Пьянящий дух свободы
Первые многопартийные выборы в Украине: 100 лет назад![](/sites/default/files/main/articles/28122017/20kartina.jpg)
Новое — это хорошо забытое старое. Справедливость этой народной мудрости мы видим на каждом шагу. Скажем, первые в истории Украины выборы по партийным спискам состоялись не 26 марта 2006 года, а значительно раньше, как раз сто лет назад, и о них забыли, похоже, даже некоторые профессиональные историки.
Если бы вы попали на киевский, одесский или житомирский митинги в марте или апреле 1917 года, определенно, вас бы оглушили не только хоровое пение и духовые оркестры — непременное сопровождение массовых мероприятий того времени — но и возгласы политически заангажированной публики на разных языках:
«Геть імперіалістичну війну!
Усі на захист вільної України!
Демократия победит!
Равноправие народов Российской республики!
Усі ми українці — і це нас єднає!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Jeszcze Polska nie zginela!
Bund, Bund, marts foroys!
Хай живе Центральна рада! Земля і воля!»
И так далее, и в таком духе. Ведь революция же!
Действительно, конец февраля, март, апрель 1917-го года принесли тектонические перемены на просторы огромной Российской империи. Отрекся царь Николай ІІ, отрекся от короны его брат. В Петрограде появилось Временное правительство, сформированное из представителей демократических партий. В Киеве же представители украинских партий организовали Центральную Раду, которая быстро обрела статус общенационального представительского органа. В воздухе был разлит пьянящий дух свободы. Демонстрации собирали десятки и сотни тысяч людей под сине-желтыми флагами. Стремительно рос уровень национального самосознания украинцев.
Казалось, что развитию демократии на огромном пространстве Старого света уже ничего не помешает. Но среди политических сил, настроенных на в целом демократическое развитие постимперской Российской республики, существовало по крайней мере две, для которых демократия была только вывеской, прикрывавшей стремление к единоличной диктатуре. Речь идет о своего рода братьях-близнецах, взращенных политической реальностью самодержавной империи, а именно — российком черносотенстве и российском большевизме. На первый взгляд, это две прямо противоположные идеологические установки. В действительности же по отношению к Украине и другим национальным окраинам империи они были почти тождественными, поскольку обе эти силы исповедовали великодержавничество и враждебность к свободе в любых ее разновидностях.
Впрочем, проявления имперской идеологии проявляли себя и в действиях большинства демократических партий Российской республики. Когда речь шла о том, что нужно не только провозглашать лозунги о свободе национального самоопределения, но и делиться с националами реальной властью в тех частях бывшей империи, где эти националы составляли большинство, возникали проблемы. Недаром Владимир Винниченко, который вел летом 1917-го переговоры с Временным правительством от имени Центральной Рады заметил в сердцах, что российская демократия заканчивается там, где начинается украинский вопрос.
«КАРАУЛ УСТАЛ» — ТАК БОЛЬШЕВИКИ В НОЧЬ С 5 НА 6 ЯНВАРЯ 1918 РАЗОГНАЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИ ИЗБРАННОЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ. РИСУНОК НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА
Но все же враждебные демократии политические силы в развалившейся в силу исторического развития империи составляли абсолютное меньшинство, поэтому открывалась перспектива осуществить все перемены, в том числе и в государственном строе этой огромной части суши, без потрясений, эволюционным путем. Тем более что программы всех демократических партий говорили о созыве Учредительного собрания.
Почти сразу временная власть еще официально не провозглашенной Российской республики решила провести выборы в Учредительное собрание. Это Собрание должно было решить основополагающие вопросы жизни народов бывшей империи, например: о выходе из мировой войны, о собственности на землю, о переходе к федеральному строю России, о создании постоянного правительства и принятии Конституции.
Украинские политические силы предлагали созвать не только Всероссийское, но и свое Украинское Учредительное собрание, задачей которого стало бы ввести новый строй и утвердить Конституцию Украинского государства, которая сначала могла утверждаться хотя бы в составе федеральной России.
Уже в своем І Универсале Центральная Рада провозгласила, что только Всенародное Украинское собрание имеют право принимать все законы, которые должны установить порядок и строй на Украине. Но против созыва Украинского Учредительного собрания выступили организации российских кадетов и социал-демократов (меньшевиков) на украинской территории и еврейский Бунд. Упомянутые организации видели в этом злоумышленную попытку оторвать Украину от России.
В этой ситуации, не желая разрывать единство демократических сил, украинская Центральная Рада приняла компромиссное постановление, пытаясь согласовать принцип самоопределения Украины через Украинское Учредительное собрание с принципом создания федеральной Российской республики, которую должно было установить Всероссийское Учредительное собрание. III Универсал Центральной Рады назначил день выборов в Украинское Учредительное собрание на 9 января 1918 года, а день созыва новоизбранного собрания — на 22 января. А перед этим в конце ноября 1917 года должны были состояться выборы во Всероссийское Учредительное собрание и их первая сессия в декабре.
И снова забурлили митинги:
«Голосуйте за список українських партій!
Только большевики дадут вам мир и хлеб!
Українські соціалісти — за землю і волю!
Вам нужны великие потрясения,
а нам нужна великая Россия!
Shtimen far di Bund rshimh!
Соціалісти-федералісти кращі
за хліборобів-власників!»
На самом деле выборы во Всероссийское Учредительное собрание состоялись в конце ноября и в декабре. Согласно Положению о выборах, 800 депутатов Учредительного собрания избиралось «на основе общего, без различения пола, равного избирательного права путем прямых выборов и тайного голосования на принципах пропорционального представительства».
Возрастной ценз для избирателей составлял 20 лет, зато ценз имущественный, грамотности и оседлости не применялся. Представители кочевых народов должны были голосовать в той местности, в какой они пребывали на день выборов. В списки вносились избиратели, которые прибыли на избирательный участок на момент составления списков. Право принимать участие в выборах было предоставлено также военным, которые голосовали по восьми военным избирательным округам (три из них полностью или частично были расположены на территории Украины). Избирательного права были лишены россиянки, состоявшие в браке с иностранцами, лица дома Романовых и солдаты-дезертиры.
Украинские земли, которые тогда входили в состав России, были разбиты на девять гражданских избирательных округов, границы которых в целом совпадали с границами губерний. Тогдашняя система пропорционального представительства давала возможность формировать специфические избирательные блоки в каждом округе на партийной, конфессиональной или национальной основе. Один кандидат мог баллотироваться даже по пяти округам. В некоторых округах насчитывались десятки партийных списков. Наиболее раздробленно в украинских округах выступили еврейские партии: в Подольском округе — шесть списков, в Полтавском — пять и так далее. Сами же украинские партии по большей части выступали самостоятельно, временами в союзе с родственными российскими социалистическими партиями.
В целом на выборах во Всероссийское Учредительное собрание в Украине победили украинские социалистические партии — за их кандидатов проголосовало около пяти миллионов избирателей (свыше 60% избирателей). В крупных промышленных центрах Украины немало сторонников было также у «правых россиян», русских и еврейских социалистов и кадетов. Большевики получили около 10%.
Эти выборы проходили уже после большевистского переворота в Петрограде и после провозглашения в Киеве Украинской Народной Республики, правда, в еще федеральной связи с будущей свободной Россией. Лидеры УНР на то время еще не порвали с утопической идеей создания на руинах империи конфедерации или федерации свободных народов, и потому украинские партии активно участвовали в этих выборах, чтобы получить легитимацию своего государства не в действиях масс, а в парламентских заседаниях в Петрограде.
В действительности же Учредительное собрание было априори обречено в результате безумной активности большевиков. Выборы, которые состоялись тогда в Украине, ничего не дали, кроме затраты общественной энергии и сдерживания процесса обретения Украиной независимости.
Всероссийское Учредительное собрание было разогнано большевиками, которые проиграли выборы в него, в ночь на 6 января 1918 года. Именно тогда прозвучали исторические слова: «Караул устал»...
Поэтому выборы в Украинское Учредительное собрание развернулись в условиях большевистской агрессии против УНР. В неоккупированных районах страны за украинские партии было отдано свыше 70% всех голосов, был избран 171 депутат из 301. Но война не дала возможности этому собранию начать работу. Не смогли удержать контроль над страной и демократические партии, которые получили абсолютное преимущество в Украине на выборах во Всероссийское Учредительное собрание.
Эта политическая болезнь — напрасная трата огромного преимущества и потеря стратегической победы — протянулась и до сегодняшнего дня. Не стану приводить примеры— читателям они хорошо известны.
И все же выборы, которые состоялись в Украине на стыке 1917—1918 годов, показали, что украинские партии пользовались массовой поддержкой избирателей. Это продемонстрировали и выборы в российское Учредительное собрание, и в Украинское. Даже Всеукраинский съезд советов, созванный большевиками в декабре 1917 года, чтобы компенсировать свое абсолютное поражение на выборах в российское Учредительное Собрание, неожиданно для организаторов привел к тому, что и там большевики оказались в абсолютном меньшинстве, поэтому вынуждены были отзывать своих делегатов для самочинного «съезда» большевистских активистов в Харькове, который и провозгласил «Советскую власть», что интересно, в УНР. Вплоть до марта 1919 года большевики не осмелились отказаться от этого названия, которое символизировало суверенность Украины.
Однако на длительное время победили тогда те, кто набрал всего 10% голосов и кто потом устроил репрессии против остальных 90%. И этот факт не стоит забывать. В общем, выборы на стыке 1917—1918 гг. дали Украине шанс, которым она тогда почти не воспользовалась. Воспользуется ли Украина шансами, которые дают сейчас всеобщие выборы, покажет ближайшее будущее.
Выпуск газеты №:
№234-236, (2017)Section
История и Я