Перейти к основному содержанию

Разведка боем перед открытием второго фронта

24 октября, 15:10
ФОТО REUTERS

Стандартной советской пропагандистской легендой является утверждение, что Советский Союз вел в одиночку войну с отборными немецкими частями, а союзники, в данном случае англичане, отсиживались за проливом Ла-Манш и наблюдали за происходящим на берегах Волги.

Как обычно, действительность оказалась гораздо более сложной. Если оценить обстановку в целом, то союзникам приходилось ничуть не легче. Их фронт охватывал огромные пространства в Европе, Северной Африке, Азии и вблизи Австралии.

НА ПИКЕ ПОБЕД

Несмотря на отступление вермахта от Москвы в декабре 1941— январе 1942 года, в целом положение как для СССР, так и для Англии с США оставалось крайне тяжелым.

В декабре 1941 года в результате внезапной атаки японского флота на Пирл-Харбор США потеряли большую часть своего Тихоокеанского флота. Аналогичной была и судьба английских кораблей. Развернулось мощное наступление японской армии на Малайском полуострове, Бирме и в Индо-Китае. В феврале 1942 года пал Сингапур. Это был настолько катастрофический удар, что Черчилль приехал к британскому монарху Георгу VI с прошением об отставке. Король категорически отказался ее принимать и премьер остался на своем посту.

После победы в Пирл-Харборе и захвата Сингапура Первое авианосное соединение японского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо 31 марта — 10 апреля 1942 года совершило рейд в Индийский океан. Английские силы там потерпели серьезное поражение. Они потеряли пять линкоров, один авианосец, два крейсера и семь эсминцев, не говоря уже о большом количестве вспомогательных судов, самолетов и разрушенных важнейших береговых сооружений.

В Северной Африке «Лис пустыни» немецкий генерал Эрвин Роммель вытеснил англичан из Ливии, после многомесячной осады капитулировал гарнизон крепости Тобрук, что серьезно улучшило логистику немецких войск. В Египте англичане отступали, и только под Эль-Аламейном недалеко от египетской Александрии удалось немцев остановить. В тот момент в прочность британской обороны не верили ни в Берлине, ни в Токио. Прорыв Роммеля на Ближний Восток, а японцев в Индию и Иран считались делом ближайшего времени.

Несмотря на победы Германии и Японии все чаще стали появляться признаки предела возможностей стран Оси.

Хотя рейд Нагумо привел к значительным потерям английских кораблей, в нем японцы лишились не только многих самолетов, но что еще важнее, опытных пилотов. Из пяти японских авианосцев три должны были вернуться на свои базы для ремонта и пополнения самолетами и экипажами, что сказалось в самом ближайшем будущем.

В начале июня 1942 года японский флот потерпел серьезное поражение у атолла Мидуэй. После потери 4 авианосцев, тяжелого крейсера «Микума», около 2500 человек личного состава, 248 самолетов морского базирования  Япония вынуждена была перейти к стратегической обороне по всему периметру своих завоеваний в Тихом океане и Китае. Ни о каких наступательных операциях, в том числе и против СССР, уже не могло быть и речи.

Все это станет ясно в дальнейшем. Летом же 1942 года положение союзников было очень сложным. Тем не менее, в высших штабах и в политическом руководстве не только рассматривались, но и разрабатывались планы высадки на территорию оккупированную немцами. И не только в западной Франции, а также в Северной Африке, на Балканах и северной Норвегии.

ОПЕРАЦИЯ «ЮБИЛЕЙ»

Уже осенью 1940 года в самый напряженный момент сражения английской авиации с люфтваффе в небе над Британией в морских и сухопутных штабах разрабатывали варианты высадки во Франции. При этом первоначально ставка была сделана на операции диверсионного характера. В частности, в марте 1942 года английскими коммандос  был совершен рейд на французский порт Сен-Назер — Operation Chariot (Операция «Колесница»).

В результате был разрушен единственный на атлантическом побережье сухой док, способный принять такой крупный корабль как линкор «Тирпиц». Немецкое командование вынуждено было перевести его в Норвегию и в морских операциях он фактически участия не принимал, пока не был потоплен в ноябре 1944 года.     

Сразу после этого начали разрабатывать план более широкой операции под названием Operation Jubilee (операция «Юбилей»).

В качестве цели был выбран французский порт Дьеп. Во-первых, в данном регионе оборона немцев была относительно слабой. Во-вторых, сам порт не представлял стратегической ценности, поэтому не предполагалось там размещение значительных сил вермахта и авиации. Среди военных целей в нем находились судоремонтные доки, ряд военных и военно-морских сооружений, а также береговые батареи, которые доставляли немало хлопот как английским судам в проливе, так и на английском берегу. Добавим аэродром с истребителями и радиолокационная станция. В-третьих, ширина Ла-Манша около 137 км, что давало возможность подойти к французскому берегу кораблям за 6-8 часов и перехват противником был менее вероятен. Кроме того, дальность полетов английских истребителей была достаточной для прикрытия десанта.

В дальнейшем развитие операции не предполагалось, так как в тот момент в Англии находилось не более 7 дивизий, некоторые из которых предполагалось перебросить в Египет на помощь генералу Монтгомери, планировавшему наступление против Роммеля.

Местность для десанта была неподходящей. Высокий и крутой берег обеспечивал немцам хорошее положение и обзор относительно подходов с моря к пляжу. Последний был узким и за ним располагалась полуторакилометровая стена, защищавшая Дьеп от прибоя.

Для проведения операции «Юбилей» были выделены значительные силы:  2-я канадская дивизия (4961 человека), британские коммандос (1057 человек), рейнджеры США (50 человек), 14-й танковый полк (55 танков МК IV «Черчилль», 7 бронеавтомобилей МК I «Динго»).

Флот выделил 8 эсминцев, 9 десантных кораблей, 179 десантных барж. От ВВС 56 эскадрилий истребителей и 5 бомбардировочных.

Силы вермахта составляли 302-я пехотная дивизия (около 1400 человек),  пикирующие бомбардировщики и истребители

План операции был разработан с точностью до минуты и предполагал полную координацию и синхронность действий. И как оказалось, в этом в значительной степени был его изъян.

Как в любой операции ставка делалась на внезапность. Вот ее как раз достичь и не удалось. В процессе подхода к цели десант был встречен немецким конвоем и вступил с ним в бой. В результате на берегу была поднята тревога, и неожиданность была утеряна.

Высадка началась 19 августа около 5 часов утра. Первой была атака на две артиллерийские батареи на флангах. Часть батальона коммандос смогла высадиться и вывести батарею из строя, загнав канониров в бункеры снайперским огнем. Высадка основного десанта задержалась, так как войска, понеся тяжелые потери от пулеметного огня, застряли на береговой полосе.

Канадцы высадились, не встретив сильного сопротивления, но не в намеченном месте. В результате они опоздали с началом штурма Дьепа. В том же самом месте через 30 минут высадился второй канадский батальон. Его попытки продвинуться вглубь французской территории были сорваны подошедшими войсками вермахта.

Запоздала высадка танков, из-за чего первая волна штурма была отбита. Когда танки все-таки высадились, было уже поздно. Они оказались зажатыми на узких городских улицах и без поддержки пехоты были хорошей целью для противотанковой артиллерии. Основная часть танков не преодолела укреплений береговой полосы и была уничтожена огнем береговой артиллерии и ударами пикирующих бомбардировщиков.

Очень скоро стало ясно, что операция не удалась и ее командир генерал Робертс отдал приказ к отступлению и последние участники десанта, так и не успев высадиться, повернули обратно.

ИТОГИ

Из 4963 канадцев 3367 были убиты или захвачены в плен, коммандос потеряли 275 человек. Английский флот потерял один эсминец, 33 десантные баржи и 550 человек. Немцы потеряли 561 человек убитыми и ранеными. В воздушных боях над зоной операции приняли участие с двух сторон 945 самолетов. Потери англичан составили 106 самолетов; люфтваффе  потеряло 48 самолетов.

Тактический провал операции «Юбилей» тем не менее оказался весьма полезным для дальнейшего.

Во-первых. Стало ясно, что высадка на западном побережье Франции в портах или вблизи них встретит сильное сопротивление противника. Кроме того, по железнодорожным и шоссейным дорогам противник в состоянии в короткий срок перебросить к месту высадки в самый сложный момент значительные подкрепления. Немцы, и об этом прекрасно знало английское командование, готовили высадку в Англии летом 1940 года в самой узкой части Ла-Манша и считали, что таким же образом будут действовать и союзники. Операции «Колесница» и «Юбилей» лишний раз убедили их в этом. Вот почему после высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года они больше месяца держали крупные силы возле портов Гавр, Булонь и Антверпен в ожидании главной высадки союзников, считая нормандскую отвлекающей операцией. 

Во-вторых. Элемент неожиданности становился первоочередным. Без него десант наполовину обречен. Опомнившийся противник имеет все шансы сбросить его в море относительно небольшими силами.

В-третьих. Опыт высадки в Дьепе наглядно показал, что без завоевания господства в воздухе о десанте нечего и думать. И это нисколько не зависит от всех других положительных факторов. Нет господства в воздухе — нет десанта. Более того, господство в воздухе способно если не парализовать, то существенно затруднить противнику переброску подкреплений к морю, в том числе и бронетехники. Это было подтверждено при высадке в Нормандии, когда штурмовики союзников сделали невозможным передвижение немецких танковых частей в дневное время и ограниченное в ночное. Однако, с теми самолетами, которые были у англичан тогда в наличии, об этом нечего было и думать.

В-четвертых. В Дьепе в очередной раз проявилась старая болезнь — плохое взаимодействие родов войск. Особенно высадившейся пехоты с танками и кораблями. Одними эсминцами десант не прикроешь и не заставишь замолчать береговые батареи противника. Необходимо привлечение крупных кораблей, а для этого узкий Ла-Манш не очень подходит.

В-пятых. Место высадки должно иметь широкий пляж, чтобы на нем могли разместиться высадившиеся танки и артиллерия. На побережье Ла-Манша таких мест практически нет. Дальше к югу местность подходящая, но нет портов, что затрудняет логистику и тыловую поддержку десанта. Пришлось для высадки в Нормандии искать нестандартные решения.

В-шестых. Разведывательное обеспечение операции «Юбилей» оставляло желать лучшего. Многое командованию союзников не было известно, а то, что считалось известным, наоборот, не подтвердилось. Введение противника в заблуждение фактически не удалось. Из этого были сделаны соответствующие выводы. Проведение высадки в Нормандии с разведывательной и контрразведывательной точки зрения было проведено блестяще. Противник не только не предполагал там высадку, но его долго удавалось держать в неведении ложными передвижениями войск в Англии, распространением ложных слухов, в том числе и о проведении совместной с СССР высадке в Северной Норвегии, радиоиграми и т.д. Более того, когда немцам случайно все-таки попал в руки план высадки в Нормандии, они в это не поверили и считали играми английской разведки.

Эти и другие факторы имели чисто военное значение. Однако в операции «Юбилей» были  и политические.

В самый разгар сталинградского сражения в августе 1942 года  премьер-министр Великобритании Черчилль прибыл в Москву. Как пишет весьма информированный английский писатель Александр Верт, который был корреспондентом газеты Sunday Times и BBC в Москве в годы войны, перед английским премьером стояла главная задача — сообщить Сталину о том, что в 1942 году не будет второго фронта.  Черчилль писал: «Это было все равно, что везти большой кусок льда на Северный полюс».

Провал операции «Юбилей» для Черчилля был подтверждением невозможности наличными силами открыть второй фронт до конца года. Причем адресовалось это не только Москве, но и Вашингтону. Президент Рузвельт настаивал на скорейшем открытии второго фронта и именно во Франции. Вместо этого англичане предложили провести высадку в Северной Африке —  Operation Torch (Операция «Факел»). При всей второстепенности для СССР театра военных действий в Северной Африке ее успех и последующая высадка в Сицилии и Италии оказали существенную помощь в ходе Курского сражения. В самый напряженный момент его в июле 1943 года германское командование вынуждено было снять три танковые дивизии с этого фронта и отправить их в Италию, чтобы предотвратить прорыв союзников к Риму и в северную часть страны.

Хотя операция «Юбилей» в тактическом смысле закончилась неудачей, современные историки рассматривают ее как разведку боем перед грандиозной высадкой в Нормандии. Эта частная операция больше диверсионного характера сослужила большую службу. Во всяком случае, уничтоженные коммандос береговые батареи в Дьепе больше не сделали ни одного выстрела, и судам союзников в Ла-Манше стало ходить безопаснее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать