Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Русские наследники могучих императоров

Византийские реликвии Русского королевства
30 марта, 16:24
НАВЕРНОЕ, НЕМНОГИМ ИЗВЕСТНО, ЧТО НА ОДНОМ ИЗ РАННИХ ГЕРБОВ РУССКОГО КОРОЛЕВСТВА, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗОВАЛ ДАНИЛО РОМАНОВИЧ, БЫЛО ИЗОБРАЖЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ДВУГЛАВОГО ОРЛА. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!

Среди русских князей, поддерживавших тесные отношения с Византией, был Роман Мстиславович. По сообщению византийского автора Николая Хониата, в 1200 году столицу империи от половцев спасла «Богом приведенная фаланга» этого князя. В тот же год в Константинополь было отправлено посольство от Романа Мстиславовича. Даже знаем из письменных источников имена послов — Твердиж Остромирович, Недан, Домажир и Негвар. Вероятно, следствием переговоров стал союз между русским князем и византийским императором Алексеем ІІІ Ангелом. Этот союз был скреплен браком Романа Мстиславовича и племянницы императора Анны. Последняя, прибыв во владения своего мужа, на Галичину и Волынь, должна была привезти с собой определенные византийские символы-реликвии.

Стоит учесть тот факт, что Анна, рано овдовев (в 1205 году), длительное время заботилась о своих малолетних детях, князьях Васильке и Даниле, которые пытались вернуть наследство своего отца. Даже когда они стали взрослыми, мать продолжала влиять на них. Не удивительно, что Анна и своим сыновьям, и подданным пыталась привить византийские традиции.

Прежде всего, следует обратить внимание на имена, которые давались Романовичам. Среди них встречаются такие, которые не были присущи русским князьям «Владимирового племени». Это прежде всего имя сына Романа — Данила. Сам же Данило дает своим детям такие же «необычные» имена — Ираклий, Лев. Указанные имена были распространены среди византийцев, в том числе императорских семьях. В конце концов, имя еще одного сына Романа — Василий (или Василько), тоже является «типично византийским».

На одном из ранних гербов Русского королевства, который использовал Данило Романович, был изображен двуглавый византийский орел. Такой символ установили на башне в городе Холм — фактической столице этого князя.

Интересно и то, что среди польских коронационных регалий были найдены вещи византийского происхождения. В частности, золотой крест византийских императоров с фрагментом дерева Креста Господнего. Как эта реликвия попала к польским королям? Исследователи придерживаются следующей версии. Вероятно, крест был привезен Анной и находился среди регалий Романовичей. Но в 1340 году польский король Казимир ІІІ ограбил Львов, забрав оттуда эти вещи. В польских и украинских источниках говорится об этом ограблении и даже называются забранные реликвии. Среди них — две короны и два золотых креста, один из которых — в дереве Святого Креста. То есть можно допустить, что это был крест византийских императоров. Правда, в этой версии есть слабое звено. Львов на то время — не столица Русского королевства. Резиденцией правителей этого государства не одно десятилетие перед этим был Владимир на Волыни. Сомнительно, что во Львове могли находиться регалии русских королей. Однако в середине XIVв., когда шла борьба за земли Русского королевства, в руках поляков оказывался и Владимир. Там эти регалии могли быть забраны. Польские же, как и украинские хронисты, это событие «задним числом» могли перенести во Львов. Ведь в XIV—XV вв. этот город стал большим и богатым торговым центром, потеснив прежние столицы королевства Русского — Владимир и Галич.

Но интересно не только это. Ориентировочно на ХІІІ ст. приходится появление на волынских территориях трех икон византийского происхождения, которые стали известными святынями. Это — Зимненская, Холмская и Белзкая иконы Божьей Матери. Все они появились в местах, где находилась или могла находиться Анна. Также стоит помнить, что около 1219 года эта княгиня стала монахиней. Поэтому могла брать под опеку монастыри, одаривать их реликвиями.

Зимненский монастырь Успения Пресвятой Богородицы находится в окрестностях города Владимира на Волыни. Сейчас о нем рассказывают разные легенды, что эта обитель появилась еще в Х в. и основана князем Владимиром Святым. И что именно тогда там появилась Зимненская чудотворная икона Богородицы. На самом деле первые реальные упоминания о монастыре относятся к XV в. Хотя, конечно, монастырь мог существовать и раньше. Относительно иконы, она имеет византийское происхождение. И могла быть подарена княгиней Анной, которая длительное время жила во Владимире, где, вероятно, приняла монашество.

Небезызвестной святыней является Холмская икона Божьей Матери. Как уже говорилось, Холм фактически был столицей князя Данила. Анна же имела достаточно большое влияние на этого сына. Не без ее влияния он принял королевскую корону. Обустраивая свою столицу, Данило построил церковь святого Иоанна Златоустого. В этой церкви князь установил «образ Спаса и пресвятой Богородицы, которую ему сестра Федора дала из монастыря Феодора». Это событие относилось к 1259 году. Возможно, это и является упоминанием о данной иконе, которую позже начали называть Холмской Богоматери. Последняя написана темперными красками на кипарисовых досках в византийском стиле. То есть тоже имеет византийское происхождение.

Однако наиболее известной среди икон Русского королевства была Белзкая (ныне известна как Ченстоховская) икона Божьей Матери. Она была перерисована по крайней мере дважды и содержит три слоя краски. Причем первый появился не раньше ХІІ—ХІІІ вв. То есть именно этим периодом можно датировать появление упомянутой реликвии. Это как раз время, когда жила княгиня Анна. Икона имеет несомненно византийское происхождение.

Точно не установлено, когда и как появилась она на русских землях. Существуют легенды об этом, дошедшие до нас с XV в. Согласно одной из них, эта икона была нарисована евангелистом Лукой, принадлежала Константину Великому, а затем другим византийским императорам. Ее в Византии якобы увидел Лев, сын короля Данила, и привез в город Белз. Правда, нет никаких сведений о том, что этот князь бывал в Византии. Дальше, согласно легенде, Лев с большим почетом поместил икону в Белзком замке под опекой православного духовенства. Другая легенда гласит, якобы эта древняя икона появилась на Руси в ХІІ в. Побывала в Болгарии, Моравии и Чехии, пока снова не вернулась на Русь, где ее князь Лев отдал в Белзкий замок. А Бартоломей Зиморович (— 1677) в своем труде Leopolistriplex («Тройной Львов») утверждал, что этот князь отдал Онуфриевскому монастырю во Львове на хранение икону Богородицы, нарисованную евангелистом Лукой.

Действительно, относительно появления иконы в Белзе есть немало путаного и легендарного. Нужно иметь в виду, что в ХV в. и в следующие века князь Лев стал легендарным персонажем на Галичине. Его имя использовали при подделке грамот, о нем повествовали разные легенды, приписывая ему и то, чего он не делал. Могли ему также приписать перенесение в Белз иконы Божьей Матери.

По нашему же мнению, эту реликвию княгиня Анна могла привезти с собой из Византии. Ведь икона, достовернее всего, написана в ХІІ веке, в конце которого родилась княгиня. Во время своих скитаний после смерти мужа Анна, вероятно, возила реликвию с собой. В 1207 году княгиня добилась, чтобы ее сыну Васильку дали Белз. Это был плацдарм, откуда ее потомки могли начать серьезную борьбу за наследство своего отца. Романовичи на определенное время закрепили этот город за собой. И не исключено, что княгиня могла здесь оставить икону Богородицы. Конечно, это гипотеза. Но она выглядит более достоверной, чем легенда о том, что князь Лев привез эту икону из Византии.

В Белзе икона находилась до конца XIV в. В то время велась ожесточенная борьба за Русское королевство. Людовик Венгерский, который претендовал на земли этого государства, сделал здесь своим наместником Владислава Опольского, который происходил из польского княжеского рода Пястов. На землях этого королевства он правил в 1372—1379 и 1385—1387 годах. Владислав даже титуловал себя «Божою милістю пан і дідич Руської землі». Именно он забрал икону Божьей Матери из Белза. Существует версия, будто сначала этот князь забрал ее во Львов (возможно, в 1377 году), а затем, в 1384-м вывез в Ченстохову в католический монастырь паулинов.

Со временем появилась «благочестивая легенда». Мол, литовцы и татары ворвались на Русь и осадили Белзкий замок. Князь Владислав, в надежде на помощь Божьей Матери, вынес икону из церкви и поставил на городской стене. Чудотворный образ был пробит вражеской стрелой. Но после этого тьма спустилась на вражеское войско и заставила снять осаду замка. И вот тогда Богородица, якобы явившись князю Владиславу во сне, велела перенести икону на Ясную Гору Ченстоховскую. О достоверности этой легенды, думаю, говорить не стоит. Необходима была она, чтобы прикрыть похищение реликвии.

Со временем Белзкая (теперь — Ченстоховская!) икона Божьей Матери стала главной святыней Польши. Но это уже другая история. Однако показательно, что Белзкая (Ченстоховская) Богоматерь уважаема не только католиками, но и греко-католиками, а также православными.

Действительно ли княгиня Анна принесла в Русское королевство Зимненскую, Холмскую и Белзкую иконы Божьей Матери, но то, что она утверждала в этом государстве византийские традиции, сомнений нет. Ее сыновья осознавали, что в их жилах течет кровь византийских императоров. Считали себя их наследниками. Об этом свидетельствуют разнообразные византийские артефакты, которые сохранились со времен королевства Русского.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать