Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Падение Константинополя

Почему была уничтожена 1100-летняя империя
20 июня, 19:05
ПОРТРЕТ МУХАМЕДА II - «ПОРТРЕТ ПОБЕДИТЕЛЯ»

555 лет тому назад, во вторник 29 мая 1453 года, величественный город Константинополь - столица могущественной Римской, потом Византийской империи, основанная в IV столетии Константином Великим - был захвачен и разрушен турками-османами под предводительством султана Мухамеда II. Империя была уничтожена, последний ее император Константин XI погиб, сражаясь на обломках Константинополя.

Просуществовала империя более чем 1100 лет. Как говорили древние римляне, «Sic transit gloria mundi» - «Так проходит слава мира». Победа над греками на несколько столетий обеспечила туркам полное господство в восточном бассейне Средиземноморья и, в том числе, в некоторых славянских православных странах, а завоеванная 555 лет назад древняя столица остается турецким городом и сегодня - под названием Стамбул.

ПОЛОЖЕНИЕ ВИЗАНТИИ К 1453 ГОДУ

К ХV веку Византия лишилась всей своей былой славы: обширные территории были давно утрачены и власть императора распространялась лишь на город Константинополь и предместья. Считать государством эту страну можно было лишь условно - правители отдельных еe областей фактически не зависели от центральной власти. Никакой помощи не смог (и не пытался) оказать Константинополю и православный мир - он был раздроблен, разноязычен, сравнительно малочислен и углублен в свои собственные проблемы (как и сегодня).

Последний император Византии Константин ХI не получил настоящей помощи и от католической Европы, в том числе, от Папы Римского. Более того - обращаясь за помощью к католикам, содействуя, ради спасения страны, принятию унии католицизма и православия, император предельно обострил внутреннее неудовольствие своих подданных, особенно среди непримиримого к «папистам» и «униатам» среднего и младшего клира. У «падающей» империи было мало шансов, однако император сделал болезненную попытку создать коалицию западных христианских государств против могущественного врага, который грозил тогда всей Европе. Мог Константин в таких обстоятельствах думать о разделении христианства, о теологических разногласиях между Восточной и Западной Европой? Или даже о таких теологических проблемах, как, как, скажем, догмат об исхождении Святого Духа?

Император был к тому же честолюбив. Он знал, что Византийская империя существовала более 1100 лет и что за все это время Константинополь был захвачен врагом лишь однажды (между прочим, город захватили и разграбили западные христиане - участники IV Крестового похода 1204 г.). Ситуация 1453 года была значительно более опасной - империя находилась в полном упадке, хотя и сохраняла огромный авторитет среди православных народов - как родина и опора восточной ветви христианской религии. (Интересно отметить, что именно в это время Московская церковь воспользовалась плачевным состоянием Константинополя и сама «взяла» себе автокефалию.)

КОАЛИЦИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

В то время все понимали, что надвигающееся огромное войско турок-османов в случае победы угрожало также государствам и княжествам Западной Европы; поэтому всем была очевидна необходимость коалиции против общего врага. Но эта коалиция, вопреки усилиям Папы, так и не была создана, хотя некоторая (непропорционально малая) помощь Константинополю была- таки оказана. Но это был не христианский альтруизм - усиления турецкого влияния в регионе боялась вся Европа. Особенно оно затрагивало Геную, Венецию, Венгрию, а также крестоносцев, которые опасались потерять остатки своих владений на Ближнем Востоке. Не последней фигурой в игре был и Папа Римский, который страстно хотел остановить усиление и распространение ислама.

Вышло, однако, так, что в решающий момент все возможные европейские союзники Византии были отвлечены совсем другими проблемами. И на помощь Константинополю с Западной Европы поспешили только немногочисленные добровольцы. А что касается православия, то московские власти были заняты своими проблемами, к тому же между Москвой и Константинополем лежали татарские территории. Валахия и сербские государства были в вассальной зависимости от султана - сербы даже выделили вспомогательные войска в султанскую армию. Константинополь остался почти в полном одиночестве.

ПЕРЕД БИТВОЙ

Война и порабощение надвигались на ослабевший Константинополь в течение длительного времени. Императоры и некоторые (не все) константинопольские патриархи отдавали себе отчет о том, что ослабевший стране, сократившейся до размеров одного - хотя и огромного - города, не выдержать натиска войск Мухамеда II. Поэтому в поисках союзников последние императоры начали искать поддержки в латинском католическом мире - обратились к императору Священной Римской империи, к светским правителям, а также - к Католической церкви. Католический Запад очень хорошо понимал опасность ислама не только для Константинополя, но также для всей Европы, и был готов, как казалось, помочь.

В Италии в 1438 году Римским Папой Евгением IV был собран экстраординарный в христианском мире Вселенский Собор, в котором принимали участие не только католики, но также православные во главе с императором Иоанном VIII Палеологом. На Соборе проголосовали за унию (религиозный союз православных и католиков), а также за Крестовый поход для защиты Константинополя (в 1444 г. 30 тысячная армия крестоносцев, выступившая в поход по призыву папы, потерпела под Варной сокрушительное поражение от турок). Положение усложнялось еще и тем, что другие православные церкви, и в первую очередь Московская, отказались признать унию.

Уния и Крестовый поход Запада не состоялись, в частности, и по той причине, что их не поддержали жители Константинополя (кстати, Константинополь был населен преимущественно греками, которые традиционно называли себя «ромеями» - римлянами). При светских и церковных европейских дворах говорили, что фанатичная константинопольская толпа «предпочитает любой турецкий тюрбан папской тиаре». Во всяком случае, в течение 14 лет после Собора константинопольские императоры Иоанн VIII, а за ним - Константин XI постоянно откладывали выполнение принятых на Западе обязательств. В будущем это привело к тому, что после захвата турками-сельджуками остатков Византийской империи все четыре православных восточных патриархата - Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский и Цареградский (Константинопольский) оказались под Турецким государством.

РЕСУРСЫ ТУРКОВ

Мухамед II поклялся взять Константинополь и очень тщательно готовился к войне. Он понимал, что придeтся иметь дело с мощной крепостью, окружающей город, от которой уже не раз отступали армии других завоевателей. Поэтому Мухамед уделял особое внимание артиллерии. Турецкая армия насчитывала около 80 тысяч регулярных бойцов, не считая ополчения, башибузуков (солдат нерегулярного войска), которых было около 20 тыс., и нескольких тысяч солдат тыловых служб. Во флоте султана было 126 различных судов, что сразу определило господство турок в Мраморном море.

ВОЕННЫЕ СИЛЫ ГРЕКОВ

Стены древнего города к тому времени уже весьма обветшали, но оборонительные укрепления Константинополя все ещe представляли собой внушительную силу. Но сильная убыль населения столицы давала о себе знать - город занимал очень большую площадь, и солдат для отражения штурма не хватало. Действительно годных ромейских солдат, не включая союзников, было всего около 7 тысяч. А союзники были малочисленны, например, прибывший из Генуи волонтeр Джованни Джустиниани Лонго привез с собой около 700 человек. Небольшой отряд выставила колония каталонцев. Флот, оборонявший Константинополь, состоял из 26 кораблей. В городе было несколько пушек и значительный запас копий и стрел. Огневого оружия было мало. Но греки умело пользовались высокими бортами своих кораблей и рубили топорами руки и головы туркам, которые пытались влезать на христианские корабли со своих невысоких судов. Император Константин принимал личное участие в боях - отражал натиск мусульман на старые стены.

ОСАДА

...Началась 2 апреля, сразу после праздника Воскресенья Христова, была ожесточенной, и велась неравными силами. Император Константин приказал протянуть цепь через Золотой Рог, чтобы закрыть морской доступ до стен крепости. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии; 6 апреля Константинополь был полностью блокирован. А 12 апреля турки на кораблях атаковали цепь, перекрывавшую вход в Золотой Рог. Разрушив в некоторых местах стены при помощи пушек, турки приступили к самим укреплениям и начали заваливать рвы. Однако ночью ромеи расчищали рвы и укрепляли пробоины брeвнами и корзинами с землeй. Отразив все атаки, они сумели восстановить башню Романа и сжечь башенную осадную машину турок - кто-то из греков подполз к башне и смог заложить под неe бочонок с порохом. Башня взорвалась, турецкие землекопы были перебиты или разбежались, а осаждeнные расчистили ров и вновь заделали бреши в стене.

24 мая произошло лунное затмение, которое было воспринято осаждeнными как плохой знак. Императору Константину даже предлагали тайно выбраться из города и возглавить вновь собранные силы за его пределами. Константин отказался, полагая что без вождя город быстро падeт, а вместе с ним - и вся империя (которой уже не было). Тогда осаждeнные вступили в переговоры с турками, предлагая снять осаду за очень большой выкуп в будущем, однако Мухамед II отказался. Неравные бои продолжались.

СМЕРТЬ ИМПЕРАТОРА - КОНЕЦ ОСАДЫ

В роковую ночь с 28 на 29 мая турецкие войска пошли на штурм по всей линии наступления. 29 мая Константин XI обратился к народу и произнeс речь, которую историки называли «эпитафией Римской империи». Император апеллировал не только к религиозным чувствам христиан, но также к античной истории и героям, к славным предкам. После этого император с группой преданных сподвижников бросился в контратаку и почти сразу был убит в рукопашной схватке. Турки не узнали императора и оставили его лежать на улице как простого воина. Среди осаждeнных началась паника. Венецианцы и генуэзцы прорывались к заливу, чтобы сесть на суда и бежать из города. Греки разбегались и прятались. Но некоторые отряды продолжали вести бой на улицах города, - они дрались насмерть, понимая, что в случае сдачи султан Мухамед замучит их в плену.

В это время многие мужчины и женщины города собрались у колонны Константина Великого (установленной более 1000 лет назад), надеясь на свершение пророчества, согласно которому с неба должен сойти ангел и передать царство и меч человеку, стоящему у этой колонны. Человек должен возглавить войско и одержать победу.

Бой продолжался на улицах города целый день; турки взяли очень мало пленных - всего около 500 ромейских солдат и наeмников; остальные бежали из города либо были убиты.

После взятия города тело императора Константина было найдено и опознано (по царским сапогам). Султан Мухамед приказал выставить голову Константина на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями. По другим источникам, голова Константина была водружена на колонну на форуме Августа. Как бы то ни было, город пал, а его император погиб.

Вскоре Константинополь превратился в Стамбул, а Византийская империя стала частью исламского Османского государства. Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять ее религиозный глава - патриарх, ответственный перед султаном(!). Султан с этого времени считал себя преемником византийского императора и принял титул Кайзер и Рум («Цезарь Рима»).Этот титул турецкие султаны носили до окончания Первой мировой войны - до конца султаната.

Примечания. 1) Во времена описываемых событий языком Византийской империи ромеев («римлян») был греческий.

2) Название «Стамбул» - это не выдумка завоевателей. Еще до прихода турок так называлась центральная часть города Константинополя.

3) Стамбул оставался столицей турецкой державы до 1923 года, пока Кемаль Ататюрк не перенес столицу в Анкару.

4) Герметическая замкнутость человека в границах советской империи привела к тому, что многие, даже образованные люди, и сегодня воспринимают названия «Стамбул», «Константинополь» и «Царь-город» как названия разных городов. («Царь-город» - это название Константинополя в славянской религиозной литературе.) А между тем жители Константинополя (независимо от национальности и времени) - наши ближайшие соседи, к которым всегда можно было доплыть на казацких лодках и с которыми с давних пор так или иначе общались наши предки - воевали, торговали, выкупали пленных, иногда пользовались покровительством султана, превращаясь «с казаков в турки». А главное - это город, где всегда находилась (и находится сегодня) патриархия Вселенского патриарха, который, очень возможно, и сегодня нуждается в нашей казацкой поддержке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать