Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Молдавское государство – один из потомков Русcкого королевства?

23 июня, 10:49

Находясь в Кишиневе, я не мог не посетить музей истории Молдовы. Разумеется, интерпретация прошлого в таких заведениях — это отображение доминирующих идеологем, которые существуют в стране. В настоящий момент в Молдове одним из определяющих трендов является то, что Молдова — это румыны. Соответственно, в стране живет немало людей, желающих присоединиться к своему южному соседу. Поэтому история Молдавии интерпретируется в румынском духе. Все, что связывало Молдавией со славянским миром, в частности Украиной, сознательно или бессознательно маргинализируется. Правда, такая маргинализация встречается и в украинской литературе, в частности учебной, — в чем не раз приходилось убеждаться.

В музее есть специальный зал, где представлена прекрасная керамика Трипольской культуры. Правда, именуется она культурой Кукутень — от названия села близ Ясс, где в конце ХІХ в. нашли артефакты той археологической культуры. Дело в том, что Трипольская культура существовала не только на территориях Центральной и Правобережной Украины, но и на землях Молдавии — как северной, так и южной. Следовательно, мы и Молдова имели общее наследство.

Конечно, это наследство очень далекое. Но когда обратимся к традиционной культуре Молдовы и украинцев, увидим немало общего. В Кишиневском музее природы и этнографии представлено немало сорочек-вышиванок. Мало чем они отличаются от подольских или центральноукраинских. В кишиневских ресторанах, которые предлагают традиционные молдавские блюда, официанты часто тоже одеты в сорочки-вышиванки. На кишиневском сувенирном рынке вы найдете немало сувениров, которые практически не отличаются от «традиционной» украинской сувенирной продукции. Это и пейзажи с подсолнухами, парнями и девушками в вышитых костюмах... Даже можно найти сувенирные деревянные булавы. Мой приезд в Молдову как раз пришелся на пасхальные дни. На каждом шагу я видел пасхи, пасхальные яйца — все так, как у нас.

Но вернемся к музею истории Молдовы. Конечно, в экспозиции немало внимания уделено экспансии римлян в западное и северное Причерноморье. Ведь румыны, а также Молдова считает себя потомками римлян. Это красивый миф, который на самом деле затмевает немало непростых процессов этногенеза румын и Молдовы. Так, у входа в музей стоит статуя, которая изображает Капитолийскую (Римскую) волчицу, которая кормит Ромула и Рема. Однако уместна ли эта статуя? Некоторые молдоване, с которыми приходилось общаться, с определенным скепсисом воспринимали ее.

В экспозиции музея истории Молдовы практически выпадает период Киевской Руси и Русского королевства (у нас это государственное образование и дальше часто именуют Галицко-Волынским княжеством). Но в то время Молдавия была тесно связана с Русскими, прежде всего Галицкими землями. В Галичине берут начало две больших реки, которые протекают через Молдавские земли — Днестр и Прут. Первая впадает в Черное море, вторая — в Дунай. Эти две реки, а также Сирет, которая берет начало на Буковине и протекает по Молдавским землям, в период Средневековья играли важную роль в коммуникации, прежде всего в сфере торговли. Именно на берегу Днестра возник большой торговый и политический центр — Галич. Появились здесь и другие города. Кстати, возле устья Дуная вырос такой город, как Галац. Есть мнение, что он был своеобразным «двойником» Галича.

СТЕФАН ВЕЛИКИЙ — КУЛЬТОВАЯ ФИГУРА В МОЛДОВЕ, ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРАВИТЕЛЬ ХV В. ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ ЯРКИМ ГЕРОЕМ СОБСТВЕННО УКРАИНСКОГО ФОЛЬКЛОРА / ФОТО С САЙТА GAZETAPH.RO

Галицкие князья пытались контролировать речную торговлю на Пруте и особенно на Днестре. Это давало им достаточно большие доходы. Ведь по этим рекам шли товары через Черное море из Византии, восточных стран в Центральную Европу. Не забываем, что в то время главными транспортными и торговыми артериями были именно реки. Пытались контролировать эту торговлю и правители Русского королевства, в состав которого входил Галич. Собственно, эта торговля стала важным фактором экономической жизни средневекового Молдавского государства. Как Киевская Русь сформировалась на торговом пути «из варяг в греки», так и Молдавское государство сформировалось в бассейне Днестра, Прута и Сирета.

Начало Молдавского государства теряются в гуще веков. Однако считается, что ее первым правителем был Богдан, который происходил из Мараморщины. Этот регион, который в настоящее время занимает значительную часть Закарпатской области и расположен на территориях нынешней Румынии, был заселен славянским людом, который идентифицировал себя с русинами. Даже в начале ХХ в., невзирая на интенсивную мадьяризацию, валашскую (румынскую) и немецкую колонизации, русины-украинцы составляли доминирующую этническую группу Мараморщины. А что уж говорить об эпохе Средневековья! В конечном итоге, имя первого правителя Молдавии, Богдан, свидетельствует о его славянском (русское), а не валашском происхождении. Показательно, что в мусульманских (преимущественно османских и крымско-татарских) письменных источниках Молдавия именуется Богданом или Кара-Богданом, то есть Черным Богданом. Считается, что Богдан правил в созданном им Молдавском государстве в середине XIV в. Это как раз был период, когда начался упадок Русского королевства, а на его земли начали претендовать польские, венгерские и литовские правители. Хозяин Богдан серьезно занялся обустройством своего государственного образования. Он даже чеканил собственные монеты, где была изображенная голова тура и надпись «Богдан Ваиво(да)». Со временем изображение головы тура стало гербом Молдавии.

Говоря о создании Молдавского государства, исследователь украинского Средневековья, доктор исторических наук Олег Однороженко писал: «Земля Молдавская», как государственное образование, возникло на территориях прежнего Русского королевства (Галицко-Волынского государства), на восточных склонах Карпат. Ее появление пришлось на период политической дезинтеграции Галицко-Волынского государства и ожесточенной борьбы Венгерского королевства, Короны Польской и Великого княжества Литовского за галицко-волынское наследство». Этот исследователь отмечает, что «изначально территория государства ограничивалась незначительным пространством в долинах рек Молдавии, Быстрицы и Сирета преимущественно с украинским (русским) населением». На начальном этапе существования Молдавского государства (вторая половина XIV—XV вв.) приблизительно две трети людей составляли русины. То же самое касается и правящей элиты. По подсчетам Однороженко, в то время к «панам радним» (представителям высшей правящей верхушки) Молдавского государства принадлежали 61 род русского происхождения и всего 33 рода валашского. Кроме того, здесь были представлены пять аристократических родов венгерского и семь смешанного происхождения (русско-валашского и русско-венгерского). Не удивительно, что столицы средневековой Молдавии (Сирет, Баня-Молдавия и Сучава) находились на русской (украинской) этнической территории. Названия государственных должностей в стране тоже, как правило, имели русское происхождение. Правитель назывался воеводой или хозяином. Представители правящей элиты — господами, боярами.

Славянский (русский) элемент оказался доминирующим в Молдавии и в плане культурном. Господствующей конфессией здесь было православие, которое использовало церковнославянский язык. Фактически русский книжный язык, в основе которого был церковнославянский, стал государственным языком в Молдавском государстве. На нем писались государственные документы, летописные произведения. Первый сборник законодательных актов «Правила» (1646 г.) выпущен здесь тоже был на этом языке. Первое высшее учебное заведение, появившееся в Молдавии, было славяно-греко-латинская академия, созданная по образцу Киево-Могилянки. Открыли ее в 1640 г. в Яссах.

Постепенная смена населения Молдавии и ее правящей элиты в интересах валахов началась в конце XV в. А в следующем веке русское и валашское население в Молдавском государстве уравнялось. Также произошли заметные изменения в среде правящей верхушки. Старые русские роды потеряли свое влияние. Зато появились нувориши, которые часто имели валашское происхождение. Уже с середины XVІІ в. появляются первые правительственные грамоты, написанные на валашском языке. Правда, при написании использовалась кириллица. В целом валашский (румынский) язык использовал кириллицу вплоть до 60-х годов ХІХ в.

В XVІ—XVІІІ вв., в результате экспансии валашских элементов, можно говорить об определенном их количественном преимуществе над элементами русскими в Молдавии. Однако это преимущество не было значительным. Поэтому Молдавское государство имело дуалистический (валашско-русский) характер.

Главным своим национальным героем Молдова считает хозяина Стефана Великого (1429—1504). Изображение памятника этому правителю в Кишиневе есть на всех (!) купюрах разных номиналов молдавских леев. Стефан правил страной 47 лет. В течение этого времени боролся за независимость Молдавии. С этой целью осуществлял укрепление центральной власти, пытаясь минимизировать влияние бояр. Стефан успешно противостоял сильным соседям — Османский империи, Польше и Венгрии. Благодаря талантам этого правителя, Молдавия не только долгое время сохраняла независимость, но и стала заметной военно-политической силой Восточной Европы.

Имя властителя Стефана Великого, вероятно, фигурировало в украинском фольклоре. В середине XVI в. чешский грамматик Ян Благослов записал украинскую песню «Дунаю, Дунаю, чому смутен течеш?» Она была вмещена в его «Чешской грамматике», которая, правда, осталась в рукописи и при жизни автора не была опубликована. Это первая известная нам запись украиноязычного фольклорного произведения. Вот текст этой песни:

«Дунаю, Дунаю, чому смутен течеш?

На версі Дунаю три роти ту стою.

Перша рота Турецка,

Друга рота Татарска,

Третя рота Волоска.

В турецкім роті шаблями шермую,

В татарськім роті стрілами стріляю,

В волоськім роті Стефан-воєвода,

В Стефановій роті дівонька плачет,

І плачучи, повідала: «Стефане, Стефане,

Стефане-воєвода! Альбо ме пуйми,

альбо ме лиши!»

А што ж ми речет Стефан-воєвода?

«Красна дівонице, пуймил бих те,

дівонько,

Неровной ми єсь, лишил бих те,

миленька ми єсь».

Што ми рекла дівонька:

«Пусти мне, Стефане!

Скачу я у Дунай, у Дунай глибокий.

А хто мне доплинет, єго я буду».

Ніхто не доплинул красну дівоньку,

Доплинул дівоньку Стефан-воєвода

І узял дівоньку за білу ручку:

«Дівонько-душенько, миленька ми будеш».

Как видим, события, происходившие в Молдавии, находили отображение в украинском фольклоре. Русины (украинцы) в период Средневековья рассматривали эту землю как свою. Поэтому некоторые украинские деятели, в частности казацкие вожаки, стремились занять стол молдавского хозяина. Таким был известный казацкий проводник, которого считают основателем Запорожской Сечи, Дмитрий Байда-Вишневецкий (1517 — 1563/4). Правда, это ему не удалось. А вот кошевой атаман Иван Пидкова (1533 — 1578) в 1577 г. стал молдавским хозяином. Семерий Наливайко (? — 1597) планировал создать в Приднестровье украинское казацкое государство. В 1652 г. сын Богдана Хмельницкого, Тымиш, вступил в брак с дочерью молдавского хозяина Василия Лупу, Розандой. Это давало ему определенные основания претендовать на молдавский престол.

И вообще между Молдавией и украинскими землями, особенно Галичиной, существовали тесные экономические, политические и культурные связи. К сожалению, эти связи до сегодняшнего времени должным образом не осмыслены. И эти связи не были случайными. Они стали логическим продолжением того факта, что в период Средневековья земли, которые позже назвались Молдавией, были связаны с Русским королевством и фактически являлись его частью. А средневековая Молдавия немало унаследовала от этого государства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать