Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не признававший слова «нет»

27 ноября, 00:00
Нет ничего более умного,
чем заставить колеса собственного ума
вращаться вместе с колесом Фортуны

Ф. Бэкон, английский философ (1561—1626)

3 0ноября 1999 года исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося английского политического деятеля Уинстона Черчилля. Вспомним некоторые страницы из жизни британского премьера.

В конце 1900 года молодой англичанин знатного рода совершал рекламную поездку по восточному побережью США: представлял свою новую книгу о событиях англо-бурской войны, в которой и сам принимал активное участие (прошел через плен, бежал, долго скитался в тылу противника и по счастливой случайности сумел пробиться к своим). Энергичный и по-американски деловой рекламный агент гостя представлял публике довольно эффектно: «Знакомьтесь, господа: Леонард Уинстон Спенсер Черчилль, потомок герцогов Мальборо, победитель в пяти войнах, 26 лет, самый перспективный политик в Англии и будущий британский премьер-министр!..» (Можно было еще добавить: способный молодой журналист и бесконечно честолюбивый, уверенный в себе человек).

Упоминание о славном будущем неизвестного Черчилля могло вызвать у слушателей скорее недоверчивую улыбку, чем восторг. Прошло почти сто лет; американский прогноз оказался пророчеством; Черчиллю посвящены во многих странах мира сотни трудов. Но, по- прежнему, противоречивая фигура этого «крупнейшего английского политика ХХ века, человека разносторонне одаренного (прекрасно рисовал, а его мемуары о Второй мировой войне были по праву удостоены Нобелевской премии по литературе) вызывает неподдельный интерес.

Он прожил долгую жизнь: 90 лет и 2 месяца. Уже в 32 года Черчилль вошел в состав британского Кабинета министров (уникальный случай быстрой карьеры в ту эпоху!). Но ироничная судьба не раз затем перемежала в политической карьере английского лидера взлеты с падениями: он был и министром (внутренних дел, военно-морского флота, вооружений, обороны), и влиятельным депутатом парламента в общей сложности 58 лет (!), — но случалось ему бывать и в центре политических скандалов, и попадать под жестокий огонь обвинений в некомпетентности, беспринципности, заносчивых замашках (только не во мздоимстве — этого не было!). И самое интересное: Черчилль, который в молодости очень бурно и торопливо делал карьеру (сам еще не всегда четко представляя, какую именно: военного, политика, журналиста или писателя), дождался своего «звездного часа» в политике и в мировой истории после 65 лет, с началом Второй мировой войны. Именно эпоха борьбы английского народа с фашизмом принесла потомку рода Мальборо всемирную славу.

В старости знаменитый англичанин любил подчеркивать, что добился успехов в жизни благодаря упорству, настойчивости, энергии и способностям. В принципе это, безусловно, так, но стоит внести коррективы: определенную роль сыграли аристократические связи молодого Уинстона (и особенно его матери, урожденной Джером, американки по происхождению) и милость Фортуны. Наш герой действительно к 26 годам побывал на четырех войнах (антииспанское восстание на Кубе, англо-индийская, англо-суданская и англо-бурская) не только в качестве офицера-кавалериста, но заодно и корреспондента известных лондонских газет. Уже тогда он прекрасно владел пером.

Но честолюбие толкнуло молодого Уинстона в политику —поприще, на котором добыл себе славу жесткого и энергичного, но не всегда удачливого игрока его рано умерший отец Рандольф Черчилль. Еще в детстве Уинстон был упрямым, самоуверенным ребенком. Учил только те предметы, которые были ему интересны, и только у тех преподавателей, которых уважал (на замечание директора богатой частной школы в Хэрроу: «Мы имеем основания быть недовольными Вами, Черчилль!», 16-летний ученик тут же ответил: «А я — Вами, г-н директор!».

В будущем лидере нации рано пробудилась страсть к самообразованию — когда товарищи по службе в Индии пили по вечерам спиртные напитки или играли в поло и бридж, Черчилль прочитывал по 300 страниц исторических трудов в день!

Два качества особенно ценил Черчилль в людях: храбрость и интуицию (но на основе высокоразвитого интеллекта!). Были они присущи и ему самому. Многие в Англии помнят, как в годы Второй мировой Черчилль ходил по руинам Лондона во время бомбежек, воодушевлял сограждан, вселяя в них веру в то, что Англия никогда не сдастся (знаменит его жест: два поднятых пальца руки в форме латинской буквы V). Верная супруга Черчилля, Клементина (женился он поздно, в 33 года), была покорена отвагой своего жениха, когда он бросился в горящий дом спасать детей. Еще пример храбрости Черчилля: после провала операции в Галлиполи в 1915 году, за которую он отвечал как военно- морской министр, потомок герцогов отправляется в окопы Первой мировой пехотным майором (как депутат парламента мог бы этого не делать). Что же касается его интуиции, то приведу только два примера. Именно Черчилль организовал военно-технические разработки, приведшие в конечном счете к созданию нового вида оружия — первого танка (1915—1917 гг.). За год-два до прихода к власти Гитлера он одним из первых заговорил об опасности возрождения немецкого милитаризма и нацизма для Англии.

Мировоззрение Черчилля, хотя оно и менялось в частностях, оставалось в основе своей неизменным много десятилетий. Важнейшую роль в его жизни играла защита интересов Британской империи и ее сохранение в целости. Здесь он потерпел историческое поражение — невозможно было остановить поступательный ход эпохи. Защита империй любого рода в ХХ веке — дело безнадежное. Но Черчилль знал и годы исторического величия, когда был одним из лидеров Антигитлеровской коалиции в 1941—1945 гг. Заслуга его огромна, тем более, если вспомнить, что в 1940 г. в Англии были сильны настроения в пользу капитуляции перед Гитлером. Некоторые историки считают, что если бы не воля Черчилля, события в стране, да и в мире могли тогда пойти совсем в ином направлении.

Черчилля часто упрекали в политическом цинизме. Не без оснований: он не раз шел на небезупречные политические сделки, менял свои взгляды на прямо противоположные, переходил от консерваторов к либералам и обратно, если это было выгодно. Довольно цинично выглядела позиция Черчилля по поводу открытия Второго фронта. Можно сказать одно: это был исключительно сильный политический игрок, умевший просчитывать события далеко вперед. Пример тому — Фултонская речь 1946 г. При этом он умел вести игру так, чтобы заставить временных союзников служить своим интересам. И это был истинный англичанин до мозга костей: в своем политическом коварстве, но и в своей вере в принцип демократии («Демократия — худшее устройство, если не считать все остальные» — его слова).

Великобритания много веков училась демократии, накопив огромный опыт. Важнейшей составляющей этого опыта в ХХ веке явилась деятельность Уинстона Черчилля, одного из творцов НАТО и западной модели послевоенного мирового устройства, консерватора, не сумевшего спасти Британскую империю, но внесшего немалый вклад в защиту свободы своей земли от «коричневой чумы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать