Страницы забытой Славы
Что мы знаем о Королевстве Русском?![](/sites/default/files/main/articles/13012017/21danilo.jpg)
Историческая преемственность нации и государства, а особенно наследственность и длительность державотворческих, культурно-цивилизационных традиций того или иного народа — это, несомненно, сословный стержень, единый и прочный фундамент для утверждения национальной идентичности людей, которые испокон веков живут на своей земле. Безусловно, это в полной мере касается и Украины. Усвоение победоносных, а также горьких уроков государственности — лучшая школа исторической мудрости.
Но для украинцев эта проблема приобрела удивительную, чуть ли не уникальную форму. Не так просто отыскать еще одну такую страну, где бы журналисты уважаемых и популярных СМИ позволили себе невежественные, далеко не невинные высказывания наподобие: «Наше молодое государство» или же «Украинскому государству сегодня — 25 лет» (автор этих строк лично слышал такой «перл» от молодого репортера 24 августа 2016-го), и эти «посылы» не вызывали бы такого сопротивления в массовом сознании. Что это значит? А то, что таким образом резко, угрожающе сужается «пространство ответственности ныне сущего поколения перед предками, которые завоевывали принципы государственности и национальной свободы на протяжении многих веков, и точно так же — перед потомками, для которых надлежит эту свободу сохранить.
Но даже в какой-то степени осведомленный в национальной истории наш соотечественник — какие достижения, формирующие украинское государство, он прежде всего может назвать? Конечно, Киевскую Русь, казацкое гетманское государство, в ХХ веке — УНР, Гетманат Павла Скоропадского, государственные институты, которые стремились создать лидеры ОУН, конечно, квазигосударство «УССР» (трудно совсем не вспомнить о ней). Особенно любознательные и «продвинутые знатоки истории», вероятно, пожелают углубиться в толщу веков и будут рассказывать о древних протославянских (анты, например) или скифских союзах племен (по желанию и гуннов можно рассматривать как таких себе «предшественников» украинского государства — читайте роман «Меч Арея» Ивана Билыка). Собственно, почему бы и нет?
Однако при таком подходе совсем выпадает из поля зрения очень важная страница нашей истории (а скорее — преинтересный, большой лист, наполненный таинственными письменами, которые нам очень нужно расшифровать), как Королевское Русское (по латыни: Regnum Russiae), до 1253 года существовало под официальным названием «Галицко-Волынское княжество» (по латыни также: Regnum Galiciae — «Галицкое королевство») — действительно мощное, без каких-либо «патриотических» преувеличений, средневековое центральноевропейское русское (украинское) государство, которое включало в период наибольшего своего могущества (1253 год — начало ХІV века) очень обширные юго-западные (и не только) территории старого Киевского государства, обескровленного в результате монгольского нашествия. Даже по традиционной хронологии Королевство Русское (в государственном смысле более крепкая и более зрелая форма Галицко-Волынского государства) просуществовало почти 100 лет — до той поры, пока было поглощено и «инкорпорировано» польскими, венгерскими и литовскими соседями (о чем речь впереди). Но обратим внимание, читатель: даже после этого политические, культурные и экономические достижения Королевства Русского не исчезли — они органично (в новых, видоизмененных формах, разумеется) влились в государственные и социальные «организмы» Великого Княжества Литовского (в наибольшей степени именно его), Польского государства ХIV—XV вв., впоследствии — Речи Посполитой (ведь стоит еще раз напомнить о «княжестве Русском» или же «Воеводстве Русском», которые длительное время существовали в подчинении польской короне и были прямыми правопреемниками Королевства Русского). Очевидно, был абсолютно прав Михаил Грушевский, который, в противовес схеме «Общерусской истории» (Киевская Русь — Великое княжество Московское — Московское государство — Российская империя) разработал принципиально иной подход к истории украинского национального создания государства: Киевская Русь — Украина — Галицко-Волынское государство (с 1253 по 1349 год — Королевство Русское) — Великое Княжество Литовское — начало становления украинского казацкого государства. Если мы отбрасываем концепцию «Общей истории» Украины и России, то, идя вслед за М. Грушевским, необходимо уделить особое внимание именно истории Королевства Русского, тем более что мы получаем таким образом возможность ступить на исключительно интересный духовно-идеологический «украинский мост на север» и исследовать очень весомые для нас историко-культурные связи Украины с Великим Княжеством Литовским, Речью Посполитой, отчасти и с Швецией на протяжении ХIV—XVII веков. Итак, в путь, читатель, мы узнаем немало нового.
Стоит при этом предупредить друг друга, что XІV — первая половина XV веков (мы коснемся именно этого периода, когда будем говорить об упадке Королевства Русского) — это, возможно, один из наиболее «темных» периодов нашей истории. Письменных источников мало (как раз на переломе ХІІІ и XІV веков прерывается последовательное повествование одного из самых авторитетных среди них — Галицко-Волынской летописи), те, которые дошли до нас, — противоречивые, туманные или неполные (правда, есть интересные записи иностранных путешественников, об одном из которых мы еще коротко вспомним). Чуть ли не половина того, что мы, например, знаем о короле Юрии, внуке Данила Галицкого (начало XІV века) — это надпись на его государственной печати: «Печать пана Георгия — Юрия, короля Руси». По латыни: «Sigillum Domini Georgi, Regis Rusie». И на обороте «Печать пана Георгия-Юрия, князя Володимирии». По латыни: «Sigillum Domini Georgi Ducis Ladimerie». На этой же печати — единственный известный (чудом сохранился!) портрет Юрия І (Георгий).
Но вопреки нехватке достоверных сведений и точных источников, попробуем очень сжато изложить наиболее важные для понимания истории Королевства Русского факты. Это государство встречается в исторических «анналах» от декабря 1253 г., когда Данило, сильный правитель Галицко-Волынского княжества, мудрый дипломат, умелый полководец, объединитель западноукраинских земель, потомок Рюриковичей (потом на землях Королевства Русского господствовали представители литовской династии Гедиминовичей и польской — Пястов), был от имени Папы Римского Иннокентия ІV удостоен исключительного титула «Короля Руси» (впервые среди монархов Восточной Европы!), а папский легат Опизо торжественно короновал Данила. Правда, часть историков утверждает, что Данило был не первым среди древнеукраинских князей, которые получили королевский титул. Есть версия, согласно которой еще около 1075 года папа римский Григорий VІІ (один из наиболее могучих римских первосвященников) возвел на «королевский титул» Ярополка Изяславича, внука Ярослава Мудрого, выдав буллу такого содержания: «Дмитрию (имя, данное при крещении Изяславу, отцу Ярополка. — И. С.), королю Русскому и королеве, жене его. Ваш сын во время посещения Апостольского престола хотел получить королевство как дар святого Петра из наших рук (именно такой способ предоставления королевского титула был легитимным в IХ—ХV веке — только от имени Папы! — И. С.). Мы удовлетворили его просьбу и стремление, поскольку они показались нам справедливыми, и кроме того, учитывая ваше согласие передать ему управление вашим королевством как частью владений святого Петра». Однако подлинность этой буллы признается не всеми специалистами. К тому же в любом случае реализовать прерогативы королевской власти ни Изяслав, ни Ярополк не смогли: власть в Киеве захватил брат Изяслава — Всеволод, Изяслав погиб в битве на Нежатиной Ниве в 1078 году, а сын его Ярополк был жестоко убит на Волыни своим же дружинником через восемь лет. Поэтому, договоримся, читатель, что мы будем рассматривать именно Данила Галицкого как первого Короля Русского.
В состав Галицко-Волынского государства, а впоследствии — и королевства Русского как его правопреемника (хоть здесь есть вопрос: как видим, в упомянутой нами печати Юрия Львовича, внука Данила, именуют то «королем», то «князем») входили Галицкая, Перемышльская, Звенигородская, Теребовльская, Владимирская, Луцкая, Белзкая, Холмская, Берестейская земли, Низовье (впоследствии Подолье), а также земли между Восточными Карпатами, Дунаем и Днестром, на которых потом возникло Молдавское княжество. Однако есть исторические источники (степень доверия к ним — отдельный вопрос), согласно которым границы этого древнеукраинского государства охватывали значительно большие территории. Так, анонимный автор «Книги знаний обо всех королевствах, землях и владениях, которые есть в мире» (составлена неизвестным нам католическим монахом в 50—60-х годах ХІV века) описывает города и страны, в которых он побывал, и рассказывает буквально следующее: «Покинув Польское королевство, я прибыл в Королевство Львов (очень необычное для нас историческое название! — И. С.), которое немцы называют Лемберг и в котором есть 5 больших городов. Первый называется Львов, второй — Киев (написано именно так! — И. С.), следующий — Владимир (Волынский. — И. С.), следующий — Пинск, следующий — Сивер. Известно, что Королевство Львов граничит со страной Романией (очевидно, имеется в виду Византия. — И. С.) и с Королевством Алемания (вероятно, немецкие земли. — И. С.). Король того Львова имеет зеленый флаг с красным крестом».
Конечно, такая информация (в том случае, если она отвечает историческим реалиям) существенно меняет наши представления о Королевстве Русском, его границах и размерах. Информация о «Королевстве Львовском», а тем более о подчинении ему Киева в ХІV в. может насторожить исследователя. Поневоле возникает вопрос: существовало ли это королевство (может, анонимный автор спутал его с Королевством Русским? Но, по поддерживаемой историками версии, последнее прекратило свое существование еще около 1349 года, его разделили между собой поляки, Великое Княжество Литовское и, частично, венгры)? Если существовало, то какие конкретно города и территории входили в его состав? Это — интересный вопрос, рассматривать который в рамках этой небольшой статьи вряд ли целесообразно. Заметим лишь, что в свое время еще Михаил Грушевский допускал, что власть потомков Романа Мстиславовича (отца Данила Галицкого, который сделал очень много для того, чтобы объединить галицкие и волынские земли в единое государственное целое) могла распространяться в конце ХІІІ — в начале ХІV века и на Киев.
Вообще ближайшие потомки Данила Романовича, короля Русского, достаточно активно расширяли свои владения. Так, Лев Данилович (в честь которого названа столица Галичины) распространил в 90-х годах ХІІІ века свою власть на Люблин и Закарпатье. У нас нет данных, что Лев в тот же период подчинил себе и Надднепрянщину (еще раз напомним: речь идет о достаточно «темном» времени украинской истории), но это также полностью могло произойти на изломе ХІІІ и ХІV веков. Если это так, то украинские земли фактически были объединены тогда под одной властью — властью Королевства Русского (не принимая во внимание степь, которая была тогда под властью монголо-татар).
Можно с уверенностью утверждать, что Королевство Русское, управляемое Рюриковичами — потомками Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого, было достойным наследником Киевской династии, продолжателем как европейских, так и русских политических и культурных традиций. Королевство осуществляло достаточно активную внешнюю политику в Центрально-Восточной Европе. Основными соперниками древнеукраинского государства были на то время Венгрия, Польша, половцы (до начала монгольского нашествия), а с середины ХІІІ в. — Литва и Золотая Орда (хоть отношения с этими государствами были далеко не однозначными, варьируясь от жестокой вражды к более или менее длительным политическим и династийным союзам). Ради сдерживания агрессии своих непредсказуемых соседей Галицко-Волынское княжество, а впоследствии Королевство Русское должно было заключать союзы с католическим Римом и Тевтонским орденом.
Основной причиной упадка Королевства Русского, равно как и многочисленных земель и княжеств, которые входили в его состав, было отсутствие (особенно после смерти короля Юрия І) крепкой централизованной власти, слишком сильные позиции боярской олигархической шляхты в политике, и, конечно же, агрессивные посягательства соседей. В 1340 году, после того как последний правитель государства, Юрий ІІ Болеслав Тройденович, был отравлен боярами (все данные свидетельствуют об этом), разгорелся ожесточенный конфликт между соседними государствами за Русское (Галицко-Волынское) наследство. В итоге в 1349 году Галичина была захвачена польским королем Казимиром Великим, а Волынь — Великим Княжеством Литовским. Но в истории тоже действует своеобразный «закон сохранения»: ничего никуда абсолютно не исчезает (как бы кому-то не хотелось, чтобы это было именно так), государства, народы, экономические уклады, достижения материальной или духовной культуры могут превращаться, трансформироваться, «переплавляться», видоизменяться — однако они никуда не исчезают, не «испаряются», не «тают», а продолжают оказывать влияние, часто незримое, на ход исторических событий.
История одного из самых могучих государств Восточной Европы ХІІІ—ХIV вв. — Королевства Русского — Украинского государства, управляемого такими незаурядными властителями, как Данило Романович Галицкий, сын его Лев, король Юрий, — ярко доказывают это. Наследство королевства своеобразно «проросло» в новых условиях, в пределах новых государств — Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой (всего один пример — Воеводство Русское, по латыни — Palatinatus Russiae), самоуправляемая организация в пределах Польского государства, которое существовало в 1434—1772 годах). А это значит — украинский мост на север действовал и в эти века. Следовательно— наш разговор еще не окончен.
Выпуск газеты №:
№3-4, (2017)Section
История и Я