Перейти к основному содержанию

Навстречу уникальной судьбе

Екатерина Десницкая — сиамская принцесса из Волыни
27 декабря, 17:01
ФОТО C САЙТА WIKIPEDIA.ORG

О судьбе украинской девушки, которая прошла путь от наложницы до жены турецкого султана, все узнали с юных лет благодаря роману Загребельного «Роксолана». Впрочем, мы имеем еще одну землячку, которая записала свое имя в историю чужой, экзотической для нас страны, которая сегодня носит название Королевство Таиланд, и незаслуженно потерялась в нашей истории. Волынянка Екатерина Десницкая была женой принца, частью королевской семьи и, соответственно, носила титул принцессы Сиама в течение многих лет. Поэтому рассказ о жизни этой женщины заслуживает если не изучения в школе, то по крайней мере — возвращения из небытия. Для того, чтобы наши зимние отпуска в Таиланде стали интереснее, маленькие девочки знали альтернативную сказку о Золушке, и все мы помнили слова классика о том, что смелые всегда имеют счастье.

Будущая принцесса родилась в 1888 году в семье председателя Луцкого окружного суда — Ивана Степановича Десницкого. Союз ее родителей был не первым в жизни каждого, потому Катя имела семеро единокровных братьев и сестер и родного брата Ивана, который будет тепло любить и поддерживать ее вплоть до самой смерти. Катенька вырастала в счастливой семье, так как Мария Ивановна смогла стать замечательной и нежной матерью для всех детей, называла их «твоими, моими и нашими», а отец всячески ей помогал. Но мать Десницкой овдовела второй раз и, желая оставить грустные воспоминания в Луцке, переехала с детьми в Киев, где жили ее родственники и друзья. Екатерине сразу же пришелся по душе огромный Киев с его лесистыми холмами, тесными улочками и днепровскими пейзажами. Позже, а особенно во время пребывания на Дальнем Востоке, она с ностальгией будет вспоминать в письмах к брату киевский период своей жизни.

Образование младшая Десницкая получила в первой женской гимназии в Киеве — Фундуклеевской, воспитанницами которой были также Анна Ахматова, София Русова, Наталья Полонская-Василенко и многие другие известные женщины. По окончании учебы 16-летняя Катя, вместе с братом Иваном, поехала искать счастье в Петербург, поскольку ее мать умерла от рака и теперь она должна была рассчитывать только на себя. Тогда, в 1904 году, девушка, глубоко потрясена смертью ближайшего человека, даже не догадывалась, что едет навстречу своей судьбе.

Юношеский запал, чувство патриотизма и жажда приключений не дали Десницкой долго усидеть в Петербурге. Она решилась на весьма смелый шаг — выучилась на курсах медсестер и с началом русско-японской войны отправилась в Сибирь. На удивление, девушка достигла больших успехов в этом деле и в течение одного года получила три ордена, в частности и Геогриевский крест за мужество. В то время, как в Петербурге ее возвращения ждал пылко влюбленный поклонник, с которым она встретилась еще до отъезда, но не придала знакомству особого значения. Это был ни кто иной, как сиамский (таиландский) принц Чакрабонгсе Буванаф.

Любимый сын короля Сиама — Чулалонгкорна (Рамы V) уже более пяти лет изучал военное дело в самом престижном учебном заведении Российской империи — Пажеском корпусе. Наука, званые ужины, балы, верховая езда, занятие музыкой и рисованием были ежедневны для будущего монарха. К тому же Чакрабонгсе довольно тесно общался с императором Николаем ІІ и часто посещал официальные церемонии и частные семейные обеды царя.

Катя и Чакрабонгсе вели совершенно разные образы жизни, потому трудно представить, в каких обстоятельствах им пришлось увидеться впервые. Несмотря на существование нескольких версий, их внучка Нариса Чакрабонгсе считает, что встреча состоялась на одном из неформальных вечеров у госпожи Храповицкой. Она описывает эти события в своей книге «Катя и принц Сиама» так: «...он увидел, что хозяйка приветствует позднюю гостью — молодую девушку с пышными рыжими волосами, которая неуверенно стоит на пороге... Выразительность ее серо-голубых глаз и стиль скромного достоинства и стыдливой уверенности поразили прямо в сердце принца... Каждая нотка ее юного голоса, каждый беглый взгляд ее искренних глаз и движение маленьких, однако ловких рук казались невероятно важными для Чакрабонгсе. Его привычная сдержанность трещала, ограничения строгой дисциплины, которые сопровождали его юность, ломались, и он чувствовал себя внезапно свободным, как безумный, потому что то, что произошло тогда с Чакрабонгсе, можно назвать безумной влюбленностью».

Принц решил любой ценой добиться благосклонности украинской красавицы. Он почти каждый день приезжал к ней на роскошной императорской карете, шокируя прохожих, и посылал драгоценности. Скажем, первым подарком девушке стала невероятная голубая сумочка с инициалами К.Д., которую изготовил всемирно известный ювелир Карл Фаберже. Чакрабонгсе буквально закидывал письмами Катю: «Моя самая дорогая подруга сердца Катя, неужели ты не понимаешь, что тебе не стоит сомневаться в моих чувствах? Мне не нужно ничего, кроме тебя. Если ты согласишься жить со мной, тогда все будет чудесно, и ничто не затенит нашу радость. Не может быть и речи об угасании моих чувств к тебе. Просто раньше я боялся просить стать моей...»

И в 1906 году принц Сиама перестал бояться, потому что Катя, наконец, дала согласие. Очевидно, что его красота, крепкий дух и острый ум поразили девушку давно, однако, кажется, только сейчас она поверила юноше. Чакрабонгсе боялся вмешательства королевской семьи в его счастье и не собирался предупреждать родителей о запланированном браке. Поэтому о свадьбе в Петербурге не могло быть и речи, поэтому Катя и Чакрабонгсе отправились в Константинополь и там обвенчались в греческой церкви. Интересно, но Десницкая осталась православной, хоть ее муж исповедовал буддизм. После медового месяца в Египте Чакрабонгсе на некоторое время оставил новоиспеченную жену в Сингапуре. Он поехал в Бангкок сам, чтобы устроить дела, поговорить с родителями и приготовить лучший из возможных домов для своей драгоценной Катеньки.

К величайшему сожалению для молодых, король и королева разгневались и совершенно ожидаемо отказались признавать этот брак. Рама V, в который раз упрекая сына, напомнил ему, что принц был прямым наследником, вторым в очереди на трон после своего старшего брата Вачиравуда. И из-за брака с иностранкой Чакрабонгсе навсегда потерял свой шанс стать королем.

Но, несмотря на семейные дрязги, принц таки перевез свою любимую в элегантный дворец Парускаван, где ее ожидала безбедная жизнь и дорогие развлечения. Чакрабонгсе много работал и часто не бывал дома, поэтому, чтобы не скучать, Катя активно учила сиамскийю и писала длинные письма своему брату, в которых детально описывала свой быт, местный этикет и традиции. Скажем, Десницкую удивляло многоженство или то, что ее слуги принадлежат к знати. Некоторые сиамские обычаи раздражали Катю — например, мода женщин стричься коротко «под мужчин». Свои же длинные волосы женщина так никогда не отрезала.

В связи с королевской немилостью Екатерина фактически пребывала в полной изоляции, от чего очень страдала. Она не имела друзей и близких, почти все время сидела во дворце, а все официальные церемонии и праздники Чакрабонгсе посещал без нее. По мнению Нарисы, если бы муж Кати все же попросил прощение у отца, то, скорее всего, отношение короля изменилось бы, однако гордость мешала принцу признать свою вину.

Правда, маленькие шаги к примирению таки произошли, когда в 1908 году молодая жена Чакрабонгсе родила маленького Чулу. Королева, которая впервые стала бабушкой, проявляла огромный интерес к внуку, окрестив его Ноу, то есть «мышь». Она через слуг передавала детские вещи и игрушки, требовала ежедневных свиданий с ребенком, а однажды попросила показать ей фотографию Екатерины. Взглянув на свою невестку, королева сказала: «Какая красивая у нее улыбка!»

Окончательное признание пришло к Кате после смерти короля Рамы V, с которым она так никогда не имела встречи. Его преемник, неженатый и бездетный Вачиравуд, сделал своего брата Чакрабонгсе первым наследником престола, а Чулу — его Королевским Величеством. Десницкая же получила титул принцессы Сиама высшего ранга под именем На Пхитсанулок — по названию провинции, управителем которой был ее муж. Тогда же и начался самый прекрасный период их жизни, преисполненный любви и путешествий. Во время одного из путешествий Катя и Чакрабонгсе пожаловали в Киев, где женщина встретилась с близкими и сводила мужа в свой любимый Владимирский собор.

Однако, в отличие от сказки о Золушке, эта история любви не будет иметь счастливого конца. После 12 лет семейной жизни Десницкая и Чакрабонгсе развелись в связи с влюбленностью принца в 15-летнюю тайскую принцессу, которая приходилась ему родственницей. Катя, ослепленная ревностью, не смогла стерпеть соперницу и согласиться на еще одну женщину в доме. Она навсегда покинула Сиам, оставив там самое большое свое сокровище — сына. Чакрабонгсе умер от простуды через несколько месяцев после развода с украинкой, а Катя впоследствии вышла замуж второй раз, но, разумеется, уже не за принца. И хотя во многих источниках пишут, что Чула никогда не простил свою мать, это неправда. На последних страницах книги Нарисы, дочери Чулы и англичанки Элизабет Хантер, можно найти много фотографий улыбающейся Кати рядом со своим уже взрослым сыном. Чула закончил Кембридж, стал историком и исследовал свою родословную. А его мать, даже потеряв титул и состояние, прожила долгую и очень интересную жизнь, в которой было место приключениям, новым странам и смелым поступкам. И, что самое главное, Екатерина Десницкая всегда помнила, что она — принцесса Сиама из Волыни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать