Шоколадная королева
Одна из немногих женщин в бизнесе межвоенной Галичины Клементина Авдикович-Глинская была активной участницей движения «Свой к своему за своим», который сегодня возрождает в Украине компания «Джерелия»
Открыть свое дело пани Клементину заставила трагедия - умер ее муж, писатель и профессор гимназии в Перемышле Орест Авдикович. Вдова осталась одна с двумя малолетними детьми. Пенсии она добиться не смогла, на работу ее никто не брал. Другая бы на ее месте отчаялась, но только не Клементина. Решительная галичанка продала шубу и часы покойного мужа, на полученные деньги купила мешок сахара и специальную машинку для создания кондитерских изделий и стала готовить сладости дома. Так началась история ее будущей фабрики «Фортуна Нова».
Прошло совсем немного времени, а новоявленная бизнес-леди уже имела свой магазин, помещение для упаковки товаров и нанимала пятерых работников. В мемуарах пани Клементина писала: «Я радовалась мысли, что недавно сама думала о куске хлеба для своих детей, а теперь даю работу и заработок пяти людям. В мечтах видела я сотни занятых работников и гордость по поводу украинского начинания, ведь тогда моя фабрика была одной из первых украинских мануфактур в регионе».
Вскоре Авдикович-Глинской стало тесно в Перемышле, и она стала ездить по крупным городам, чтобы лично представить сладости «Фортуны». А в 1922 году перевезла фабрику вместе со всем оборудованием во Львов. Это был очень смелый поступок, ведь в столице Галичины уже работало семь кондитерских фабрик и 84 фирменных магазина, торгующих кондитерскими изделиями.
Сначала пани Клементине было непросто: конкуренты едва не отобрали у нее оборудование. Чтобы сохранить в целости ценное имущество, храбрые работницы «Фортуны» забаррикадировались внутри фабрики и в результате битвы за машины и станки выиграли. Эта история не обошла одного из самых состоятельных украинцев - митрополита Андрея Шептицкого. В конце концов митрополит на правах пайщика инвестировал в дело Авдикович-Глинской около 46 тыс. долларов. Тогда же к названию добавилось слово «Нова», а производство переехало в новые удобные помещения, предоставленные Шептицким.
Бизнес Клементины процветал. На полученные деньги она приобрела современное немецкое оборудование, благодаря которому нарастила производство с 200 килограммов до пяти тонн в день. При этом сырье «Фортуна Нова» использовала исключительно от украинских поставщиков. Одной из заповедей директрисы было: «Не угощай чужими сладостями, не подрывай никому здоровье!». Между тем ее фабрика уже производила шоколадные конфеты, помадки, фруктовое желе, мороженое, пирожные и печенье. Фирменный магазин располагался в самом центре Львова - на улице Русьской.
По-настоящему известной «Фортуну Нову» сделала удачная маркетинговая и рекламная стратегия. Над дизайном продукции работали талантливые украинские художники: Левицкий, Гордынский, Бутович. Мастер Бумба из карпатского Сколе делал подарочные деревянные коробки, которые сами по себе были произведениями искусства. Однако самым ярким ходом «Фортуны Новой» стал выпуск специальной серии конфет «Сладкая история Украины». Коробки с изображениями князей и гетманов - от Владимира Великого до Павла Скоропадского - многие галичане стали коллекционировать.
Все это дало возможность еще больше расширить бизнес и открыть новые магазины: два во Львове и по одному в Стрые и Дрогобыче. Пани Клементина лично отбирала персонал, почти все ее работницы имели среднее или высшее образование. Не забывала и о необходимой рекламе: регулярно давала заметки в украинских газетах, выпускала календарики, проводила презентации. В результате сладости фабрики «Фортуна Нова» стали покупать не только в Галичине, а и на Волыни, в Кракове, Холме и Варшаве. Кроме того, крупные заказы поступали от украинской диаспоры в США и Канаде.
Авдикович-Глинская принимала активное участие в социальной жизни края: на праздник св. Николая обеспечивала украинских школьников бесплатными сладостями, материально поддерживала «Союз украинок» и Женский конгресс украинок, который проходил в Станиславе (нынешнем Ивано-Франковске). Несмотря на серьезные финансовые трудности, вызванные затруднительной экономической ситуацией в Галичине, «Фортуна Нова» выстояла благодаря верности постоянных клиентов, которые исповедовали принцип «Свой к своему за своим», и завершила историю только в 1944 году, когда ее национализировала советская власть. Сегодня на базе этой фабрики выпускают шоколад «Свиточ».
Движение «Свой к своему за своим» зародилось в Галичине в конце XIX века. За несколько лет оно почти вытеснило зарубежные товары с территории региона, более того: украинские производители стали работать на экспорт. Сегодня инициатива приобретает новое звучание. Первый этап программы «Свой к своему 2.0» призывает производителей прислать историю своего бренда на электронную почту sviydosvogo@jerelia.com. Самым интересным брендам «Джерелия» поможет с продвижением. А тем, чей товар будет отвечать всем стандартам компании, - с производством.
Section
История и Я