнале «Коммунист» статья «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства» была воспринята многими партийными работниками как «струя свежего воздуха, хлынувшего в застоявшиеся помещения», казалась откровением, свидетельством особой прогрессивности Андропова. После этого ничего особенного не последовало, кроме бутафорного укрепления дисциплины и облав в городах в рабочее время. Но миф о реформаторе Андропове родился и продолжает жить.

Не очень ясно, почему многие люди возлагали столь большие надежды на Андропова. Поздней осенью 1982-го страну возглавил человек, которого, не будь он членом Политбюро, давно бы перевели на инвалидность.

Как говорила Раиса Максимовна Горбачева, страшно вспоминать, но на похоронах Андропова я видела и откровенно счастливые лица.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать