Сикорский — американский украинец
В расхристанном по структуре и стилю материале Сергея Гончарова «Сикорский — «известный» и «неизвестный» ( «День», стр. «Украина Incognita» №132 за 2001 г. ) есть немало неточностей и домыслов. Это не к лицу автору — человеку, по самохарактеристике, «более осведомленному с историей техники и военного дела, нежели социальной психологией».
С одной стороны, Сикорский «в пантеон отечественной истории (...) почему-то не попал. Об этой фигуре у нас практически не вспоминают...» С другой стороны — «это имя обласканное и канонизируемое (...) советской историей науки и техники».
С. Гончаров капитально ошибается. В прессе Украины эпохи независимости об Игоре Сикорском и его семье опубликовано немало сообщений и исследований, а не только «несколько строк» в специализированном журнале «Авіація і час». Откройте, во всяком случае, фундаментальную книгу о нашем авангарде — «Інтервали: Космізм в українському мистецтві XX сторіччя» (К., 2000). О газетах не стоит и говорить. Вот почему увесистые филиппики С. Гончарова в адрес крашеных лисиц отечественной истории абсолютно неуместны!
Относительно пантеона. Еще нужно всем миром выяснить, что это такое и каким он должен быть в Украине. Или недостаточно нам гигантомании? Возможно, при нынешних материальных трудностях достаточно двух памятных знаков — на фасаде главного здания Киевской политехники, которая воспитала И. Сикорского, и дома, где он жил. В перспективе (например, к 30-летию смерти изобретателя, т.е. осенью следующего года) можно и стоило бы установить на Шулявке один из настоящих вертолетов корпораций «Сикорский аэроинджиниринг» или «Юнайтед технолоджиз». Думаю, потомки Сикорского по генеалогии и бизнесу охотно помогли бы Киевской горгосадминистрации и ректорату КПИ реализовать идею подобного памятника.
Собственно, пантеон должен быть в памяти народной. Какие же существенные штрихи прибавил С. Гончаров к портрету, известному нам, например, из публикаций и радиорассказов журналиста и историка В. Сергийчука? Никаких! Кроме...
В нескольких местах автор отмечает, что Сикорский не имеет ни малейшего касательства к нашей национальной родословной, к украинскому этносу. «Сикорский не был русским (хотя всю жизнь говорил на русском языке и другого не признавал). Он был поляком!» Хотя и «коренным киевлянином». В общем, «Сикорский родился, жил, учился и формировался как инженерный гений в Украине, но не был ни украинцем, ни даже (страшно сказать!) патриотом государства, которое тогда еще не существовало. Более того, этот «русский поляк» всю свою сознательную жизнь оставался убежденным монархистом, сторонником той самой «великой, единой и неделимой».
Совершенно новая версия: в 1999 году наиболее тиражируемая тогда газета представила Сикорского «упрямым русским». Но это только очередной домысел. Или, скорее всего, вымысел. Общеизвестно, что в официальных документах гражданина Российской империи национальность не фигурировала. Вместо этого чиновничество скрупулезно указывало, какую он веру исповедовал. Следовательно?..
Автор ничтоже сумняшеся считает Сикорского поляком. В таком случае Игорь должен был быть католиком. Как Тадей Рыльский, Владимир Антонович, Вячеслав Липинский... Но несть числа им, достославным полякам, которые стали не просто патриотами «государства, которое тогда еще не существовало», а его идеологами. Ба, даже выдающимися теоретиками украинского буржуазного национализма. Поэтому, в конечном счете, это не так принципиально: действительно ли Сикорский поляк? Однако вымолвил «А» — давай доказательства «Б», «В» или «Г»! Думаю, что у С. Гончарова их нет...
Поэтому давайте поразмышляем вместе. Отец Сикорского — Иван, а не Ян. Кем был этот «коренной киевлянин» в широком смысле — как обитатель святой Киевской земли? Выходцем из Сквирского уезда, сыном сельского священника. Думаете, последний, т.е. дед Игоря, был ксендзом? Ничего подобного — священником. Не униатским, а православным. Звали его Алексеем. Таким образом, Иван Алексеевич Сикорский, отец гения инженерной мысли, принадлежал к православному вероисповеданию. По документам Игорь Иванович Сикорский — однозначно православный.
Не знаю, «как делается новая, «национально сознательная» история», но все-таки был Сикорский и украинцем, и украиноязычным, и патриотом Украины. Вот живой аргумент. В штате Коннектикут, США, в городке Гантингтоне, неподалеку от так называемого «Завода Сикорского», я случайно познакомился с пожилой четой Свириденко — Боголюбом и Светланой. Они хорошо знали Игоря Ивановича, а нынче поддерживают довольно близкие отношения с Игорем Игоревичем и другими потомками гения.
— Кем считал себя Сикорский? — спросил я пани Светлану, когда узнал, что она длительное время работала с женой изобретателя в одной фирме.
— Не знаю, кем он себя считал до войны, — искренне ответила эта бойкая женщина, которая, кстати, в этом году активно участвовала в III Конгрессе украинцев. — В послевоенное же время наша диаспора делала все, чтобы Игорь Иванович в полной мере осознал себя украинцем. Мы с ним не разговаривали на русском языке. И не только по принципиальным мотивам: практически не знаем его до сих пор. Поэтому Сикорский чем дальше, тем чаще употреблял не английский, а украинский язык. Особенно, когда мы затевали дискуссию о будущей самостоятельной Родине. Во всяком случае, когда он умирал, он осознавал себя американцем по гражданству и украинцем по происхождению и менталитету.
Не буду останавливаться на мелких неточностях в публикации С. Гончарова. В завершение только пожелаю «Дню» продолжить тему. Род Сикорских действительно стоит того.
Выпуск газеты №:
№201, (2001)Section
История и Я